Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развивающие тренинговые технологии
Опора на тренинговые технологии нецелесообразна: они должны использоваться как вспомогающие. Поскольку конкретные тренинги всегда предметно ориентированы и рассчитаны на отдельные задачи развития, подбор примеров в данном случае нужен, тем более литературы по организации тренингов достаточно. В рамках пособия целесообразно рассмотреть методологические и теоретические аспекты развивающего тренинга. Обращаясь к развивающему тренингу как к одному из психологических технологий развития социально-профессиональных компетенций, метапрофессиональных качеств и компетентностей, нужно особо подчеркнуть его своеобразие. Распространенность тренинговых технологий в современном образовании, прежде всего в управлении персоналом и бизнес-образовании в сфере коммуникаций, привела к некоторым н е г а т и в н ы м п о с л е д-с т в и я м. Во-первых, размываются границы разных типов тренинга без соответствующих методологических и теоретических оснований, на которых они построены. При этом желаемый клиентом результат тренинга может подменяться чем-то иным. Во-вторых, нередко забывают, что разработка тренинга и его ведение — это две разные вещи, с одной стороны, а с другой — для обеих процедур необходима психологическая подготовка и высокая квалификация тренера. Между тем, на рынке подобных услуг часто действуют непрофессионалы и дилетанты, которые на неискушенный взгляд клиента (обладающего высокой мотивацией, но не психологической грамотностью) сливаются с реальными профессионалами. Актуализировав данную проблему как весьма специфичную, обратимся к тому, что собой представляет тренинг и как его следует использовать в профессионально-образовательном процессе для развития социально-профессиональных квалификаций. Прежде всего, отметим, что мы понимаем под развивающим тренингом. Этот тип тренинга направлен на развитие определенных социально-профессиональных качеств и свойств личности и только. Подчеркнем, его цель — не развитие всей личности и переосмысление жизненных позиций для решения внутриличностных проблем как в тренингах в рамках психотерапии и не выработка определенных навыков поведения или усвоения технологий поведения для эффективной деятельности как, например, в весьма распространенных тренингах продаж. С его помощью совершенствуются определенные личностные качества и свойства, необходимые и важные в конкретной профессиональной деятельности, вслед за ними личность и деятельность. Основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в спе-214 циально организованных групповых воздействиях. Совершенно очевидно, что тренинговую работу должен проводить психолог, однако при наличии методологически и теоретически грамотно разработанных программ (с помощью специалиста), вести тренинг при определенных личных усилиях способен и преподаватель, и мастер производственного обучения. Для этого необходимы по крайней мере два компонента: психологическая грамотность и способность к постоянной рефлексии. Таким образом, развивающие тренинги, благодаря своей специфичности, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки для развития выделенных социально-профессиональных квалификаций, иными словами — метапрофессиональных качеств. В заключение этой главы отметим, что рассмотренные развивающие технологии широко распространены на курсах повышения квалификации, в меньшей степени они используются в профессиональной школе. Объясняется это не только приверженностью педагогов традиционным инструментально-технологическим формам и методам обучения. Применение развивающих технологий требует соответствующих условий: – возможности организации небольших учебных групп; – особой организации учебно-пространственной среды (комбинированные учебные столы, комплексное оборудование, компьютерное оснащение и др.); – наличия социально и профессионально значимых ситуаций, задач и проблем, дополненных информационно-справочными данными. По своей сути развивающие технологии — это технологии мастер-классов. П р и н ц и п ы и х п о с т р о е н и я: – атмосфера открытости, сотворчества, взаимодействия; – эмоциональная приподнятость, доброжелательность, психологическое гостеприимство; – социально-педагогическое равноправие всех субъектов профессионально-образовательного процесса; – эмоционально-положительное восприятие членов группы; – создание чувства уверенности в собственных силах и потенциальных возможностях. Комплексный подход к развитию метаобразований специалиста отражается в технологической карте. Ее обобщенная структура представлена в табл. 25. В зависимости от стандарта профессии1 проектируется лич-ностно ориентированная карта профессионального развития. Ис-1 Профессиональные стандарты — минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения производительности и качества выполняемых работ, указанием должностных обязанностей, квалификации и стажа работы. ходные данные — должностные инструкции, профессиограммы, профессионально-квалификационные характеристики специалистов. Т а б л и ц а 25
|