Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотнесение стадий профессионального становления, форм непрерывного образования и психологических результатов развития личности
Стадии профессионального становления
| Формы непрерывного профессионального образования
| Психологические результаты
образования/
развития
| Профессиональная подготовка (16—27 лет)
| Базовое (формальное) профессиональное образование: начальное, среднее, высшее, послевузовское, параллельное (дополнительное) формальное образование
| Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду, систематизированные социально-профессиональные знания и умения, базовые компетентности и компетенции, социально-личностные качества
| Профессиональная адаптация (18—23 года)
| Информальное образование: попутное и адаптивное научение. Сохраняющее образование: обучающая подготовка, наставничество
| Освоение новой профессиональной роли, профессиональная идентичность, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, профессионально важные качества
| Первичная профессионализация (25—30 лет)
| Дополнительное образование: повышение квалификации, интегрированное и корпоративное обучение, стажировка, второе последипломное образование
| Динамическая профессио нальность, практический интеллект, профессиональная позиция, интегра-тивные профессионально значимые констелляции (метапрофессиональные качества), индивидуальный стиль деятельности
| Вторичная профессионализация (30—38 лет)
| Дополнительное образование: повышение квалификации, инновационное обучение, переквалификация, трансграничное образование
| Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, универсальные компетенции, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная
|
Окончание табл. 31
Стадии профессионального становления
| Формы непрерывного профессионального образования
| Психологические результаты
образования/
развития
|
|
| профессиональная деятельность
| Профессиональное мастерство (38—55 лет)
| Информальное образование: интегрированное, трансграничное обучение. Инновационное, креативное самообразование
| Социально-профессиональная культура, творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития, самоактуализация
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные психологические измерения человека.
2. Сопоставьте концепции деятельности А.Н.Леонтьева и структурно-функциональную модель деятельности В.Д.Шадрикова.
3. В чем отличие ведущей деятельности от доминантной?
4. Дайте обоснование ведущих компонент логико-смысловой модели личности.
5. Сравните целевые ориентации когнитивно, деятельностно и лич-ностно ориентированного профессионального образования.
6. В чем отличие личностного и профессионального развития человека?
Рекомендуемая литература
Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990. Ермолаева М.В. Психология развития. — М.; Воронеж, 2003. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. — М., 2007. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. Минюрова С.А. Саморазвитие человека в профессии. — Екатеринбург, 2006.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994.
Строк
Гл а в а 14
|