![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возрастные аспекты научения.
У новорожденного ребенка проявляются только безусловные рефлексы - пищевые, защитные и ориентировочные, необходимые для приспособления к жизни в новой среде и служащие базой для последующего возникновения условных рефлексов, т.е. для процесса обучения в постнатальной жизни. Первые условные рефлексы появляются к концу первого месяца жизни ребенка и возникают на случайно совпадающий с безусловным стимулом индифферентный сигнал. В это же время у новорожденного ребенка проявляется комплекс оживления, означающий появление потребности в общении и базирующийся также на первых условных рефлексах, связанных с узнаванием мамы или других близких людей. Младенческий период характеризуется развитием у ребенка подражательных движений. При этом особого внимания заслуживают движения руки, направленные к предмету, ощупывание предметов, появляющиеся на четвертом месяце жизни. К 5-6 месяцам у ребенка развиваются сложные зрительно-двигательные координации, позволяющие осуществлять целенаправленные действия - хватание и бросание предметов. После 7 месяцев ребенок может осуществлять круговые реакции. Раннее детство (от 1 до 3 лет) характеризуется продолжением обучения ребенка в игровой и эмоциональной сферах. Совершенствуется восприятие, действие и мышление, которое продолжает оставаться наглядно-действенным, хотя в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действия. Ребенок обучается правильно обращаться с предметами. В период от 1 года до 3 лет, когда ребенок уже самостоятельно и свободно перемещается в пространстве, у него развивается осознанная исследовательская деятельность, связанная с развитием его коммуникаций с детьми и взрослыми и ориентации в среде. После 5 лет слово приобретает обобщающее значение, а с 7-8 лет — главенствующее значение среди других раздражителей. К 10-летнему возрасту происходит становление межполушарных отношений, касающихся обработки речевых сигналов. С этого времени становится невозможной передача речевых функций от левого полушария правому, а до 10 лет такая компенсация при необходимости может произойти. В среднем, к 17-летнему возрасту организм вступает в период гармонического сочетания функций сигнальных систем, т.е. развития осознанной деятельности, и это состояние сохраняется приблизительно до 50-60 лет, после чего у различных людей в разные сроки начинают проявляться возрастные изменения, характеризующие процесс старения: отмечается быстрое наступление утомления, нарушения памяти, нарушение взаимодействия возбудительного и тормозного процессов при общем их ослаблении.
|