![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности
Прежде чем приступить к психологическому анализу профессионально-педагогической деятельности, уточним ряд ведущих понятий и положений общепсихологической теории деятельности. Под деятельностью в психологии понимают активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Анализ материальной и духовной деятельности позволил А.Н.Леонтьеву установить следующее ее строение: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели-результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых она осуществляется. В самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты последних — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, а также условия для достижения необходимого результата. Социально значимая цель деятельности, функции, средства и условия ее осуществления выступают обычно как заданные обществом, поэтому они не могут быть предметом психологического анализа. Что же тогда подлежит исследованию? Субъект деятельности. «Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее субъекту (например, при ее алгоритмическом описании), никакими психологическими характеристиками, конечно, не обладает. Ими обладает только субъект деятельности», — указывает Б.Ф.Ломов1. 1 Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 5. — С. 11. Центральное место в анализе деятельности занимают мотивы и цель, которые образуют своего рода «вектор». Этот вектор выступает в роли системообразующего фактора, который организует и направляет все психические процессы, формирующиеся и развертывающиеся в ходе деятельности. Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений: – субъект-объектными, обусловленными отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия; – субъект-субъектными, возникающими между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия. Субъект-объектные отношения образуют предметное содержание педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учебой дисциплиной, воспитательным мероприятием); формами, методами и средствами обучения, воспитания и развития учащихся. Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения составляют в совокупности целостную структуру педагогической деятельности. Ядром данной структуры является педагогическое взаимодействие — личностно ориентированное общение педагога и учащихся. Предмет взаимодействия выступает в совместной деятельности как объект, т.е. педагогическое взаимодействие существует не само по себе, а лишь по отношению к некоторому объекту. Структура целостной педагогической деятельности представлена на рис. 16. Следует отметить особенность педагогической деятельности, обусловленную субъект-субъектными и объект-субъектными отношениями. Вектор «мотив—цель» в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся един. Но для каждого участника (субъекта совместной деятельности) он индивидуален, т.е. мотивы участников совместной деятельности (педагогов и учащихся)
Рис. 16. Структура целостной педагогической деятельности различны. Можно сказать, что мотивы выступают в качестве тех личностных оснований, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, а мотивы всегда различны, индивидуальны. Другой аспект изучения субъекта деятельности — психологический анализ психических процессов и способов выполнения реальной деятельности. Индивидуальные психические процессы, уровень их развития детерминируют продуктивность профессиональной деятельности. Психические процессы: восприятие, память, мышление и воображение — в деятельности приобретают избирательность и профессиональную направленность. Решающая роль в профессионализации этих процессов принадлежит вектору «мотив—цель». Именно он детерминирует формирование ключевых квалификаций: перцептивных, коммуникативных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и др. Формирование этих квалификаций связано со способами выполнения педагогической деятельности. Условно их можно разделить на три группы: – способы отбора и переработки педагогом содержания учебного материала, личностно ориентированных технологий взаимодействия с учащимися, контроля и оценки его результативности; – способы и приемы педагогического взаимодействия педагога с учащимися в учебно-воспитательном процессе; – способы психологического развития и коррекции учащихся. Существенная характеристика педагогической деятельности — взаимодействие педагога и учащихся. Поэтому в качестве единицы ее анализа следует избрать педагогическое взаимодействие. При реализации педагогической деятельности взаимодействие ее участников регулируется отражением не только того предмета, на который оно направлено, но и действий, выполняемых другими участниками, а также осуществляемыми ими изменениями. Таким образом, действия педагога строятся, не только соответственно предмету и цели деятельности. Педагог «подстраивает» свое воздействие к действиям учащихся. Это повышает эффективность педагогической деятельности, придает ей вероятностный характер. В совместной деятельности возрастает роль опережающего отражения (антиципирования) не только возможного результата воздействия, но и ответных действий учащихся. Следующий компонент педагогической деятельности — обобщенные способы осуществления педагогического взаимодействия. Их особенность — обращенность педагога на самого себя, т.е. педагогическая рефлексия. Анализ и оценка способов достижения цели — результата деятельности — ведется по критериям, нормам, принятым в педагогике. Следует отметить, что оценка осуществляется не только педагогом, но и учащимся. Это обогащает обратную связь дополнительной информацией. Психологический анализ педагогической деятельности позволяет выделить в ней следующие структурные составляющие: – деятельность, направляемую стратегическими целями и мотивами; – педагогическое взаимодействие, направляемое тактическими и операциональными целями; – способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций. Ядро педагогической деятельности — педагогическое взаимодействие, точнее, личностно ориентированное педагогическое общение.
|