![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инновации в профессионально-педагогическом образовании
Материалы Правительства РФ, определяющие приоритетные направления модернизации образования до 2010 г., содержат тре- бование обеспечить опережающее развитие профессионального образования. Выполнение этого фундаментального положения обусловливает необходимость рассмотреть с т р а т е г и ч е с к и е ориентиры профессионального образования в современном обществе. 1. Образование призвано подготовить выпускника любой сту Следует также иметь ввиду, что в системе дополнительного образования и повышения квалификации появляются люди сориентированные на «второй шанс» профессиональной биографии, на изменение траектории профессиональной карьеры. 2. Профессиональное образование становится неотъемлемой частью экономики страны. Это означает, что при проектировании образовании необходимо учитывать потребности индустрии, рынка труда. Отсюда следует необходимость сопряжения потребностей экономики и образования. В разработке стандартов образования, определении структуры специальностей, распределении выпускников профессиональной школы активное участие должны принимать работодатели. 3. Жесткая ориентация профессионального образования на конкретную профессию (подчас не востребованную экономикой) оборачивается работой не по полученной специальности, а также безработицей. Очевидно, что подобная модель профессиональной подготовки бесперспективна, так как мир профессий постоянно обновляется. Востребованным становится динамическая профессиональность — подготовленность выпускника к выполнению широкого радиуса социально-профессиональных функций. 4. Развитие всех уровней профессионального образования обусловливает необходимость сопряженности структуры выпускаемых специалистов и рынка труда. Обеспечение нужного баланса объемов выпуска, уровня квалификации и структуры занятости требует систематического мониторинга рынков труда, развития договорных отношений профессиональной школы с работодателями и формирование экономически обоснованного заказа на подготовку кадров1. 5. В условиях неопределенности современного постиндустриального общества требуется ориентация профессиональной под- 1 Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Движение к открытой системе профессионального образования // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып. 3. — Екатеринбург, 2004. готовки не столько на усвоение знаний и умений, сколько на формирование проектной культуры — способности решать задачи, находить пути ориентации в нестандартных ситуациях реальной профессиональной деятельности. Рассмотрим возможные инновации в профессионально-педагогическом образовании. Гриф «Профессиональное обучение (по отраслям)» относится к специальности широкого профиля. Педагог подготовлен к выполнению разнообразных функции: – преподавателя и мастера производственного (практического) обучения по спектру профессий начального профессионального образования, методического работника, маркетолога во всех видах профессиональных училищ и лицеев; – преподавателя, инструктора производственного обучения и инженера по подготовке кадров в учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатах, отделах технического обучения и подготовки кадров промышленных предприятий и предприятий обслуживания; – исполняющие обязанности воспитателя и организатора учебного производительного труда в образовательных учреждениях. В среднем профессионально-педагогическом образовании готовят, в основном, мастеров производственного обучения. Выпускники, освоившие профессиональные программы среднего ППО повышенного уровня, способны выполнять функции преподавателя общепрофессиональных дисциплин1. Структурная трансформация профессионально-педагогического образования в связи с вступлением в Болонский процесс и возможным переходом на многоуровневую подготовку может приобрести следующие черты: 1. Введение новых квалификаций: – бакалавр профессионального образования; – магистр профессионального образования; – специалист по специальности: менеджер образования, технолог образования, преподаватель информационных технологий, преподаватель социальных технологий и т.п. 2. Переход от подготовки по отраслям производства к подготовке педагогов по основным социально-профессиональным технологиям. Дифференциация специальностей по наиболее распространенным технологиям. 3. Введение в техникумах/колледжах подготовки бакалавров, с последующей разработкой сопряженных ГОСов среднего и высшего профессионально-педагогического образования. 4. Инновацией может стать модель профессионального развития обучаемых, формирующее социально-мобильную личность, 1 Комплексная программа развития профессионально-педагогического образования. Проект. Екатеринбург, 2002. обладающую базовыми компетентностями, ключевыми компетенциями и метапрофессиональными качествами. Личностное и профессиональное развитие обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионального образовательного процесса. Данное положение предполагает активность обучаемого, который сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования. 5. Подготовка педагогов в отраслевых вузах и колледжах путем введения блока психолого-педагогических дисциплин в учебные планы. Следующее направление инновации в профессионально-педагогическом образовании — его содержание. Целевая ориентация профессионального образования на конечный результат обусловила проектирование стандартов профессий, которые отражают требования работодателя к качеству подготовки специалиста, определяют уровень квалификации, профессиональную мобильность, а для ряда профессий и совокупность личностных и профессионально важных качеств работника. Для развивающего профессионального образования чрезвычайно актуально определение состава личностных и профессиональных качеств. Обобщение исследований в области профориентологии личности позволило выделить их в особую группу квалификационных характеристик обучаемых и специалистов: учебно-познавательные и метапрофесси-ональнные качества. Речь идет о свойствах, способностях, качествах, чертах личности, обусловливающих продуктивность выполнения широкого круга учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека. К ним относятся: обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, практический интеллект, надежность, способность к планированию, самоконтроль, рефлексия, социально-профессиональная мобильность, работоспособность, толерантность и др. В табл. 35 обобщены возможные инновации в профессионально-педагогическом образовании. Приведенные в табл. 35 возможные инновации в профессионально-образовательном образовании имеют разную значимость, новизну, способы реализации и инновационный потенциал. И, конечно, рассмотренные варианты обновления профессионально-педагогического образования ни в коей мере не исчерпывают всех возможных инновационных изменений. Строки Таблица 35 Возможные инновации в профессионально-педагогическом образовании
|