Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации






СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ................................................................................................... 7

Методические рекомендации....................................................................... 8

Введение.......................................................................................................... 10

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ........................................................... 17

Глава 1

Специальность «Адаптивная физическая культура».............................. 17

1.1.Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования............................................................................................ 17

1.2.Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования............................................................................................. 23

1.3.Интеграция образовательных программ - современная тенденция

в высшей и средней школе...................................................................... 24

1.4.Повышение квалификации и переподготовка кадров

по адаптивной физической культуре...................................................... 26

Глава 2

Основные понятия и термины адаптивной физической культуры........ 29

2.1.Понятия «культура», «физическая культура»,

«адаптивная физическая культура»........................................................ 29

2.2.Определения «реабилитация», «социальная интеграция»,

«образ жизни»......................................................................................... 32

2.3.Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной
физической культуры, ее роль и место в реабилитации
и социальной интеграции лиц с отклонениями

в состоянии здоровья и инвалидов......................................................... 35

Глава 3

Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область

социальной практики................................................................................... 40

3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука.................. 40

3.2. Адаптивная физическая культура как учебная

дисциплина и область социальной практики................................................. 43


Глава 4

Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры…………51

4 1 Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической

культуры...................................................................................................... 51

4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры......... 54

Глава 5

Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности

в адаптивной физической культуре................................................................ 61

Глава 6

Содержание и особенности деятельности специалиста

по адаптивной физической культуре............................................................. 66

6.1.Требования к профессиональным качествам специалистов

по адаптивной физической культуре.......................................................... 66

6.2.Требования к личности специалиста по адаптивной физической

культуре...................................................................................................... 72

Раздел II

ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...................... 79

Глава 7

Роль, место и значение лечебной физической культуры

в физкультурно-оздоровительном и спортивном движении

инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата........................ 79

Глава 8

Становление и развитие адаптивной физической культуры

среди лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата....................... 83

8.1.Развитие адаптивной физической культуры за рубежом....................... 83

8.2.Паралимпийское движение в мировой практике.................................... 86

8.3.История развития адаптивной физической культуры в

нашей стране............................................................................................. 100

Глава 9

История адаптивного спорта для лиц с поражением слуха...................... 113

Глава 10

История адаптивного физического воспитания и адаптивного

спорта для лиц с поражением зрения........................................................... 122

Глава 11

История адаптивного физического воспитания и адаптивного

спорта для лиц с поражением интеллекта................................................... 130

11.1.История адаптивного физического воспитания

в нашей стране........................................................................................... 130

11.2.История адаптивного спорта для лиц с отклонениями

в развитии интеллекта.............................................................................. 132


ЧАСТЬ ВТОРАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раздел III

ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ... 141

Глава 12

Организационно-управленческая структура адаптивной

физической культуры в России и за рубежом........................................... 141

Глава 13

Организация адаптивного физического воспитания лиц

с отклонениями в состоянии здоровья........................................................ 152

13.1.Организация адаптивного физического воспитания

в системе специального образования..................................................... 153

13.2.Организация адаптивного физического воспитания

в системе массового образования.......................................................... 159

Глава 14

Организация адаптивного спорта.............................................................. 165

14.1.Организация адаптивного спорта в России....................................... 165

14.2.Организация адаптивного спорта в мировом сообществе............... 176

Глава 15

Организация адаптивной двигательной рекреации................................ 187

Глава 16

Организация физической реабилитации................................................... 190

Глава 17

Организация креативных (художественно-музыкальных)

и экстремальных видов двигательной активности.................................. 195

Раздел IV

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.................................................................. 135

Глава 18

Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации

и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии

здоровья (включая инвалидов)................................................................... 198

18.1.Адаптивная физическая культура - составная часть

комплексной реабилитации инвалидов................................................... 198

18.2.Адаптивная физическая культура в социальной интеграции

лиц с отклонениями в состоянии здоровья............................................. 202


Глава 19

Воспитание личности в процессе занятий адаптивной

физической культурой.................................................................................. 207

19.1.Воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья

с сохранным интеллектом........................................................................ 209

19.2.Воспитание занимающихся с отклонениями

в интеллектуальном развитии................................................................. 223

Глава 20

Основные опорные концепции теории

адаптивной физической культуры (АФК)................................................. 229

Глава 21

Функции адаптивной физической культуры............................................ 236

21.1.Педагогические функции..................................................................... 238

21.2.Социальные функции.......................................................................... 249

Глава 22

Принципы адаптивной физической культуры................................................. 257

22.1.Социальные принципы........................................................................ 257

22.2.Общеметодические принципы..................................................................... 265

22.3.Специально-методические принципы.......................................................... 268

Заключение..................................................................................................... 276

Литература..................................................................................................... 277

Приложения................................................................................................... 280


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культу­ры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональ­ных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02.) Государственного образовательно­го стандарта высшего профессионального образования второго поко­ления по специальности 032102 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культу­ра). Именно эта дисциплина включает в себя знания, составляющие фундамент, базу для целого ряда общепрофессиональных дисциплин, многих дисциплин специальности, всех дисциплин специализаций и, по существу, предопределяющие мировоззренческую, концептуальную под­готовку будущих специалистов. Очевидно, что «Теория и организация адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной ос­новной образовательной программы по адаптивной физической куль­туре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики.

Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптив­ной физической культуры стоят следующие задачи:

— сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, интерес и познавательную активность к проблемам адаптивной физи­ческой культуры, основанные на личностно-ориентированной аксио­логической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонения­ми в состоянии здоровья;

— обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний теории и организации адаптивной физической культуры, целостное ос­мысление профессиональной деятельности, методологических подхо­дов, общих закономерностей данного вида социальной практики;

— сформировать у студентов стремление к самостоятельности и твор­честву в процессе обучения, приобщить их к научно-исследовательс­кой работе, обеспечить освоение ими опыта творческой деятельности;

— обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценност­ного отношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний - физическую куль­туру, медицину и коррекционную педагогику, - предполагает освоение студентами таких дисциплин Госстандарта, как: теория и методика фи­зической культуры, психология развития, анатомия человека, физио­логия человека, биохимия, биомеханика, общая патология и терато­логия, частная патология, специальная педагогика и специальная пси­хология.

В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные мето­дики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для пе­дагогических практик по специальности и специализации.

Данное обстоятельство, а также имеющийся в Санкт-Петербург­ском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лес-гафта опыт образовательной деятельности по адаптивной физической культуре привели к выводу о целесообразности пролонгированного (в течение восьми семестров первых четырех лет обучения в вузе) препо­давания этой дисциплины.

А это, в свою очередь, привело к необходимости значительно бо­лее серьезного отношения к реализации межпредметных связей и неиз­бежности дедуктивно-индуктивного способа освоения учебного мате­риала.

Учебник состоит из двух томов. 1-й том содержит две части (основ­ной текст), введение, заключение, библиографическое описание ос­новной и дополнительной литературы, приложения.

Во введении кратко рассмотрены наиболее важные установочные положения, составляющие основу концепции учебника и дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры».

В первой части изложены сведения по двум разделам:

— краткому курсу «Введение в специальность»;

— истории адаптивной физической культуры.

Во второй части учебника, также состоящей из двух разделов, да­ются материал об организации адаптивной физической культуры и ее общая характеристика.

В III разделе «Организация адаптивной физической культуры в Рос­сийской Федерации и мировом сообществе» материал структурирован


в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культу­ры: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация, креативные (худо­жественно-музыкальные) и экстремальные виды двигательной актив­ности.

В IV разделе «Методические основы адаптивной физической культу­ры» рассматриваются ее роль в комплексной реабилитации и социаль­ной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоро­вья, воспитание личности средствами и методами адаптивной физиче­ской культуры.

Большое внимание в этой части учебника уделено обоснованию опорных концепций методологии адаптивной физической культуры, ее медико-биологическим и социально-психологическим аспектам и, в частности, гуманистической психологии.

Дается характеристика функций, принципов адаптивной физической культуры.

В заключении изложены перспективы развития адаптивной физиче­ской культуры как интегративной учебной дисциплины, направления научно-исследовательской деятельности, важнейшего института соци­альной политики по отношению к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья.

Каждый параграф завершается контрольными вопросами и задани­ями для самопроверки усвоенных знаний. Без их тщательной проработ­ки нецелесообразно приступать к изучению последующего материала.

При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебнику изучить содержание литературных источников, приведенных в книге, а также материалов, публикуемых в периодическом журнале «Адаптив­ная физическая культура».

Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дис­циплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представ­лены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также те­матика рефератов, курсовых и квалификационных работ.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал