Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендацииСтр 1 из 58Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ................................................................................................... 7 Методические рекомендации....................................................................... 8 Введение.......................................................................................................... 10
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ........................................................... 17 Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура».............................. 17 1.1.Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования............................................................................................ 17 1.2.Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования............................................................................................. 23 1.3.Интеграция образовательных программ - современная тенденция в высшей и средней школе...................................................................... 24 1.4.Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре...................................................... 26 Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры........ 29 2.1.Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»........................................................ 29 2.2.Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»......................................................................................... 32 2.3.Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной в состоянии здоровья и инвалидов......................................................... 35 Глава 3 Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики................................................................................... 40 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука.................. 40 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики................................................. 43 Глава 4 Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры…………51 4 1 Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры...................................................................................................... 51 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры......... 54 Глава 5 Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре................................................................ 61 Глава 6 Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре............................................................. 66 6.1.Требования к профессиональным качествам специалистов по адаптивной физической культуре.......................................................... 66 6.2.Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре...................................................................................................... 72 Раздел II ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...................... 79 Глава 7 Роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурно-оздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата........................ 79 Глава 8 Становление и развитие адаптивной физической культуры среди лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата....................... 83 8.1.Развитие адаптивной физической культуры за рубежом....................... 83 8.2.Паралимпийское движение в мировой практике.................................... 86 8.3.История развития адаптивной физической культуры в нашей стране............................................................................................. 100 Глава 9 История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха...................... 113 Глава 10 История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения........................................................... 122 Глава 11 История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта................................................... 130 11.1.История адаптивного физического воспитания в нашей стране........................................................................................... 130 11.2.История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта.............................................................................. 132 ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Раздел III ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ... 141 Глава 12 Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом........................................... 141 Глава 13 Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья........................................................ 152 13.1.Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования..................................................... 153 13.2.Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования.......................................................... 159 Глава 14 Организация адаптивного спорта.............................................................. 165 14.1.Организация адаптивного спорта в России....................................... 165 14.2.Организация адаптивного спорта в мировом сообществе............... 176 Глава 15 Организация адаптивной двигательной рекреации................................ 187 Глава 16 Организация физической реабилитации................................................... 190 Глава 17 Организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности.................................. 195 Раздел IV МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.................................................................. 135 Глава 18 Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)................................................................... 198 18.1.Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов................................................... 198 18.2.Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья............................................. 202 Глава 19 Воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой.................................................................................. 207 19.1.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья с сохранным интеллектом........................................................................ 209 19.2.Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии................................................................. 223 Глава 20 Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (АФК)................................................. 229 Глава 21 Функции адаптивной физической культуры............................................ 236 21.1.Педагогические функции..................................................................... 238 21.2.Социальные функции.......................................................................... 249 Глава 22 Принципы адаптивной физической культуры................................................. 257 22.1.Социальные принципы........................................................................ 257 22.2.Общеметодические принципы..................................................................... 265 22.3.Специально-методические принципы.......................................................... 268 Заключение..................................................................................................... 276 Литература..................................................................................................... 277 Приложения................................................................................................... 280
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02.) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 032102 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Именно эта дисциплина включает в себя знания, составляющие фундамент, базу для целого ряда общепрофессиональных дисциплин, многих дисциплин специальности, всех дисциплин специализаций и, по существу, предопределяющие мировоззренческую, концептуальную подготовку будущих специалистов. Очевидно, что «Теория и организация адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики. Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптивной физической культуры стоят следующие задачи: — сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам адаптивной физической культуры, основанные на личностно-ориентированной аксиологической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья; — обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний теории и организации адаптивной физической культуры, целостное осмысление профессиональной деятельности, методологических подходов, общих закономерностей данного вида социальной практики; — сформировать у студентов стремление к самостоятельности и творчеству в процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательской работе, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности; — обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний - физическую культуру, медицину и коррекционную педагогику, - предполагает освоение студентами таких дисциплин Госстандарта, как: теория и методика физической культуры, психология развития, анатомия человека, физиология человека, биохимия, биомеханика, общая патология и тератология, частная патология, специальная педагогика и специальная психология. В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные методики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для педагогических практик по специальности и специализации. Данное обстоятельство, а также имеющийся в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лес-гафта опыт образовательной деятельности по адаптивной физической культуре привели к выводу о целесообразности пролонгированного (в течение восьми семестров первых четырех лет обучения в вузе) преподавания этой дисциплины. А это, в свою очередь, привело к необходимости значительно более серьезного отношения к реализации межпредметных связей и неизбежности дедуктивно-индуктивного способа освоения учебного материала. Учебник состоит из двух томов. 1-й том содержит две части (основной текст), введение, заключение, библиографическое описание основной и дополнительной литературы, приложения. Во введении кратко рассмотрены наиболее важные установочные положения, составляющие основу концепции учебника и дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры». В первой части изложены сведения по двум разделам: — краткому курсу «Введение в специальность»; — истории адаптивной физической культуры. Во второй части учебника, также состоящей из двух разделов, даются материал об организации адаптивной физической культуры и ее общая характеристика. В III разделе «Организация адаптивной физической культуры в Российской Федерации и мировом сообществе» материал структурирован в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация, креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности. В IV разделе «Методические основы адаптивной физической культуры» рассматриваются ее роль в комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры. Большое внимание в этой части учебника уделено обоснованию опорных концепций методологии адаптивной физической культуры, ее медико-биологическим и социально-психологическим аспектам и, в частности, гуманистической психологии. Дается характеристика функций, принципов адаптивной физической культуры. В заключении изложены перспективы развития адаптивной физической культуры как интегративной учебной дисциплины, направления научно-исследовательской деятельности, важнейшего института социальной политики по отношению к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. Каждый параграф завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки усвоенных знаний. Без их тщательной проработки нецелесообразно приступать к изучению последующего материала. При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебнику изучить содержание литературных источников, приведенных в книге, а также материалов, публикуемых в периодическом журнале «Адаптивная физическая культура». Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также тематика рефератов, курсовых и квалификационных работ.
|