![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функциональный состав психологии профессионально-образовательной деятельности
Продолжение табл. 34 Виды деятельности Типовые задачи деятельности Ключевые профессиональные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)
Образовательно-проектировочная Прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности. Управление ученическими коллективами и организация их самоуправления. Управление качеством профессионального образования. Контроль и оценка результатов профессионально-педагогической деятельности. Проектирование комплекса образовательных профессиональных целей и учебно-методических задач. Конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке специалистов. Разработка учебно-программной документации. Проектирование развивающей образовательно-пространственной среды. Проектирование личностно-развивающих технологий и методики обучения. Оптимизация личностных, профессионально-образовательных и групповых факторов в учебном и производственном процессах. профессионально-образовательный и производственно-технологический процессы. Владеть способами организации, планирования и регламентации собственной профессионально-педагогической деятельности. Уметь организовывать и осуществлять профессионально-образовательный процесс. Уметь планировать свою профессионально-педагогическую и производственно-технологическую деятельности. Уметь формулировать социально и профессионально значимые цели образования Быть готовым методически компетентно анализировать и систематизировать научно-технологическую информацию. Уметь методически правильно редуцировать научно-техническую информацию в учебный материал. Уметь создавать квазипрофессиональные социально-профессиональные ситуации. Быть готовым проектировать технологии повышения эффективности про-фессионально-педагоги-ческой деятельности. Уметь проектировать и применять комплекс дидактических средств в про- Продолжение табл. 34 Виды деятельности Типовые задачи деятельности Ключевые профессиональные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)
Дидактическая (обучающая) Дидактическое обеспечение профессионально-образовательного процесса и произ-водственно-технологиче-ской деятельности. Формирование профессионально-технологических знаний, умений и компетенций. Формирование учебно-профессиональных мотивов. Анализ, проектирование, реализация, оценивание и коррекция профессионально-образовательного процесса. фессионально-образова-тельном процессе. Уметь проектировать формы, методы и средства контроля результатов обучения. Содействовать проектированию индивидуальных образовательных маршрутов обучаемых. Уметь использовать сущность, закономерности педагогической психологии при проектировании содержания профессионального образования и выбора психолого-педагогических критериев оценки результатов обучения (компетенций). Способность формулировать цели и задачи учебно-профессиональной деятельности. Уметь находить адекватные целям образования содержание и технологии обучения. Уметь ясно и логично излагать учебный материал. Быть готовым трансформировать содержание преподаваемой дисциплины в средство решения различных педагогических задач (повышение учебно-познавательной мотивации учащихся). Уметь создавать посредством своего предмета образовательную среду (условия) для профессионального и личностного развития учащихся. Продолжение табл. 34 Виды деятельности Типовые задачи деятельности Ключевые профессиональные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)
Воспитательная Организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности. Воспитание будущих рабочих на основе социально-профессиональных ценностей и корпоративной культуры. Организация и осуществление профилактики отклоняющих форм поведения в образовательных учреждениях систем НПО и СПО. Организация самоуправления в учебных группах и учебном учреждении. Диагностика и оценка уровня воспитанности обучаемых. Осуществлять непрерывный контроль знаний и умений учащихся с целью управления качеством обучения. Владеть современными технологиями обучения и формирование социально-профессиональных знаний, умений и компетенций. Быть готовым осуществлять действенный педагогических гуманизм. Проявлять толерантность к педагогически запущенным воспитанникам. Уметь мобилизовать и контролировать свое социально-профессиональное поведение. Планировать воспитательную работу. Определять воспитательный потенциал конкретной учебной дисциплины, образовательного учреждения, социопрофессиональ-ного пространства города, региона. Владеть технологиями самоуправляемого воспитательного процесса. Оказывать педагогическую поддержку проблемным учащимся. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение и мониторинг воспитательной деятельности. Владеть методами диагностики воспитанности и отклоняющегося поведения учащихся. Продолжение табл. 34 Виды деятельности Типовые задачи деятельности Ключевые профессиональные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)
Развивающая Актуализация профессионально-личностного потенциала обучающихся. Психологическое обеспечение профессионального развития всех субъектов образовательного процесса. Содействие в формировании учебно-профессиональной мотивации. Психологическое сопровождение профессионально-образовательного процесса. Диагностика социально-личностных профессионально-значимых компетенций. Диагностика обучаемости и воспитуемости, а также социально-профессионально-го развития обучаемых. Обеспечение оптимального психологического взаимодействия обучаемых и педагогов. Содействие выработке индивидуального стиля деятельности педагогов. Проектирование альтернативных траекторий профессионального образования. Уметь находить общий язык со всеми участниками образовательного процесса: коллегами, руководством, учащимися, родителями. Знать возрастные психологические особенности обучаемых. Иметь представления о возможных образовательных затруднениях обучающихся. Понимать психологические закономерности обучения, воспитания и развития. Владеть методами психодиагностики учебной мотивации, обучаемости, воспиту-емости. Быть готовым оказать психологическую помощь и поддержку обучающимся, испытывающим трудности в учебно-профессиональной деятельности. Обладать способностью к проведению прикладных психологических исследований. Быть готовым к применению психологических технологий решения типовых задач социально-профессионального развития, а при необходимости и коррекции деструктивных тенденций. Владеть психотехнологиями формирования оптимального социально-психологического климата в учебной группе и коллективе. Продолжение табл. 34 Виды деятельности Типовые задачи деятельности Ключевые профессиональные компетенции (уметь, владеть, быть готовым)
Образова-тельно-тех-нологичес-кая (методическая) Профессио-логическая (профессио-ведческая) Реализация профессионально-образовательного процесса. Организация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Анализ учебно-программной документации и методических комплексов. Планирование занятий теоретического и практического обучения. Моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации. Разработка методики обучения по учебному предмету. Разработка форм и методов контроля и оценки качества обучения. Формирование профессио-ведческой компетентности. Уметь проектировать психологически обоснованные образовательные траектории. Уметь проводить анализ учебно-программной документации. Уметь разрабатывать различные формы предъявления учебного материала. Уметь планировать учебную и производственно-технологическую деятельность обучаемых. Владеть современными ин-формационно-коммуника-ционными технологиями. Уметь компетентно использовать учебное и про-изводственно-технологи-ческое оборудование. Владеть методикой демонстрации профессиональных умений и навыков. Быть готовым осуществлять педагогическое сопровождение профессионально-образовательного процесса. Быть способным к рефлексии своей профессионально-педагогической деятельности. Уметь создавать проблемные ситуации, моделирующие реальные социально-профессиональные деятельности Быть готовым к созданию индивидуальной (авторской методики обучения Уметь организовывать про-фориентационную работу. Быть готовым осуществлять диагностику профес- Продолжение табл. 34
Предложенная технология (процедура) определения состава универсальных и профессиональных компетенций следует из стратегических, методологических и теоретических ориентиров обновления профессионального образования. Очевидно, что при иных теоретико-методологи- ческих основаниях возможна другая последовательность выявления компетенций. И, конечно, приведенные универсальные компетенции, как и профессиональные — не могут считаться полными, а некоторые даже излишни. Данный состав компетенций следует рассматривать как ориентировочный.
|