![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Логико-смысловая модель профессионально ориентированной личности
Анализ современных теорий личности свидетельствует о многообразии определений личности и представлений о ее структуре. Приводя различные определения, мы ограничились трактовкой личности ведущих отечественных психологов. Естественно, что за каждым из определений личности стоит представление о ее структуре. Наиболее развернутые модели личности, в которых отражается ее структура, представлены в прикладных исследованиях. Теоретическую основу этих исследований во многом определило следующее положение С.Л.Рубинштейна: «В психологическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются все же в реальном единстве личности. Поэтому равно неправильны как точка зрения, для которой единство личности выражается в аморфной целостности, превращающей ее облик в бесформенную туманность, так и другая, противоположная ей, которая видит в личности отдельные черты и, утрачивая всякое подлинное, внутреннее единство психического облика личности, тщетно затем ищет «корреляций» между внешними проявлениями этих черт»1. Б.Г.Ананьев, К.К.Платонов и В.С. Мерлин конкретизированы представления о структуре личности. Основные характеристики человека как личности Б.Г.Ананьев описал следующим образом: исходный момент структурно-динамических свойств личности — ее статус в обществе, в котором складывалась и формировалась данная личность. На основании статуса строятся системы: 1) общественных функций — ролей; 2) Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1948. — С. 518. целей и ценностных ориентаций. Высшим интегрирующим эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности — с другой1. B.C.Мерлин, развивая теорию интегральной индивидуальности, выделил следующие ее системы и подсистемы: 1) индивидуальные свойства организма: биохимические, общесоматические свойства нервной системы (нейродинамические); 2) индивидуальные психические свойства: психодинамические (свойства темперамента), психические свойства личности; 3) социально-психологические индивидуальные свойства: социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально-исторических общностях. Автор подчеркивал, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из различных групп психических свойств: темперамента, характера, способностей и направ-ленности2. Трехуровневую структуру личности теоретически и эмпирически обосновал Б.С.Братусь. Он выделил следующие уровни структуры личности: 1) личностно-смысловой (смысловые ориентации, отношение к другим людям, к себе); 2) индивидуально-исполнительский, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности (характерологические черты, особенности, свойства); 3) психофизиологический, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов3. Основной признак любой зарубежной теории личности — структурные концепции, исследующие стабильные характеристики, которые личность проявляет в различных обстоятельствах. Эти неизменные характеристики выполняют роль основных блоков личности. Одна из наиболее распространенных структурных концепций — концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество личности, обнаруживающееся в разнообразных ситуациях. Распространенные примеры черт личности — ригидность, тревожность, импульсивность, чувствительность и др. Сторонники структурных концепций Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Т.Айзенк признавали гипотетичность черт личности, однако последние позволяли объяснить и понять поведение людей в различных жизненных ситуациях. 1 См.: Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагности 2 См.: Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — 3 См.: Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988. Изучение проблемы формирования личности в связи с профессиональной деятельностью основывается на достижениях в области психологии личности. Представители различных психологических направлений и школ основное внимание сосредоточили на изучении структуры личности, различных психических образований, выяснении их функций, раскрытии условий формирования разных свойств личности и т.д. Однако, как отмечает Л.И.Анцыферова, в этих исследованиях недостаточно раскрывается динамика психической жизни личности. Между тем «… личность существует в процессе постоянного несовпадения с собой, в процессе выхода за свои пределы. Даже для того, чтобы сохранить устойчивость определенных своих параметров, особо важных для ее существования именно как личности — жизненных целей, ценностей, принципов, морально-нравственных качеств, — она должна в условиях быстро и многообразно меняющейся социальной действительности менять свои психологические каче-ства»1. Динамический подход призван изучать качественные изменения в личности, прогрессивные или регрессивные формы и тенденции развития, причины трансформации личности. Завершая краткий анализ структурного подхода, следует отметить, что представления о личности, ее структуре и подструктурах, а также их элементах в психологии довольно разнообразны и противоречивы. Объясняется это в первую очередь тем, что категория «структура» понимается как совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и есть ее структура, остающаяся неизменной при изменениях системы. При этом система трактуется как «…целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство»2. Б.Ф.Ломов внес большой вклад в разработку принципа системности и отвечающего ему системного подхода в психологии. Психические явления, по его утверждению, многомерны и могут рассматриваться в самых разнообразных системных измерениях, каждое из которых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений. При этом ни одно из измерений не характеризует все явление в целом. Соответственно понятийная реконструкция личности предполагает многомерное ее отражение в системе координат, характеризующих многообразие ее аспектов3. 1 Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению 2 Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 610. 3 См.: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — Признание Б.Ф.Ломовым многомерности психических явлений обусловливает их нелинейность, неравновесность и иерархическое (уровневое) строение. Анализ трактовки системного подхода Б.Ф.Ломовым показывает, что он не был его адептом и отдавал себе отчет в его ограниченности. Рассмотрение личности как открытой системы обусловливает необходимость поиска путей адекватного ее представления. В последние годы в социальных науках получила признание диатропи-ка — методологическая позиция, подход, используемый при исследовании разнородных и разнонаправленных свойств предметов и явлений. Диатропика изучает разнообразие, используя в качестве основного метода объединение гомологических рядов, выделенных по разным основаниям1. В качестве гомологических рядов, отображающих многомерность личности, выступают такие ее социально-психологические компоненты, как направленность, саморегуляция, познавательные процессы и др. Объединение этих компонентов вокруг центрального образования личности — деятельности — позволяет представить строение личности в форме логико-смысловой модели. Многомерный подход служит инструментальным средством отображения разнообразных свойств, процессов, явлений с помощью координатно-матричных систем. Проектирование моделей начинается с поиска ядра многомерного явления. В качестве центрального образования личности выступает деятельность или конкретные ее виды. Смыслообразу-ющими координатами модели личности служат содержательные компоненты. Число координат зависит от эвристической сущности логико-смысловой модели. Выполняя инструментальную функцию, эта модель отражает многомерность и открытость личности как сложного интегративного психологического образования. Межкоординатное пространство образует психологический потенциал личности, ее возможности. Личностные компоненты определяют область потенциального развития. Уровень выраженности конкретной компоненты придает личностному пространству различную конфигурацию. Актуализация одной или нескольких личностных компонент запускает механизм реализации всего потенциала личности. Учитывая гетерохронность развития структурных компонент личности, следует допустить, что в зависимости от социально-психологической ситуации, возрастных и психофизиологических особенностей одна, а в отдельных случаях и несколько компонент становятся ведущими, определяющими все развитие. Введение в логико-смысловую модель личности пространственной области, характеризующей психологический потенциал лич- См.: Морева О.В. Основы педагогической диатропики. — Тюмень, 2004. ности, обусловливает необходимость еще одного допущения — наличия идеального (теоретически возможного) и реального потенциала для конструирования конкретной эмпирической модели. В зависимости от профессиональной образовательной ситуации одна или несколько компонент становятся доминантными, определяющими развертывание потенциала личности. На рис. 13 приведен один из возможных вариантов логико-смысловой модели личности. Пространство между смысловыми Компонента направленности
Рис. 13. Логико-смысловая модель личности координатами образует межкоординатную матрицу взаимосвязи конструктов, расположенных на координатных осях. Так, на одной из координатных осей, характеризующей направленность личности, можно расположить следующие психологические конструкты: мотивацию, ценностные ориентации, установки, отношения, Я -концепцию. На другой координате — когнитивной компоненте — находятся процедурные знания, познавательные умения, академический и практический интеллект, оценивание. Коммуникативная компонента включает такие конструкты, как аттрактивность, перцептивная адекватность, толерантность, социально-коммуникативная интеграция. На регулятивной компоненте располагаются следующие конструкты: регуляция психических состояний, целеполагание, регуляция деятельности и поведения, самоконтроль. В зависимости от эвристической направленности логико-смысловой модели можно ввести другие компоненты (образовательная, предприимчивость и т.п.). Проектирование логико-смысловой модели осуществляется в определенной последовательности: – выбирается объект конструирования модели: деятельность, личность, сознание, интеллект и др., который становится тематическим ядром модели и располагается в ее центре; – устанавливаются базовые, ключевые компоненты психологического объекта, явления или процесса; – определяются основные конструкты каждой компоненты; – конструируется опорно-узловая система координат, в центре которой находится психологический объект (феномен, процесс); на пересекающихся в центре координатных осях (по числу компонент) располагаются психологические конструкты; – в зависимости от локальных задач исследования в межкоординатном пространстве отражаются смысловые взаимосвязи конструктов. Эвристическое достоинство представления психологических объектов в форме логико-смысловых моделей — возможность визуального отображения многомерности любого психического феномена. Число координат зависит от конкретной исследовательской задачи. А поскольку количество конструктов, располагаемых на координатных осях, также определяется задачами исследования или установленными по его ходу новыми конструктами, то логико-смысловая модель по способу своего формирования становится открытой структурой. В зависимости от задачи исследования возможно конструирование различных эмпирических логико-смысловых моделей, в которые на основе полученных опытно-поисковых и экспериментальных данных вносятся коррективы. Строка
|