Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Механизм рынка






1. Модель «экономического человека»

2. Анализ потребительского поведения

3. Закон спроса

4. Закон предложения

5. Преимущества и провалы рынка

1. Модель «экономического человека»

Основными признаками свободного рынка являются следующие признаки:

1) Неограниченное число его субъектов и абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг. Каждый человек имеет право заняться предпринимательской деятельностью, либо прекратить ее. Причем сделать это он может в любой форме: купить акции, создать свое дело, работая сам или наняв работников, положить деньги в банк, либо инвестировать их в недвижимость. При этом он может использовать любую форму собственности, какую посчитает нужной;

2) Наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке;

3) Мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;

4) Невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями;

5) Решения принимает отдельно взятый «человек экономический» - «homo oeconomicus».

Многие его качества могут быть описаны в виде следующих принципов:

v Людям часто приходится идти на компромисс – отказываться от одних благ ради получения других;

v Рациональные люди сравнивают предельные величины выгод (полезности) и издержек;

v Люди заботятся о будущем;

v Люди учитывают неопределенность;

v Люди отвечают за результаты своих решений;

v Люди реагируют на изменение обстоятельств, на стимулы.

Однако, как идеальный газ или идеальный вакуум у физиков, идеальный «человек экономический» у экономистов, обладает свойствами, не встречающимися в реальной жизни. Во-первых, о полной информированности о ценах благ, их полезных и вредных свойствах, причем не только в настоящем, но и в прошлом и будущем (когда речь идет о «рациональных ожиданиях»). Во-вторых, о способностях сравнивать полезности любых комбинаций благ (антиблаг) в пространстве и времени и вообще проводить любые, сколь угодно сложные вычисления, если они нужны для принятия разумных решений.

Подобного рынка свободной конкуренции в реальности не существует – это идеальный образ или модель. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.

В целом предположение о полном суверенитет экономического агента в экономической теории базируется на христианском понимании человека как существа, свободного по своей природе. Это понимание является фундаментальным для всей европейской культуры последних двух тысяч лет. Оно не является эмпирически обоснованным, а потому лежит «вне науки». В этом нет ничего странного или противоречивого. Современные представления о научной методологии принимают необходимость включения «вненаучных» положений в основание любой науки. Главное, чтобы они не подменяли собой науку, но это зависит от культуры практикующих ученых.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал