Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ прибыли от продаж продукции (работ, услуг)
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Проведение факторного анализа прибыли от продаж позволяют: - оценить резервы повышения эффективности производства; - наметить управленческие решения по использованию производственных факторов. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (); себестоимости () и уровня среднереализационных цен (): П = ). Объем реализации продукции (фактор первого порядка) может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура реализованной продукции (фактор второго порядка) может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельной продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает. При увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается. Себестоимость продукции (фактор третьего порядка) обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен (фактор третьего порядка) прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Основными источниками анализа прибыли являются данные аналитического учета по счетам: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)», финансовая отчетность: «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении капитала». Объем продаж зависит от: изменения переходящих запасов готовой продукции; изменения остатков неоплаченной продукции; объема выпуска продукции. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию определяют: сначала рассчитывают сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого определяют индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли корректируют на его уровень. Индекс объема продаж рассчитывается путем сопоставления фактического объема реализации с базовым . Далее устанавливают изменение прибыли за счет каждого фактора и анализируют причины изменения.
|