![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Необходимость выделения в прикладной психологии самостоятельной отрасли — психологии профессионально-технического образования — была обоснована в 1972 г
Необходимость выделения в прикладной психологии самостоятельной отрасли — психологии профессионально-технического образования — была обоснована в 1972 г. К.К.Платоновым. В 1977 г. вышло в свет его учебное пособие «Психология», адресованное инженерно-педагогическим работникам, которое содержало большой раздел «Психология профессионально-технического образования»1. В этом разделе рассматривались возрастные особенности психики учащихся, психологические основы профессионально-технического образования, формирование личности и ее профессиональных качеств, управление формированием личности. В 1981 г. было опубликовано учебное пособие Б.А.Душкова «Индустриально-педагогическая психология» для студентов пединститутов, обучающихся по специальности «Общетехнические дисциплины и труд», в котором рассматривались основные положения инженерной, педагогической и социальной психологии по вопросам организации и управления процессом труда. Предметом индустриально-педагогической психологии стало «…изучение психологических закономерностей отношений человека в процессе трудовой деятельности»2. Проблемы профессионального обучения, воспитания и развития в том пособии не анализировались. Данный учебник — очередная попытка обосновать необходимость и возможность выделения «Психологии профессионального образования» в качестве самостоятельной отрасли прикладной психологии и учебной дисциплины. Системообразующим фактором мы избрали профессиональное становление личности. Психологические закономерности этого процесса определили и логику и содержание учебника. Профессиональное образование рассматривается авторами как содействие профессиональному становлению личности на всех стадиях: оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, профессионализации и профессионального мастерства. Не все проблемы профессионального образования на этих стадиях получили должное освещение. Наиболее подробно рассмот-1 См.: Платонов К.К. Психология: учеб. пособие / К.К.Платонов, Г.Г.Голу-бев. — М., 1977. 2 См.: Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология (труд, организация, управление). — М., 1981. — С. 7. рены психологические особенности профессионального образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Это объясняется тем, что выпускники профессионально-педагогической специальности в первую очередь подготовлены к работе в данной системе. Однако некоторые из них будут реализовывать себя в системе последипломного образования, в отделах развития персонала на предприятиях, в фирмах и организациях, и знание психологических особенностей образования на последующих стадиях профессионального становления специалистов будет им полезно. Тематическим ядром учебника стала личностно развивающая парадигма профессионального образования, которая получила свое научное обоснование в работах отечественных педагогов и психологов в начале третьего тысячелетия. Инновационные процессы, происходящие в образовании, обусловили необходимость рассмотрения психологических особенностей профессионального образования сквозь призму этих нововведений. Автору не удалось в полной мере решить проблему проектирования учебного предмета, адекватного научной дисциплине — психологии профессионального образования. Не все вопросы получили научно обоснованное освещение. И здесь аспирантам и соискателям психологических специальностей по акмеологии, педагогической психологии и психологии развития предоставляется возможность обогатить теорию и практику профессионального образования. Автор осознает, что некоторые положения учебника и форма их представления могут вызвать возражения у тех ученых-психологов, работы которых были использованы при написании книги. За возможно некорректное цитирование и ссылки автор приносит им свои извинения. ПРИЛОЖЕНИЕ СОСТАВ КОМПЕТЕНЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
|