Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психофизиологические механизмы памяти.






Память, в той или иной мере, есть у всех живых существ. У организмов, стоящих на ступенях эволюционной лестницы ранее человека, есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек, чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести.

То, что воспринимается человеком, не исчезает бесследно: в коре больших полушарий мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность возникновения ассоциативных цепей и при отсутствии вызвавшего их раздражителя. На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания. Память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

Как уже отмечалось ранее, в нервной системе хранится два вида информации: накопленная - в процессе эволюции вида и закреплённая в безусловных рефлексах (инстинктах), т.е. генетическая (видовая); приобретаемая - в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов (индивидуальная).

Виды нарушений памяти.

Следует также остановиться на основных видах нарушений памяти, к которым можно отнести различного рода амнезии, парамнезии, криптомнезии, корсаковский синдром, двойное сознание, феномен уже пережитого и др.

Методы оценки мнестических функций.

Выделяют след. методики для изуч. мнестической дея-ти:

а)Для изучения операционального ком-та памяти:

-это конечно запоминание рассказов, заучивание текстов(стихов)

-зрительная память: зрительные образы, геометрические фигуры.

-слуховая память: ритмические структуры, запоминание слов, цифр

б) Для изучения динамического ком-та памяти:

-заучивание 10 слов

-запоминие ряда цифр и двухсложных предложений

в) Для изучения мотивационного ком-та памяти:

-запоминание 10 слов

-пиктограммы (Выготский)

Вопросы тренировки памяти и мнемонические приемы.

Изучая емкость памяти и возможности запоминания сообщений разной длины и разной информационной нагруженности, Милнер пришел к заключению, что фактором, определяющим скорость запоминания, является число символов в сообщении, а не количество информации, приходящееся на один символ. Иными словами, чем короче сообщение, тем быстрее оно запоминается, независимо от количества содержащейся в нем информации. Отсюда – возможность использовать различные (часто логические) формы организации материала, разбивая длинные сообщения на ряд коротких. Сюда же относится подбор подходящих алгоритмов, замена репродукции материала на его реконструкцию, что сопутствует более высокому интеллекту, а также специально вырабатываемые мнемонические приемы, с помощью которых достигается доступная для более легкого запоминания организация материала по несущественным, случайным признакам (например, по совпадению звуков, буквенных или цифровых обозначений и т.д.). И несмотря на то, что мнемонические приемы часто логически не организованы, они играют немалую роль в запоминании, хотя логическая организация материала, обеспечивающая при запоминании активный мыслительный процесс, гораздо более эффективна, ибо память неразрывно связана с мышлением.

Вообще в памяти человека хранится значительно больше сведений, чем он может активно воспроизвести или пассивного опознать. Эта хранящаяся информация оказывает влияние на методы запоминания новых сведений. Если у ребенка каждое новое понятие строится на пустом месте, то у взрослого человека с развитой информационной базой при обучении создаются условия для свободных ассоциаций.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал