Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон предложения
Производит товары и предлагает на рынке производитель, а совокупность товаров, выносимых им на рынок образует предложение. Следует различать рыночное и индивидуальное предложение. Рыночный объем предложения является агрегированной величиной и может быть получен путем суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. Состав предложения весьма многообразен – в настоящее время в предложении принято выделять пять товарных групп: 1.сырье; 3. товары производственного назначения; 4. труд; 5. капитал; 6. товары потребительского назначения, в том числе: - изделия длительного пользования (автомобиль, холодильник); - изделия краткосрочного пользования (продукты питания); - услуги. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара готовы предложить продавцы. Величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен, что в общем виде может быть выражено следующим образом: Qs = f(P), где Qs - величина предложения, P - цена. При этом цена предложения – та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар. В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса. В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие параметры рыночной конъюнктуры. Данную зависимость называют функцией предложения и в общем виде записывают по аналогии с функцией спроса: Qs=f(P, С (Pr), K, T, N, B), где С(Pr) – издержки производства, основу которых составляют цены на ресурсы; K - характер применяемой технологии, T – налоги и субсидии, N - количество продавцов, B - прочие (ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики. Также цены на сопряженных рынках: а) цены на товары-конкуренты в производстве, б) цены на товары производимые «совместно» с рассматриваемым товаром – нефть и нефтепродукты. Функция предложения отражает затраты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог это сделать, то владельцы ресурсов использовали их в производстве других товаров. Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение предложения, которое происходит под воздействием неценовых факторов или детерминант при неизменной цене на анализируемый товар и изменение величины предложения, которое имеет место при изменении цены данного товара и неизменности прочих факторов рыночной конъюнктуры. Если допустить, что все неценовые факторы для рассматриваемого периода являются неизменными, то можно перейти к функции предложения от цены: Qs=f(Pi), а также дать ее графическое изображение в виде кривой предложения. Кривая предложения - это кривая, которая показывает, какое количество экономических благ готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения. В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики. P D S
Е
Q Точка равновесия обозначается Е (equilibrium). В точке равновесия Pe=Ps=Pd, это означает, что Qe=Qs=Qd (равновесный объем=объем предложения=объем спроса). При этом определим рыночное равновесие как состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Равновесная цена – это рыночная цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар).
|