![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа педагога по формированию и совершенствованию речи учащихся на уроке
На всех занятиях продолжается работа, начатая в младших классах, по развитию устной речи учащихся. Продолжается работа по формированию и совершенствованию диалогической речи, без которой невозможно общение. Диалогическая речь сложна для школьников, поскольку требует быстрой смены речевой деятельности. Необходимо выполнить почти одновременно несколько операций: выслушать и понять собеседника, подумать над ответом, вовремя ответить и постоянно следить за развертыванием мысли собеседника. Полноценности и своевременности данных действий препятствуют инертность нервных процессов, недостаточность мышления и замедленность реакций на воздействия. Поэтому диалог редко возникает по инициативе учащихся с интеллектуальной недостаточностью. На вопросы они отвечают кратко, иногда заменяя слова выразительным движением или кивком головы. С взрослыми и между собой учащиеся общаются вяло, недостаточно пользуются речью, произнося отдельные слова. Нарушение общения в значительной мере тормозит их общение. Поэтому учитель на уроках должен предусматривать следующую работу: учить детей отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, логично, без пропусков и недомолвок, последовательно и развернуто выражать свои мысли. Недостаточная сформированность диалога препятствует развитию связного устного изложения мыслей. Даже если учащиеся имеют удовлетворительный словарный запас и знания по теме разговора, им не удается построить логически связное и полное описание событий. Учитель должен помочь школьнику выразить свои мысли побуждающими вопросами или частичным продолжением его рассказа. Также окажет помощь наличие картинок, схем, таблиц. При их использовании рассказ учащегося будет более полным и развернутым. Следует отметить, что опора на наглядность при составлении устного рассказа остается актуальной на протяжении всего обучения в школе. Одним из показателей того, насколько понятна ученику обращенная к нему речь, является выполнение им словесных инструкций. Ученик должен не только понять инструкцию, но и запомнить ее. Словесное задание учителя не будет вызывать трудностей в понимании в тех случаях, когда: задание состоит из одного звена и предполагает всего одно действие ученика (например, «подойди к доске» или «возьми тетрадь»); задание тесно связано с привычной школьной или бытовой жизнью (например, «вымой руки», «включи свет»);
задание многократно повторяющееся и привычное (например, «сотри с доски», «завяжи шнурки»).
Однако вышесказанное нельзя в полной мере отнести к ученикам с резкими нарушениями поведения и работоспособности. В силу специфических нарушений они могут быстро потерять поставленную для выполнения задачу и заменить ее другой, ранее неоднократно выполняемой. Простая речевая инструкция способна побуждать учеников 5-9 классов к продолжительной деятельности. Если же учитель дает сложное задание, то срок воздействия речевой инструкции будет весьма непродолжительным и потребует подкрепления словесных заданий различными приемами. Так, для выполнения сложного задания инструкцию можно составить таким образом, чтобы ученик производил несколько простых последовательных действий. Результатом легко выполненных нескольких отдельно взятых заданий и будет намеченная цель — сложное задание.
|