![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучаемых
Одна из главных целей профессионального образования — развитие обучаемого. Эта цель достигается при наличии отчетливо выраженной потребности личности в самоизменении, саморазвитии. Л.М.Митина, анализируя взаимосвязь личностного и профессионального развития, отмечает, что они неотделимы: в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности — творческой самореализации1. Можно сказать, что личностное развитие выступает фактором, который инициирует профессиональное становление обучаемого и специалиста. На разных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоречиями. На стадии профессионального образования движущей силой служит противоречие между требованиями этого вида образования и уровнем личностного и профессионального развития обу- 1 См.: Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. — М., 2003. чаемого. Разрешение противоречия приводит к развитию познавательных и профессиональных способностей, повышению социально-профессиональной компетентности. На следующей стадии профессиональной адаптации профессиональное развитие детерминируется противоречием между требованиями неведомой ранее социально-профессиональной ситуации: профессиональной деятельности, новой роли, трудового коллектива — и уровнем социально-профессиональной квалификации и компетентности. Его разрешение происходит при психологической перестройке личности и выражается в профессиональном самоопределении, нахождении личностного смысла в выполняемой работе, а также в приобретении профессионального опыта. На стадии профессионализации основное противоречие возникает между Я -действующим и Я -отраженным в профессии, обусловленное потребностью специалиста в развитии карьеры. Разрешение данного противоречия возможно при продвижении по квалификационным ступеням профессии и выработке индивидуального стиля деятельности. В противном случае наступает стадия профессиональной стагнации. Переход на стадию профессионального мастерства происходит при разрешении противоречия между потребностью личности в самореализации в профессии и профессионально-психологическим содержанием и технологическими возможностями профессиональной деятельности. Здесь отчетливо обнаруживается противоречие между Я -профессиональным и Я -потенциальным. Разрешение возможно путем самоактуализации личности, обусловливающей ее переход на креативный уровень выполнения деятельности и проявление акмеологического стиля в профессии и профессиональном сообществе. Другой способ разрешения этого противоречия — вторичная профессионализация на основе высококвалифицированного выполнения профессиональной деятельности. Таким образом, на начальных стадиях профессионального становления его движущими силами выступают противоречия между внешними и внутренними факторами, на последующих стадиях — внутренние противоречия личности специалиста, профессионала. К внешним факторам, инициирующим профессиональное становление, относятся социально-экономические условия, содержание и технологии выполнения деятельности, система стимулирования развития. На стадии профессионального образования стимулирующим фактором может выступать система оценки учебных достижений и уровня развития обучаемых, на стадии профессиональной адаптации — оценки уровня квалификации. Нам представляется обоснованным рассмотреть возможности мониторинга профессионального развития обучаемых и молодых специалистов. За основу проектирования мониторинга профессионального развития целесообразно взять профессионально обус- ловленную модель личности. Очевидно, что для определения профессионально-психологических и психофизиологических характеристик личности требуются разного рода психодиагностические средства, а устанавливается сам уровень выраженности мета-профессиональных качеств посредством мониторинга. В зависимости от характера профессии (специальности) проектируется профессионально обусловленная структура личности, на основе которой методом экспертной оценки определяются 7—9 наиболее значимых метапрофессиональных качеств. Эти ключевые качества и подвергаются мониторингу в течение длительного времени (семестр, учебный год, первые 2—3 года работы на предприятии, в организации). В учебных заведениях мониторинг профессионального развития проводят преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также мастера производственного обучения. В отдельных случаях к мониторингу привлекаются специалисты психологической службы учебного заведения. Мониторинг профессионального развития молодых специалистов могут осуществлять непосредственно руководители предприятий и организаций под руководством психологов отделов развития персонала. Рассмотрим процедуру мониторинга на примере профессии ремесленника — работника малого бизнеса1. Анализ литературы и экспертная оценка позволили определить следующие семь мета-профессиональных качеств: организованность, социально-профессиональная мобильность, корпоративность, социально-профессиональная ответственность, креативность и ручную умелость. Характеристика этих качеств приведена в табл. 32. Т а б л и ц а 32
|