Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. Механизм рынкаСтр 1 из 5Следующая ⇒
1. Модель «экономического человека» 2. Анализ потребительского поведения 3. Закон спроса 4. Закон предложения 5. Преимущества и провалы рынка 1. Модель «экономического человека» Основными признаками свободного рынка являются следующие признаки: 1) Неограниченное число его субъектов и абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг. Каждый человек имеет право заняться предпринимательской деятельностью, либо прекратить ее. Причем сделать это он может в любой форме: купить акции, создать свое дело, работая сам или наняв работников, положить деньги в банк, либо инвестировать их в недвижимость. При этом он может использовать любую форму собственности, какую посчитает нужной; 2) Наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке; 3) Мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг; 4) Невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями; 5) Решения принимает отдельно взятый «человек экономический» - «homo oeconomicus». Многие его качества могут быть описаны в виде следующих принципов: v Людям часто приходится идти на компромисс – отказываться от одних благ ради получения других; v Рациональные люди сравнивают предельные величины выгод (полезности) и издержек; v Люди заботятся о будущем; v Люди учитывают неопределенность; v Люди отвечают за результаты своих решений; v Люди реагируют на изменение обстоятельств, на стимулы. Однако, как идеальный газ или идеальный вакуум у физиков, идеальный «человек экономический» у экономистов, обладает свойствами, не встречающимися в реальной жизни. Во-первых, о полной информированности о ценах благ, их полезных и вредных свойствах, причем не только в настоящем, но и в прошлом и будущем (когда речь идет о «рациональных ожиданиях»). Во-вторых, о способностях сравнивать полезности любых комбинаций благ (антиблаг) в пространстве и времени и вообще проводить любые, сколь угодно сложные вычисления, если они нужны для принятия разумных решений. Подобного рынка свободной конкуренции в реальности не существует – это идеальный образ или модель. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке. В целом предположение о полном суверенитет экономического агента в экономической теории базируется на христианском понимании человека как существа, свободного по своей природе. Это понимание является фундаментальным для всей европейской культуры последних двух тысяч лет. Оно не является эмпирически обоснованным, а потому лежит «вне науки». В этом нет ничего странного или противоречивого. Современные представления о научной методологии принимают необходимость включения «вненаучных» положений в основание любой науки. Главное, чтобы они не подменяли собой науку, но это зависит от культуры практикующих ученых.
|