![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бланк метапрофессиональных качеств
Профессия: __________________ Ф.И.О. _________________ Специальность: ______________ Группа № Учебная дисциплина: __________ Время проведения мониторинга
Окончание табл.
П р и м е ч а н и е. Уровни выраженности: А — репродуктивный; В — рефлексивный; С — эвристический; D — креативный. Уровень выраженности метапрофессиональных качеств позволяет построить в регистрационном бланке профиль профессионального развития обучаемого или молодого специалиста. Наглядно мониторинг развития ключевых квалификаций представлен на рис. 15. Результаты мониторинга профессионального развития, обобщенные в профиле метапрофессиональных качеств, представляют уникальный материал по онтогенетической истории профессионального становления личности. Осмысление и принятие результатов мониторинга профессионального развития побуждают личность к саморазвитию, самоизменению. Внешняя информация о достоинствах и недостатках субъекта профессионального развития интериоризируется и перерастает в саморегуляцию. В результате возникает самомониторинг. Мониторинг может стать основой для совершенствования профессионально-образовательных программ, поиска инновационных технологий обучения, стимулирования личностного и профессионального развития обучаемых. Данные мониторинга представляют интерес для специалистов отделов развития персонала. Наконец, результаты мониторинга используются при выработке и принятии управленческих решений. Мы рассмотрели мониторинг профессионального развития личности на стадиях профессиональных образования и адаптации молодых специалистов. На последующих стадиях актуализируется личностно ориентированное профессиональное самосовершенствование человека. Профессия Учебная дисциплина Время проведения мониторинга Ф.И.О. группа №. 1. Организованность
4. Социально профессиональная ответственность Рис. 15. Профиль метапрофессиональных качеств обучаемого: репродуктивный уровень; В — рефлексивный; С — эвристический; D
прогнозируемый профиль Профессиональное самосовершенствование представляет собой самостоятельный вид внутренней активности личности, направленной на повышение квалификации, профессиональный рост и развитие карьеры. Важное значение в инициировании этой профессиональной активности принадлежит мотивации достижений и успеха, а также актуализации профессионально-психологического потенциала специалиста. В стимулировании профессионального самосовершенствования положительная роль отводится экспертному мониторингу профессионализации персонала. С помощью экспертного мониторинга предполагается: – разработать диагностические и экспертные процедуры социально-психологического анализа и прогнозирования труда, выполняемого персоналом, оценку профессиональной компетентности кадров и содействие им в выработке стратегии продуктивного развития субъектов труда; – создать и использовать личностно ориентированные технологии развития творческого потенциала и профессионально важных качеств персонала, ключевые квалификации, необходимые для эффективного труда; – разработать социально-психологические основы подбора, расстановки кадров, их профессионального становления и подготовки, а также методику оценки уровня профессиональной компетентности в соответствии с выработанными критериями и показателями; – выявить общие социально-психологические закономерности профессионального развития персонала и учет конкретных результатов его профессионализации, а также разработать научно-практические рекомендаций по диагностике, аттестации и экс-пертизе1. Экспертный мониторинг выступает информационной основой психологического сопровождения профессионального становления человека. Под психологическим сопровождением понимают непрерывный процесс изучения и анализа, развития и коррекции субъектов труда. Сопровождение осуществляется в рамках лично-стно ориентированных технологий профессионального становления для наиболее полной реализации творческого потенциала человека, поддержания его комфортного психического состояния и достижения наивысшей продуктивности деятельности. Стадия профессионализации охватывает в потенциальном плане наиболее продуктивный возрастной период человека — зрелость. Акмеологическое сопровождение профессионала не только обусловливает повышение его профессионализма, но и создает условия для самоактуализации личности и полноценной реализации в профессии. Таким образом, мониторинг — эффективная технология, обусловливающая профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной основы принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дайте определение мониторинга. 2. Назовите основные способы осуществления мониторинга. 3. Сравните мониторинг профессионально образовательного процесса и мониторинг профессионального развития. 4. Актуализацию каких социально-профессиональных качеств инициирует мониторинг обучаемых. 1 См.: Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной деятельности. — М., 1996. 5. В чем отличие психологической диагностики от мониторинга профессионального развития? Рекомендуемая литература Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1999. Фоменко С.Л. Мониторинг профессионального становления педагогического коллектива. — Екатеринбург, 2006. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. — М., 2000. РАЗДЕ Л V
|