Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональное образование как фактор развития личности
Образование — составная часть и одновременно продукт социализации. Образование стоит на фундаменте научения, которое происходит в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения заключается в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знаний и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколе-нию1. Цель образования — внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) обучающихся. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. Развитие личности происходит в процессе непрерывного образования (дошкольное, общее, профессиональное и последипломное). Цель непрерывного образования — становление и развитие личности как в периоды как ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Повышение уровня образования определяется социально-политическими, экономическими и культурными условиями общества. Наиболее тесна взаимосвязь образования и культуры. Индустриальное общество существенно обогатило культуру, расширило ее границы. Производство материальных ценностей стало частью культуры. Промышленная революция привела к возникновению практико-ориентированного образования. Постепенно на первый план вышли два вида образования: общее, направленное на освоение социокультурных технологий и воспитание личности, и функциональное, ориентированное на освоение индустриальных технологий и становление работника. Оба вида оформились в начале ХХ в. как общее и производственное образование. Последнее постепенно трансформировалось в профессиональное образование. В конце ХХ—начале XXI столетия происходит переход к постиндустриальному обществу. Развитие информационных технологий, появление мультимедиальных средств отражения реальной и ирреальной действительности, широкое распространение психо- 1 См.: Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М.Бим-Бада. — М., 2002. технологий серьезно изменят культуру, утвердят новую цивилизацию. Образование как социокультурный феномен становится решающим фактором продуктивного взаимодействия с новой для человека действительностью. Можно предположить, что на смену общему и профессиональному образованию придет целостное, совокупное личностно-развивающее. Основанием для такого предположения служат следующие тенденции развития современного образования: 1. Каждый уровень образования признается органической составной частью системы непрерывного образования. Эта тенденция постепенно реализуется путем создания интегративных образовательных учреждений, объединяющих гимназию (лицей), колледж, университет (возможны также другие варианты преемственных уровней общего и профессионального образования). 2. В образование широко внедряются информационные технологии, включая мультимедиа и виртуальные технологии. Их применение существенно изменяет традиционное когнитивно ориентированное обучение. Компьютеризация и технологизация образования значительно расширяют интеллектуальную деятельность обучаемых. 3. Происходит переход от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению1. Эти формы обучения предполагают высокий уровень развития учебной самостоятельности, способности к самореализации и самообразованию. 4. Взаимодействие педагога и обучаемого изменяется, приобретая характер сотрудничества. И педагог, и обучаемый становятся равноправными субъектами образовательного процесса. 5. Постепенный переход от преемственности всех уровней образования к целостному совокупно-интегрированному образованию предполагает совместную ответственность за процесс и результат образования, предусматривает способность к самоопределению — действенной компетенции в сфере принятия решений в непрерывно изменяющихся социальных, культурных, образовательных и профессиональных ситуациях. Эти тенденции характеризуют современное состояние образования в развитых странах и обусловливают принципы его реформирования в начале ХХI столетия. Основные принципы развития образования: – смыслообразующим фактором проектирования образования становится развитие личности обучаемого. Центрация образования на становление личности обусловливает принципиально новые организацию, содержание образования и технологии обучения; 1 См.: Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 1991. – целью образования провозглашается формирование компе-тентностей, компетенций и социально значимых качеств обучаемого как личности, способной к самоопределению, самообразованию, саморегуляции и самоактуализации; – дифференциация содержания и организации процесса образования осуществляется на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых, их потребностей в самореализации; – обеспечивается преемственность всех уровней образования (общего, начального, среднего специального и высшего) с ориентацией на целостное образование. Ядром реализации этого принципа провозглашается развивающаяся личность обучаемого, которая станет фактором междисциплинарной интеграции содержания и технологий обучения; – адекватность уровней образования и культуры обеспечивается вариативным, личностно-развивающим характером содержания образования и технологиями обучения. В материалах по проблемам модернизации образования определены следующие приоритеты образования: – развитие новых стандартов образования, тематическим ядром которых станут ключевые компетентности, ключевые компетенции, социально значимые и метапрофессиональные качества обучаемых. Провозглашенный компетентностный подход станет основой проектирования нового содержания образования и поиска новых образовательных технологий; – формирование межкультурной компетенции, которое должно стать основой толерантного образа жизнедеятельности людей, преодоления их социальной разобщенности, ментальной несовместимости; – обеспечение непрерывного образования в течение всей жизни человека путем формирования познавательных компетенций; – воспитание социальной компетенции — развитие способности к кооперантной деятельности, формирование умения жить, учиться и работать в группе, команде, коллективе, умения предупреждать конфликты и др.; – инициирование самоактуализации и самоопределения обучающегося в процессе обучения, подготовка его к свободному выбору альтернативных сценариев жизнедеятельности. Образование как процесс осуществляется в обучении и учении, которые образуют единство. Обучение — это целенаправленная, последовательная трансляция социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы (общеобразовательной, средней специальной и высшей), учреждений повышения квалификации и др. Реализуется обучение в педагогической деятельности учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, инструктора. Способность обучаемого к присвоению социокультурного опыта называется обучаемостью, а результат процесса обучения — обу-ченностью. Образование как результат представлено в двух ипостасях. Прежде всего результат образования фиксируется в форме стандарта. Современные стандарты образования определяют содержание и объем знаний и умений, включают требования к качествам человека, которые должны быть сформированы при изучении данного учебного предмета. В целом стандарт образования отражает оптимальный уровень социокультурного опыта, который должен приобрести обучаемый по окончании учебного заведения. Второй составляющей результата образования является образованность человека: уровень его подготовленности, совокупность сформированных знаний, умений, социальных, интеллектуальных, поведенческих качеств и социокультурный опыт. Образованность может быть как общей, так и социально-профессиональной. Полноценное системное образование, полученное в процессе обучения, создает условия для реализации человеком себя как личности, повышает его социально-профессиональную мобильность, закладывает основу конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни. Существуют две трактовки образования: – образование как передача и освоение социокультурного опыта, реализуемое посредством технологий, обеспечивающих достижение эталонных результатов обучения (знания, умения и навыки), осуществляемых на основе специально переработанного содержания и критериального контроля; – образование как непрерывный процесс развития человека от рождения до старости, реализуемое с помощью технологий, обеспечивающих формирование и развитие компетентностей, компетенций, социально и профессионально значимых качеств, оценка которых осуществляется на основе критериального мониторинга. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в теории и практике представлены три парадиг-мы1 профессионального образования: когнитивно, деятельностно и личностно ориентированная. Рассмотрим их возможности в профессиональном образовании. В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается по аналогии с познанием, а его процесс: поста- 1 Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное исследование, которое воплощается в научной практике на данном этапе. новка целей, отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения — осуществляется как квазиисследовательская деятельность. Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей, а также к накоплению опыта смысловых, ценностных и эмоциональных оценок поведения других людей и своего собственного. Цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков. Учебный предмет рассматривается как своеобразная «проекция» науки и практики, учебный материал — как дидактически «препарированные» научные и технологические знания. Образование понимается как трансляция социокультурного опыта новому поколению. Главное — информационное обеспечение личности, а не ее развитие, оказывающееся «побочным продуктом» реализующейся учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности. Педагогические концепции этой парадигмы: традиционная, академическая, репродуктивная и т.п. С идеологической, управленческой и экономической точек зрения это наиболее эффективный и предпочитаемый подход. С психолого-педагогической точки зрения это «личностно отчужденное образование» (М.М.Поташник). Деятельностно ориентированная парадигма образования имеет отчетливо выраженную функционалистскую направленность. Ориентирующую роль в этой парадигме выполняет социальный заказ общества на образование. Являясь частью социальной практики, образование, особенно профессиональное, должно «помнить» о своем месте в политическом, социокультурном и экономическом развитии общества. Целевая установка образования в рамках дея-тельностно ориентированной парадигмы формулируется однозначно: образование по своей функции является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, а также обобщенных способов умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Деятельностно ориентированная парадигма нашла свое отражение в концепции развития начального профессионального образования. Применение деятельностно ориентированной модели образования оправданно при изучении профессиональных, специальных дисциплин и, конечно, в процессе производственного обучения и производственных практик. Эта парадигма в наибольшей мере ориентирована на подготовку учащихся в системе начального профессионального образования. Когнитивно и деятельностно ориентированные парадигмы нацелены в основном на достижения качества образования, пони- маемого как обученность и социально-профессиональная подготовленность. Центральным звеном личностно ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых. Эта парадигма образования в наибольшей степени адекватна философии открытого образования. Она предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие и самоактуализацию личности. Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, образование по сути своей должно быть вариативным, предоставлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов. Личностно ориентированное образование основывается на следующих принципиальных положениях: – признается приоритет индивидуальности, самоценности учащегося, который изначально является субъектом профессионального процесса; – технологии профессионального образования на всех его ступенях соотносятся с закономерностями профессионального становления личности; – содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности; – профессиональное образование имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной, производственной и кооперативной деятельности; – действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды; – личностно ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии. Критериальная база личностно ориентированного обучения строится на отслеживании сформированных психологических новообразований: ценностных ориентаций, психоэмоциональной и интеллектуальной сфер, социально значимых качеств и способностей. Психолого-педагогические преимущества личностно ориентированного образования бесспорны. Но в современных политических и социально-экономических условиях оно не может быть реализовано в полном объеме. К факторам, сдерживающим его внедрение в образовательную практику, относится прежде всего государственная политика в сфере образования — ориентация на обученность и планируемые результаты, определяемые образовательными стандартами. Следует также иметь в виду ожидания субъектов образования, которые хотят видеть его осязаемые, очевидные результаты (поступление в вуз, профессиональная подготовленность и как следствие трудоустройство, наконец, просто образованность). Внедрение личностно ориентированного образования во многом затруднено его непроработанностью на инструментально-технологическом уровне: содержание образования должно строиться на основе субъективного опыта обучаемых, но как проектировать такое содержание обучения, неизвестно; ориентация на цели-векторы образования (обучаемость, социализация, самоопределение, самоактуализация, саморегуляция, развитие индивидуальности) также технологически не обеспечена. Не решена проблема критериев и измерителей результативности личностно ориентированного обучения. Педагогический мониторинг используется лишь в образовательной практике и уступает по своей инновационной доступности технократической оценке знаний, умений и навыков (особенно в связи с широким распространением дидактических тестов) в других образовательных парадигмах. Таким образом, личностно ориентированное образование с государственно-управленческой позиции крайне сложно и дорого, с педагогической — технологически не обеспечено. Чтобы определить возможности каждой из парадигм образования в профессиональной подготовке учащихся, проведем их сравнительный анализ по основным классификационным признакам1 (табл. 29). Все рассмотренные парадигмы образования в настоящее время востребованы профессиональной школой. Их выбор определяется учебной профессией и специальностью, содержанием учебной дисциплины, профессионально обусловленным опытом педагога. Инновационные компоненты рассмотренных образовательных парадигм — ключевые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональнные качества. Их реализация потребует разработки нового содержания профессионального образования и введения новых государственных стандартов, ориентированных не на исходные программные материалы, а на результаты образования, включающие данные ключевые компоненты. Развитие этих многомерных социально-психологических и профессионально-педагогических образований также вызовет необходимость создания новых технологий и средств обучения, воспитания и развития, иной организации учебно-профессионального пространства. 1 См.: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998. — С. 25—31. Jj Таблица 29 CXI
|