![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы подготовки профессионально-педагогических работников
Стратегические ориентиры развития профессионального образования, обозначенные Правительством РФ в материалах модернизации образования до 2010 года, планируемое введение многоуровневой системы обучения, утверждение инновационной концепции профессионального развития обучаемых обусловливают необходимость поиска новых моделей подготовки профессионально-педагогических кадров. Приведем основные контуры обновления профессионального образования, которые определяют необходимость обновления, диверсификацию квалификационной структуры профессионально-педагогических кадров. Профессиональное образование становится неотъемлемой частью экономики страны, отсюда следует необходимость сопряжения потребностей экономики и развивающего потенциала образования. Механизмом реализации этого требования выступают создаваемые профессионально-образовательные кластеры, целевое назначение которых, объединенные на рыночной основе предприятий, организаций и профессиональных образовательных учреждений. Вхождение России в Болонский процесс приведет к трансформации высшего образования. При переходе к многоуровневому образованию, изменится также система непрерывного образования, появятся новые формы дополнительного образования и повышения квалификации. Существенно преобразуется профессиональное становление человека. В связи с утратой значения первоначально полученной профессии, возрастает роль «трансграничного» образования, обеспечивающее «второй шанс» профессиональной биографии и диверсификацию индивидуальных траекторий карьерного роста. Сложившаяся в профессиональном образовании ориентация на подготовку специалистов способных выполнять конкретные (определенные) профессиональные функции и решать типовые производственные задачи входит в противоречие с требованиями современной экономики: динамической профессиональностью — подготовленностью выпускника к выполнению широкого радиуса социально-профессиональных функций, обеспеченной сформированными в профессиональной школе компетентностями/ком-петенциями и метапрофессиональными качествами. Инновационные преобразования системы профессионального и последипломного образования, интенсивное развитие дополнительного образования и отраслевого (корпоративного) обучения на предприятиях и в организациях актуализировали поиск новых форм подготовки профессионально-педагогических работников. Корпус педагогов профессионального образования состоит сегодня в основном из работников, не имеющих специального профессионально-педагогического образования, они получают: – неудовлетворительную (низкую) заработную плату, их социальный статус профессии педагога; – плачевным состоянием учебно-материальной базы учреждений начального и среднего профессионального образования; – снижением престижа рабочих профессий среди молодежи и др. Одна из причин (отнюдь не главная) кризиса профессионально-педагогического образования — структурно-организационное однообразие сложившейся (и законсервированной) в стране системы обеспечения педагогическими кадрами развивающейся рыночной экономики: – подготовка педагогов профессионального обучения по отраслям в двух специализированных вузах страны и многочисленных факультетах и отделениях отраслевых вузов; – дополнительная психолого-педагогическая подготовка на различного рода курсах повышения квалификации лиц, не имеющих базового профессионально-педагогического образования. Полученное высшее профессиональное образование под грифом «Профессиональное обучение (по отраслям)» дает специаль- ность широкого профиля. Педагог подготовлен к выполнению разнообразных функций: – преподавателя и мастера производственного (практического) обучения по спектру профессий начального профессионального образования, методического работника, маркетолога во всех видах профессиональных училищ и лицеев; – преподавателя, инструктора производственного обучения и инженера по подготовке кадров в учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатах, отделах технического обучения и подготовки работников промышленных предприятий и предприятий обслуживания; – исполнению обязанностей воспитателя и организатора учебного производительного труда в образовательных учреждениях. В системе среднего профессионально-педагогического образования готовят, в основном, мастеров производственного обучения. Выпускники, освоившие профессиональные программы среднего ППО повышенного уровня, способны выполнять функции преподавателя общепрофессиональных дисциплин. В настоящее время в связи с модернизацией профессионального образования, складывается возможность введения альтернативных форм подготовки профессионально-педагогических работников. Приведем а л ь т е р н а т и в н ы е ф о р м ы п о д г о т о в к и профессионально-педагогических работников. 1. Введение новых квалификаций: преподаватель информационных технологий, преподаватель социальных технологий и т.п. 2. Переход от подготовки педагогов по отраслям производства к подготовке по основным социально-профессиональным технологиям. Дифференциация бакалавриата и специалитета по наиболее распространенным технологиям. 3. Подготовка магистров профессионального образования на основе базового (отраслевого) высшего образования (бакалавриата и специалитета). 4. Введение в техникумах/колледжах подготовки бакалавров, с последующей разработкой сопряженных ГОСов среднего и высшего профессионально-педагогического образования. 5. В системе дополнительного профессионально-педагогического образования возможна подготовка педагогов в отраслевых вузах и колледжах путем введения блока психолого-педагогических дисциплин в учебные планы. В табл. 34 обобщены наши представления о возможной диверсификации квалификационной структуры профессионально-педагогического образования. Модернизация уже сложившейся квалификационной структуры и предлагаемых альтернативных форм подготовки профессионально-педагогических работников обусловливают необходимость проектирования профессиональных (квалификационных) стандартов, которые отражают требования работодателя к будущим специалистам, определяют уровень квалификации, состав универсальных (ключевых) общепрофессиональных, инструментальных (методических) и предметно специализированных компетентностей/ компетенций и совокупность личностных и профессионально значимых качеств педагогов. На основе профессиональных стандартов разрабатывается система сертификации и аттестации педагогических работников. Профессиональные стандарты станут ориентиром для проектирования государственных образовательных стандартов и позволят согласовать учебные планы и обеспечить преемственность всех уровней и форм подготовки профессионально-педагогических работников. Т а б л и ц а 34
|