![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мониторинг профессионально-образовательного процесса
Основные задачи мониторинга: – отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, возникающих при усвоении нового учебного материала; – создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом; – получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности; – индивидуализация педагогом своей деятельности; – обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе. Решать эти задачи на основе традиционной оценки образовательного процесса, которая определяет показатели сформирован-ности знаний, умений и навыков, а в отдельных случаях — на диагностике психического развития, весьма затруднительно. Конечно, многолетние оценки дают информацию такого рода и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в технологии обучения. Но оперативно отслеживать и корректировать образовательный процесс возможно только с помощью мониторинга. Способы осуществления мониторинга профессионально-образовательного процесса можно разделить на две группы: – сбор информации, регистрация состояния текущих процессов; – учет полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса1. При сборе информации учитывается структура профессионально-образовательного процесса: – учебно-познавательная и профессионально ориентированная мотивация; – обобщенные способы выполнения учебных и профессиональных действий при решении учебных задач; – оценка уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Мониторинг мотивации учения проходит достаточно успешно, если прибегнуть к помощи метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профессии, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у учащихся позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно обращаться к специальным методикам, направленным на диагностику мотивов учения. Следующий момент мониторинга — отслеживание процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий. Педагог оценивает уровень их выраженности, систематически анализируя, как: организовано учебное (рабочее) место, планируется выполнять учебно-профессиональные задания, про- 1 См.: Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагогического мониторинга в построении учебной деятельности // Вопр. психологии. 1995. — № 1. исходит работа с учебно-технологической документацией, соблюдаются правила техники безопасности. Важная часть мониторинга — оценка уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Для отслеживания уровня их выраженности целесообразно обратиться к фрагментам интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдать за обучаемыми при решении ими учебно-профессиональных задач. Отрефлексированные в мониторинге уровни выраженности компонентов профессионально-образовательного процесса отражаются в специальном бланке. Помимо уровней выраженности структурных компонентов обучения, в бланке указываются его организационные формы и технологии осуществления мониторинга.
|