Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актульность выбранной темыСтр 1 из 8Следующая ⇒
Государственное учреждение образования «Самохваловичская средняя школа»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (I отделение)
Учитель-дефектолог Новикова Е.Г. Г
СОДЕРЖАНИЕ АКТУЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ C ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
АКТУЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими. Обучение учащихся устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) имеет особую значимость. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая инактивность, осложняют процесс свободного общения, затрудняют процесс речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. На развитие коммуникативной функции речи влияют все компоненты языковой системы, которые недостаточно развиты у умственно отсталых учащихся. Отмечаются серьезные затруднения в овладении грамматическим строем речи. Учащиеся допускают ошибки на уровне словосочетаний, отдельного предложения, связного текста. У старшеклассников имеются значительные затруднения в диалогической речи, связанные с низким уровнем речевой активности, недостаточным владением навыками диалогового взаимодействия. Для многих учащихся оказывается сложной как предметно-смысловая организация высказывания, так и логическая организация, в результате чего страдает произвольное и осознанное осуществление речевой деятельности. При передаче собственных мыслей, жизненных впечатлений учащиеся пользуются простыми предложениями, ограничиваются перечислением вариантов своих занятий без их развернутого связного описания; испытывают затруднения в выборе нужных лексем, оборотов речи; недостаточно используют различные средства словесной характеристики предмета речи; допускают нарушения смысловой и логической организации высказывания, в лексико-грамматическом оформлении речи. К старшим классам увеличивается разрыв между возможностью учиться и общаться с помощью речи. В спонтанном речевом общении старшеклассники не самостоятельны: они не могут достигнуть поставленной цели, поскольку ориентируются на изменяющиеся условия ситуации; испытывают дефицит лексических единиц; ограничены в выборе грамматических конструкций, адекватных невербальных средств общения. Поэтому ситуации общения подростков между собой можно определить как непродуктивные. Характерным является дефицит универсальных коммуникативных умений: слушать собеседника. Реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при чтении и слушании, использовать эту информацию в собственных высказываниях, общаться в письменной форме. Обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. А.К. Аксенова включает принцип коммуникативной направленности в число ведущих принципов обучения русскому языку учащихся с нарушением интеллекта. Коммуникативная направленность в развитии речи поднимается ею как нацеленность деятельности учителя «на коррекцию всех сторон речи детей, на её развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована в общении». При организации изучения языковой теории принцип коммуникативной направленности предполагает, что «главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование навыков практического использования языковых категорий в речи». Большое внимание необходимо уделять повышению у детей речевой мотивации. В качестве средств должны выступать содержание урока, его структура, подбор методов и приемов, видов упражнений, поведение учителя. На уроках развития речи для стимулирования речевой активности необходимы такие приемы и виды работы, как использование предметно-практической деятельности детей, игровых действий. Большое значение играет и поведение учителя. Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности, поскольку проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды.
|