![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личностно ориентированное социально-профессиональное воспитание
Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, целью провозглашается развитие и саморазвитие личности, утверждается демократизация профессионально-образовательного процесса. Несостоятельность возвращения к прежней системе воспитания учащейся молодежи очевидна. И вместе с тем следует учитывать огромный положительный опыт, накопленный за годы советской власти в учебных заведениях. При разработке новой парадигмы воспитания важно определить ключевые понятия. В «Педагогической энциклопедии» (1964) приводится следующее определение: «Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В условиях социализма воспитание имеет целью формирование коммунистического сознания и поведения, всестороннее развитие личности, подготовку активных и сознательных строителей коммунизма»1. В этом определении четко прослеживаются идеологическая заданность, подчиненность воспитания задаче формирования строителей коммунизма. Воспитание трактовалось достаточно широко и включало в себя также образование и обучение. При этом образование сводилось к обучению. Психологи понимают под воспитанием формирование понятий, принципов, качеств личности: «Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производственному труду»2. Из приведенно- 1 Педагогическая энциклопедия. — М., 1964. — С. 384. 2 Психологический словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — го определения также следует, что воспитание — по принципу «силового воздействия» — условие развития человека. Согласно приведенным определениям, образование и воспитание трактуются как противоположные понятия, психологи имплицитно сводят воспитание к развитию личности. Учитывая противоречивость толкования понятия «воспитание», примем в качестве исходного положения, что воспитание — это часть образования, направленная на становление личности. Под становлением мы понимаем «формообразование» личности, адекватной запросам общества и потребностям человека в развитии и реализации себя. Основными компонентами воспитания в нашей стране традиционно считались: идеологическое (коммунистическое), нравственно-эстетическое и физическое. Такая дифференциация направлений воспитания оправдана положительным опытом прошлого. Разве только идеологическое воспитание, понимаемое как коммунистическое, может вызвать протест. Однако без формирования ценностей данного общества, чувства преданности стране, чувства патриотизма, гражданского долга воспитания нет. Назовем такое воспитание гражданским. В условиях перехода от стабильного общества к динамическому, изменяющемуся чрезвычайно актуальным становится социально-правовое воспитание. Потребность в нем обусловлена также профилактикой девиантного поведения. В любом учебном заведении имеется устав, определяющий права и обязанности членов коллектива, традиционные формы поведения и общения, нормы дисциплины. Принятие этих норм и следование им составляют содержание конвенционально-нормативного воспитания. И наконец, важный раздел всей воспитательной работы профессионального учебного заведения — профессиональное воспитание будущего специалиста. В настоящее время на смену когнитивно ориентированному образованию приходит личностно ориентированное. Соответственно, и воспитанию как части образования следует стать личностно ориентированным. В профессиональном учебном заведении образование должно обеспечить полноценное профессиональное становление личности. Важное значение в этом возрасте приобретают социальное становление личности, активное усвоение социальных норм поведения взрослого человека — гражданина своей страны. Таким образом, воспитание в учебном заведении должно быть личностно ориентированным и социально-профессиональным. Конституирующие основы данного типа воспитания — учебно-познавательная деятельность, профессия и социальная практика. Воспитание призвано обеспечивать социально-профессиональное ста- новление личности, актуализировать индивидуально-психологический потенциал, удовлетворить потребности в социальном и профессиональном самоопределении. Цели воспитания — развитие профессионально-нравственного сознания и поведения, формирование социально-профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию, а также полноценное участие в профессиональной жизни. Задачи личностно ориентированного социально-профессионального воспитания: – адаптация первокурсников к учебно-профессиональной среде; – создание условий для дальнейшей социализации учащейся молодежи; – обеспечение духовно-нравственного становления будущих специалистов; – оказание помощи учащимся в социальном и профессиональном самоопределении; – развитие социально значимых и профессионально важных качеств личности; – содействие нахождению своего места в профессиональном мире по завершении образования, формирование профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников; – формирование профессионально-этических норм поведения; – освоение личностью объективной системы социальных ролей; – становление профессиональной культуры будущего специалиста. Основные принципы воспитания: – признание приоритета личности, ее жизненного опыта и самоценности; – гуманизация взаимоотношений всех субъектов профессионально-образовательного процесса; – принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление. Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С.Л.Рубинштейн, самодеятельность. «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется — он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого»1. Исходя из этого актуальным становится развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления. 1 Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. психологии. — 1986. — № 4. — С. 106. Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать данное концептуальное положение? Исходным документом служит профессиограмма специалиста. В ней отражены основные функциональные компоненты личности будущего специалиста, раскрывающие ее динамические процессуально-содержательные характеристики. Профессиограмма включает оптимальный корпус знаний, умений и навыков, характеристику практической деятельности специалиста, социально-профессиональные ценности и профессионально важные качества. Будучи модельным отражением профессионального будущего учащегося, она помогает управлять социально-профессиональным воспитанием, психологически компетентно организовывать профессионально-образовательный процесс, планировать и осуществлять внеучебную деятельность, а также диагностировать и оценивать качество воспитания. На ее основе разрабатывается программа профессионального воспитания. Структура программы: 1) цели и задачи профессионального воспитания; 2) основные направления воспитания: – социально-профессиональное; – функционально-профессиональное; – специально ориентированное;
3) краткая характеристика состава профессионально важных качеств и профессионально ориентированных форм поведения; 4) воспитательные функции каждого цикла учебных дисциплин; 5) личностно ориентированные технологии профессионального воспитания; 6) мониторинг профессионального развития; 7) коррекция профессионального становления. Представляется оправданным введение в учебные планы образовательных учреждений специального личностнообразующего блока дисциплин. Это, несомненно, усилит профессиональное воспитание обучаемых, будет способствовать их социально-профессиональному самоопределению, самоорганизации, самовоспитанию и самореализации. Центр тяжести реализации предлагаемой парадигмы воспитания — образовательно-профессиональный процесс. Содержание образования и технологии обучения должны быть личностно ориентированы. Важное значение придается профессиональной позиции, социально-психологической компетентности педагогов, уровню выраженности у них профессионально важных качеств и черт, которые обусловливают авторитет личности, ибо воспитание прекращается с утратой авторитета педагога. В качестве вывода приведем основные положения парадигмы профессионального воспитания специалистов.
Важная составляющая любой социально значимой деятельности — оценка ее эффективности. При разработке оценочной системы действенности воспитательной работы мы руководствовались следующими требованиями: – оценка не может зависеть от чьего-либо индивидуального мнения, т.е. должна быть объективной; – оценка обеспечивает прогноз социально-профессионального становления личности; – критерии оценивания и процесс диагностики понятны и доступны всем субъектам воспитательного процесса. В основу разработки системы оценки действенности воспитательного процесса положена профессиограмма молодого специалиста. В ней выделены подструктуры, которые определяют уровни подготовленности, воспитанности и развитости личности. Это разделение весьма условно. Все подструктуры личности проявляются в режиме софункционирования. Основываясь на перечисленных подходах, мы выделили следующие критерии оценки воспитательной работы: – деятельностная подструктура: учебно-познавательная мотивация, удовлетворенность учебой, организация учебно-пространственной среды, возможности для самореализации в учебно-научной работе; – профессионально ориентированная подструктура: профессиональная мотивация, профессиональная идентификация, перспективы трудоустройства, супервизорство выпускников; – социально ориентированная подструктура: соблюдение конвенциональных норм поведения и нравственно-этических норм, информированность о деятельности учебного заведения, социально-правовая защищенность, психологический климат в группе, социальная справедливость.
|