Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие сенсомоторных ключевых компетенций
Успешность формирования у учащихся трудовых навыков во многом зависит от развития у них таких качеств, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук и инструмента в пространстве; способность коррекции движений при их выполнении; глазомер; ощущение временных интервалов (так называемое чувство времени); слуховое восприятие, в частности развитие технического слуха. Овладение совокупностью перечисленных компонентов можно выразить общим понятием «сенсомо-торная компетентность». Сенсомоторная компетентность предполагает нечто большее, чем обычный перенос навыков. Перенос означает ускоренное формирование какого-либо конкретного навыка при наличии у обучаемого другого определенного навыка. Сенсомоторная компетентность — основа для более быстрого формирования многих навыков. Важный резервом для ускорения формирования профессиональных навыков становится целенаправленное развитие отдельных компонентов сенсомоторной компетентности, так называемых профессионально значимых (ключевых) психофизиологических функций. Причем развитие профессионально значимых функций, как было показано Л.А.Леоновой, выступает средством не только ускорения образования профессиональных навыков, но и имеет более широкое значение: активного формирования профессиональной пригодности учащихся, повышения их работоспособности, адаптации к новым видам профессиональной деятельности1. Таким образом, развитие сенсомоторной ключевой компетенции повышает профессиональную мобильность рабочего. Например, для профессии «токарь» профессионально значимые функции — точность кинестетического анализа; функциональная подвижность 1 См.: Леонова Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М., 1980. двигательного аппарата; способность к интегративному образу рабочих действий, в частности, запомнить их определенную последовательность; глазомер; точность дифференцировки мышечных усилий. Рассмотрим возможности формирования ключевых компетенций в профессиональном обучении на примере ФРГ1. Для развития сенсомоторных ключевых компетенций широко используется четырехступенчатый метод формирования навыков: – подготовительная ступень — создание учебной ситуации; – демонстрационная ступень — формирование представления о трудовых действиях; – пробное выполнение трудовых действий; – упражнения и отработка навыков. Важное значение придается объяснению сущности психофизиологических механизмов трудовых действий, технике их выполнения и обоснованию трудового процесса. Краткая формула данного метода производственного обучения выглядит так: «что— как—почему так». Усовершенствование этого в общем-то традиционного метода адаптировано применительно к ключевым компетенциям. К новым методам производственного обучения относится такое, которое основано на регуляции выполняемых действий. Суть его — формирование у обучаемых представлений (ориентировочной основы) об осваиваемых трудовых действиях при помощи инструкционных карт (вербальный тренинг), различных технических средств обучения (активный тренинг), психорегуляционного тренинга. Теория регуляции трудовых действий основывается на так называемой концепции акцентированного тренинга психорегуляции действий. Главное внимание уделяется формированию образа действий — психической модели способа выполнения трудовой деятельности. Тренинг предусматривает постоянное развитие внимания, представлений, мышления и речи обучаемого. Концептуально в основе данного метода лежит теория поэтапного формирования действий П.Я.Гальперина. При развитии когнитивных ключевых компетенций применяют когнитивное инструктирование обучаемых, метод направляющих текстов и вопросов, а также управляемые с помощью данных текстов проекты, проблемно-развивающий метод. К личностно ориентированным методам производственного обучения следует отнести когнитивное инструктирование. Он предусматривает широкое использование инструкционных карт с неполными данными; обучаемых привлекают к разработке технологий выполнения трудового процесса, они самостоятельно пла- PETRA: Projekt und transferorientierte Ausbildung. нируют последовательность трудовых действий, определяют способы контроля результатов труда. Иными словами, активизируется интеллектуальный поиск обучаемых в процессе самостоятельного освоения трудовых действий. Дальнейшее развитие самостоятельно регулируемого учения привело к разработке метода направляющих текстов. Его суть — в управлении самостоятельным учением на основе пошаговых (поэтапных) предписаний. Основные этапы самостоятельного решения проблемы: 1) информационный (что нужно сделать?); 2) планирование (как можно достигнуть этого?); 3) принятие решения (определение путей и средств реализации); 4) реализация; 5) контроль (правильно ли выполнено задание?); 6) оценка (что нужно в следующий раз сделать лучше?). Особенность метода направляющих текстов заключается в планомерном развитии профессионального мышления и способов выполнения профессионально значимых действий. При этом в начале производственного обучения длительность этапов (шагов) сокращена, в дальнейшем шаги удлиняются. Применение направляющих текстов существенно изменяет профессиональные функции мастера производственного обучения. Из наставника, инструктора он превращается в консультанта. Учебно-производственный процесс приобретает четкую ориентацию на самообучение, резко возрастают инициатива и активность обучаемых. Саморегулируемое индивидуальное учение по текстам позволяет мастеру больше внимания уделять слабым учащимся. Метод направляющих текстов получил широкое распространение в учебных центрах крупных предприятий и фирм. Он предоставляет большие возможности для гибкой организации производственного обучения. Итак, успешность формирования трудовых навыков определяется как эффективностью методов обучения, так и уровнем развития у учащихся соответствующих компонентов сенсомоторных ключевых компетенций. Поэтому дальнейшее совершенствование процесса формирования навыков должно осуществляться с учетом данных аспектов.
|