![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Универсальные компетенции
1.1. Общенаучные компетенции бакалавра (ОНК) Общенаучные (ОНК) — это компетенции, которые выражают готовность и способность личности к конструктивному использованию знаний, методов и технологий, находящихся в динамическом обновлении и развитии. По психологии профессионального образования необходимо сформировать следующие компетенции: – знание теоретико-методологических оснований психологии профессионального образования и психолого-педагогические концепции образования; – умение сопоставлять (анализировать) современные психологические теории с историческими предпосылками их развития; – владение научной терминологией и понятийным аппаратом по учебной дисциплине; уметь использовать научные понятия при решении профессиональных задач; – умение определять и формулировать задачи учебно-исследовательской деятельности, планировать и проводить прикладные исследования по психологии профессионального образования; – владение методами исследования психологии профессионального образования; – умение анализировать профессионально-педагогический процесс, устанавливать его психологические закономерности, структурировать деятельность обучаемых, формулировать критерии эффективности психолого-образовательной подготовки; – способность к проектировочной деятельности, формулирование проблемы, цели, задачи, критериев оценки профессионально-образовательного процесса, умение психологически компетентно обеспечивать реализацию моделей обучения, воспитания и развития обучаемых. – понимание психологических закономерностей и механизмов развития обучаемых, содействие преодолению психологических барьеров профессионально-личностного развития; – представление о психологическом содействии оптимальному функционированию индивида, группы сообщества в различных сферах сообщества; – готовность реализовывать программы социально-нравственного воспитания, а также преодолевать профессиональные риски в различных видах деятельности; – прогнозирование результатов альтернативных сценариев профессионального становления; – понимание смысла выполняемой профессионально-психологической и социально-педагогической деятельности. 1.2. Инструментальные компетенции (ИК) Инструментальные компетенции (ИК), имеют инструментальную функцию. Они включают: когнитивные способности (понимать и использовать идеи и мысли); методологические способности (обращение с внешней средой, организация времени, стратегии учебы, принятие решений или решение проблем); технологические навыки (использование технических устройств, навыки управления информацией и работы с компьютерами); коммуникативные навыки (устная и письменная коммуникация и др.). К инструментальным компетенциям психологии профессионального образования относятся следующие компетенции: – умение формулировать психологические проблемы образования, выбирать адекватные методы их решения, выдвигать гипотезы, разрабатывать альтернативные программы решения проблемы; – способности к целеполаганию, определению эффективных путей достижения целей/результатов, использованию в работе ранее полученных результатов, оценка и корректировка планов профессионально-образовательной деятельности; – умение разрабатывать планы и программы психологического обеспечения (технологий реализации) профессионально-педагогической деятельности; – умение организовывать свою индивидуальную деятельность и деятельность обучающихся; – практический интеллект; – умение диагностировать качество образования на основе компе-тентностного подхода; – быть готовым оценивать уровень сформированности компетенции и статистически обрабатывать полученные данные: использовать графические и цифровые данные для измерения достигнутых целей; интерпретировать полученные результаты деятельности; делать выводы; – владение информационными компьютерными технологиями, Интернетом; – способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке и знать второй язык; – владение технологиями социально-профессионального воспитания; – представление об использовании основных методов математической обработки психологических результатов образовательной деятельности; – знание специфики психологии образования на разных возрастных этапах; – готовность к профессиональному воздействию на развитие познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, функциональных состояний индивида с целью гармонизации профессионально-образовательной деятельности; – представление о современных технологиях обучения, воспитания и развития и умение их использовать в профессионально-образовательной деятельности; – умение диагностировать и проводить коррекцию обучаемости и воспитуемости, а также отклонений в психическом развитии; – владение психодиагностическими методиками изучения проблем психологии профессионального образования и методами математико-статической обработки данных и их интерпретации. 1.3. Социально-личностные компетенции (СЛК) Социально-личностные компетенции (СЛК) — раскрывают способность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также готовность ее к жизнедеятельности во многих контекстах социального взаимодействия, достижение согласия с другими. К социально-личностным компетенциям относятся: – знание этических норм поведения, кодекса чести психологов и следование их предписаниям; – терпимость к другим мнениям и позициям; – эмоциональная устойчивость в ситуациях социально-профессиональной напряженности; – умение улаживать разногласия и конфликты в коллективе; – толерантность к обучающимся и лояльность к педколлективу; – социально-профессиональная ответственность; – социально-нравственная устойчивость; – организаторские способности; – способность адаптироваться к инновациям и изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам; – способность к конструктивному поведению в межличностных конфликтах; – способность к аттракции; – рефлексивные способности (способность к рефлексии); – уверенность в себе, в своей социально-психологической компетентности; – навыки межличностного общения; – толерантность к обучающимся с отклоняющимся поведением, к представителям этнических меньшинств и мигрантам; – критичность к информации СМИ; – навыки самоконтроля; – готовность осуществлять психологическое сопровождение профессионального становления обучаемых, выбирать индивидуальные образовательные траектории, обеспечивать профессиональный рост и карьеру. 1.4. Психологически обусловленные общекультурные компетенции Состав этой группы компетенций определялся на основе базовых фундаментальных социально-профессиональных ценностей учащихся и студентов профессиональной школы: ценностных идей, взглядов, положений, выступающих в качестве мотивов, побуждающих достижение социально и профессионально нравственных целей. Конкретизация общекультурных компетенций позволяет выделить следующие компетенции: – представление о психологической культуре; – способность эмоционально воспринимать культурное наследие; – тактичность; – готовность к сотрудничеству; – способность работать в иной культурной среде (межкультурная компетенция); – культура речи; – понимание духовной организации других людей (обучающихся); – готовность следовать этическим ценностям; – расовая, национальная и религиозная толерантность; – способностью к самопрезентации и формированию своего имиджа; – способность осуществлять психологический анализ художественных произведений (литературы, живописи, театральных постановок и др.); – сопричастность к социально-психологическим процессам, происходящим в обществе.
|