Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство
В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (В.Т. Пуляев, 1993-1995 и др.). В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности. Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности — проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы. Стало очевидным, что у нас эта проблема замалчивалась, приукрашивалась в угоду идеологическим установкам о преимуществах социалистического строя над всеми другими системами общественного устройства. Однако проблема инвалидности - это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизованности. Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и с целым рядом других причин. Все это приводит к необходимости разработки комплексных программ по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей человековедческих знаний, открытия новых учебных дисциплин, направлений и специальностей подготовки специалистов. В последние годы в России этот процесс развивается довольно быстрыми темпами. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры, которая в советский период занималась в основном здоровым населением и двигательно одаренными детьми, юношами и девушками, способными в перспективе стать олимпийскими чемпионами и прославить свою страну спортивными достижениями. В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) представлена в системе среднего (как для базового, так и повышенного уровней), высшего (как специальность и как часть направления) профессионального образования; в специальности научных работников; как сфера профессиональной деятельности (должности тренер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре); как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физическая культура». Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры. Многие вузы, техникумы и колледжи осуществляют образовательную деятельность по адаптивной физической культуре; профессорско-преподавательский состав, научные работники, аспиранты и докторанты проводят научно-исследовательскую работу в этой области. Однако быстрое развитие и внедрение адаптивной физической культуры в образовательные и научные организации и учреждения России, наличие существенно отличающихся, а иногда альтернативных концепций данной сферы социальной практики в различных странах, терминологические трудности развивающейся интегративной учебной и научной дисциплины породили целый ряд объективных и субъективных проблем, обусловленных недостаточной теоретической разработанностью ее проблемного поля, методологических основ, принципов, функций, приоритетности задач и др. Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями педагогов и научных сотрудников, предшествующим опытом деятельности представителей физической культуры, медицины, коррек-ционной педагогики, социальной работы. В настоящее время в России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, авторы учебника считают неверным сужение функций такого емкого и широкого социального феномена, которым является адаптивная физическая культура. При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем адаптивной физической культуры приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов-новаторов. В данном учебнике представлена попытка авторского коллектива обобщить достаточно разрозненные сведения об адаптивной физической культуре как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов; раскрыть ее методологическую основу с целью обеспечения фундаментализации образования в этой области. При этом авторы убеждены в том, что узкий, чрезмерно прагматический взгляд на адаптивную физическую культуру, сведение огромного потенциала этого вида социально-педагогической деятельности к набору пусть и большого количества частных методик может привести не только к снижению ее эффективности, но и к напрасной трате времени, сил и энергии как педагога, так и занимающихся, а иногда и к отрицательному результату. Описание сущности адаптивной физической культуры, конкретизация объекта, целей, задач, средств, методов, содержания, ее основных видов, функций, принципов и других компонентов проводились исходя из концепции, разработанной на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, где она реализуется уже в течение нескольких лет начиная с 1995 г. Основные установочные положения этой концепции сводятся к следующему. 1.Адаптивная физическая культура является новой для России, активно развивающейся интегративной областью образования, науки, культуры, социальной практики. 2.Адаптивная физическая культура включает в себя как минимум три крупных области знания — физическую культуру, медицину, кор-рекциоппую педагогику и большое количество сведений медико-биологических и социально-психологических учебных и научных дисциплин. При этом в ней не только обобщаются сведения перечисленных областей и дисциплин, но и формируется новое знание, представляющее собой результат взаимопроникновения знаний каждой из этих областей и дисциплин. 3.Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкое и широкое явление по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии. Она объединяет в себе, помимо названных направлений, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию, адаптивное физическое воспитание учащихся и студентов специальных медицинских групп общеобразовательных школ и вузов, креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные и экстремальные виды адаптивной двигательной активности. 4.В основу теории адаптивной физической культуры, определения ее целей, задач, содержания, основных видов, принципов, функции и другие должно быть положено учение об естественных и социальных потребностях личности каждого конкретного человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего инвалидность), а не только государства, семьи, общественных организаций и институтов. 5.Признание инвалидов как равноправных членов общества, их самоценности, а также обязанностей государства по созданию особых условий для их воспитания и развития, творческой самореализации — основа для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий адаптивной физической культурой. 6.Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответствующих мотивов и ценностных ориентации, подбор средств, методов, видов адаптивной физической культуры для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья должны осуществляться с учетом и исходя из их конечных целей индивидуального существования, определяющих всю систему жизненных установок (аксиологической концепции их жизни), а также непременным выполнением правила «здесь и сейчас», предписывающего исходить из реалий ситуации (материальных возможностей, возрастных особенностей, состояния занимающихся и т.п.). 7.Человек с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющий инвалидность) рассматривается в адаптивной физической культуре как принципиально неделимое и целостное единство, как индивид, обладающий уникальными свойствами. Его невозможно разделить на биологическое и социальное, телесное и психическое и т.п. как в научной, так и, особенно, в практической деятельности. Принципиально неприемлемым является так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции, определяемые методами исследования конкретных наук. Поэтому в адаптивной физической культуре акцент делается не на «физическое совершенствование» занимающихся, «формирование физической готовности к жизни», а на их всестороннее развитие и совершенствование (интеллектуальное, эмоционально-волевое, эстетическое, этическое, физическое и др.) в процессе занятий физическими упражнениями. 8.Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной физической культуре как в стране, так и в отдельно взятом регионе возможно только в случае учета конкретных социально-экономических условий, национально-этнических особенностей менталитета населения, климато-географических и ряда других факторов. Текст учебника подготовлен коллективом авторов. Предисловие, методические рекомендации, введение, главы 1 (1.3 и 1.4), 2, 3, 4, 12, 13, 15, 17, 18, 19, заключение, приложения 1 и 2 - написаны СП. Евсеевым; глава 1 (1.1 и 1.2) - СП. Евсеевым, ВТ. Щербаковым, А.В. Минаевым; глава 6 (6.1) — СП. Евсеевым, А.В. Цариком, Л.В. Шапковой; глава 8 (8.2) — СП. Евсеевым, О.Э. Аксеновой, В.П. Жиленковой; глава 11 — СП. Евсеевым, СВ. Гутниковым, О.Э. Аксеновой; глава 14 — СП. Евсеевым, А.Г. Абаляном; глава 16 — СП. Евсеевым, Г.Н. Грецем; главы 5, 20, 21, 22 — Л.В. Шапковой; глава 7 — В.П. Жиленковой; глава 8 (8.1 и 8.3) — В.П. Жиленковой, Л.Н. Селезневым; глава 9 - В.П. Жиленковой, О.Э. Аксеновой; глава 10 — Л.Н. Ростомашвили, В.П. Жиленковой; глава 6 (6.2) — Е.Е. Хвацкой. В связи с тем, что в нашей стране это первый учебник по теории и организации адаптивной физической культуры, авторы хорошо осознают то, что он вряд ли сможет удовлетворить запросы и ожидания всех преподавателей и студентов. Поэтому авторы с благодарностью примут от читателей замечания, критику, советы и рекомендации по совершенствованию представленных материалов.
Часть первая ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 1 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
Впервые в нашей стране специальность высшего профессионального образования 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации ^ по высшему образованию от 24 июля 1996 г. № 1309. Примерно через год — 09 июля 1997 г. — был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по этой специальности ОО (Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника — третий уровень высшего профессионального образования). Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 4 от 12 января 2005 г. «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» специальность 032102 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) включена в Перечень специальностей высшей школы в группу 030000 — «Гуманитарные науки». Государственный образовательный стандарт второго поколения по этой специальности был утвержден 02 июня 2000 г. Проект Государственного образовательного стандарта первого поколения по адаптивной физической культуре, а также пакет всех необходимых для открытия новой специальности документов были разработаны на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической, культуры им. П.Ф. Лссгафта коллективом авторов под руководством заведующего этой кафедрой, редактора настоящего учебника. Позже, при рецензировании представленных в учебно-методическое объединение по образованию в Н области физической культуры документов, большую помощь по совершенствованию проекта Госстандарта оказали сотрудники Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, которые, по предложению руководителя проекта, были включены в число соавторов этого документа. В первой версии Госстандарта приведен перечень всех членов авторского коллектива: В.У. Агеевец, СП. Евсеев (руководитель), В.Е. Каган, ВА. Лисовский, Л.В. Шапкова, Т.В. Федорова, И.К. Шац, С.Ф. Курдыбайло, Л.С Мотылева, В.И. Панова, В.П. Жиленко-ва, В.В. Кузин, А.И. Исмаилов, С.Н. Попов, И.О. Рубцова. Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация — специалист по адаптивной физической культуре. Нормативный срок освоения этой программы при очной форме обучения - 5 лет. Заочная форма обучения предусматривает возможность увеличения сроков освоения программы на 1 год. Госстандартом предусмотрено, что деятельность специалиста должна проводиться в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, адаптированной к их особенностям и возможностям, к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации. Действия специалиста по адаптивной физической культуре в системе «человек — человек» должны опираться на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, обеспечивающих научно обоснованное целеполагание, конструирование и процессуальное развитие деятельности в различных сферах физической культуры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Объектами профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре являются государственные учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также негосударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обучаются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. В государственном секторе специалисты по адаптивной физической культуре наиболее востребованы в учреждениях и организациях систем социального развития (защиты), образования, физической культуры, здравоохранения. Перечислим некоторые из них: —образовательные учреждения любых типов и видов (дошкольные, школьные; начального, среднего и высшего профессионального образования и др.) (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам); —специальные (коррекционпые) образовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; —физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы; —федерации, клубы, детско-юношеские спортивные школы, сборные команды; —федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом и др. Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): — спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую); — рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; — образовательно-профессиональную, коррекционную и консультативную; —научно-исследовательскую и научно-методическую; —организационно-управленческую. Основная образовательная программа подготовки специалиста по адаптивной физической культуре состоит из дисциплин федерального компонента (обязательного для всех вузов Российской Федерации), национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин. Она предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию: —общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; —общие математические и естественнонаучные дисциплины; —общепрофессиональные дисциплины; —основные дисциплины специальности; —дисциплины специализаций; —факультативы. Первые два цикла дисциплин идентичны таким же по названию циклам Госстандарта по специальности 032101 - Физическая культура и спорт. Обязательные для изучения всеми вузами, осуществляющими образовательную деятельность по специальности «Адаптивная физическая культура», общепрофессиональные дисциплины насчитывают 15 наименований (табл. 1), основные дисциплины специальности - 10 наименований (табл. 2) и дисциплины специализаций - 6 наименований (табл. 3). В процессе обучения студент выбирает одну из шести специализаций (или из того количества, которое реализуется в конкретном образовательном учреждении), на которую выделяется (равно как и на другие) 500 часов. Что касается содержания основной образовательной программы подготовки специалиста по адаптивной физической культуре, то оно представлено в Госстандарте четырьмя крупными блоками (см. рисунок). Первый блок включает в себя традиционные для физической культуры дисциплины: теорию и методику физической культуры, правовые основы физической культуры, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, биомеханику. Второй блок дисциплин составляют дисциплины, которые используются в медицинском образовании: комплексная реабилитация больных и инвалидов, анатомия и физиология человека, биохимия, общая гигиена, общая патология и тератология, частная патология, физическая реабилитация, массаж. Таблица 1 Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
Таблица 1 Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
Третий блок — это дисциплины, составляющие важнейшие компоненты коррекционной педагогики (дефектологии): психология развития, социальная защита инвалидов, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология и психоконсультирование, специальная психология, специальная педагогика. И, наконец, четвертый блок представлен новыми для системы высшего профессионального образования России интегральными дисциплинами, содержание которых составляет базу, фундамент знаний специалистов Таблица 3 Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
по адаптивной физической культуре: теория и организация адаптивной физической культуры, специальная гигиена (гигиена адаптивной физической культуры), врачебный контроль в адаптивной физической культуре, научно-методическая деятельность, технологии физкультурно-спортивной деятельности, материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры. Сложность формирования содержания дисциплин четвертого блока заключалась в том, что они должны представлять собой не просто сумму знаний из областей физической культуры, медицины и коррекционной педагогики, а по существу новое знание, являющееся результатом взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и необходимое для решения специфических целей и задач адаптивной физической культуры. За время обучения студенты, специализирующиеся по адаптивной физической культуре, должны пройти три вида практик (педагогическую, по специальности и специализации), а также пройти итоговую государственную аттестацию (защитить выпускную квалификационную работу и сдать междисциплинарный государственный экзамен). В высшей школе адаптивная физическая культура представлена также в направлении 032100 — Физическая культура. Магистерская программа 032115 — «Адаптивная физическая культура» предусматривает изучение принципов и закономерностей построения занятий физической культурой с лицами с ограниченными функциональными возможностями и инвалидами, влияние занятий адаптивной физической культурой на формирование социального статуса личности, коррекцию поведения дезадаптированных людей, восстановление функционального состояния пораженных систем инвалидов и их адаптации к условиям труда и быта. Кроме того, программа подготовки магистров направлена на познание системы совершенствования физкультурной и спортивной подготовки инвалидов, профилактику и лечение заболеваний и повреждений средствами адаптивной физической культуры, тренировки инвалидов с различными формами патологии в избранных видах адаптивного спорта и их подготовки к соревновательной деятельности, а также на освоение современных методов реабилитации различных групп инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями. В процессе специализированной подготовки магистров они овладевают навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической работы; учатся формулировать и решать задачи; выбирать адекватные поставленным задачам методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; математически (статистически) обрабатывать эмпирические данные; осуществлять библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; литературно - графически оформлять проделанную работу в виде отчетов, рефератов, статей, магистерской диссертации.
1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования На основании приказа Министерства образования № 1037 от 10 апреля 2000 г. «О развитии среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры, спорта и туризма» Госкомспорт России подготовил проект Госстандарта среднего профессионального образования по специальности 0323 — Адаптивная физическая культура (для базового уровня среднего профессионального образования), который был утвержден в установленном порядке 23 февраля 2001 г. (регистрационный номер 24-0323 BP). Приказом Минобрнауки от 12.04.2005 г. № 112 утвержден новый перечень специальностей среднего профессионального образования, в который включена специальность 050721 — Адаптивная физическая культура. Квалификация выпускника — педагог по адаптивной физической культуре для средних специальных учебных заведений физической культуры. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения: —на базе среднего (полного) общего образования — 1 год 10 месяцев; —на базе основного общего образования — 2 года 10 месяцев. Место специальности в области социальной сферы - область жизнедеятельности людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, которая включает совокупность средств и методов обеспечения их физического и духовного развития, укрепления здоровья, профилактики заболеваний, социализации и становления индивидуальности данной категории населения, формирования здорового образа жизни. Виды профессиональной деятельности педагога по адаптивной физической культуре: преподавательская, тренерская, организационно-управленческая, оздоровительно-реабилитационная, коррекционная, рекреационно-досуговая. Эти виды деятельности хорошо согласуются с видами деятельности специалиста по адаптивной физической культуре, имеющего высшее профессиональное образование. Выпускники вузов и средних профессиональных образовательных учреждений могут занимать одни и те же должности, однако оплата (разряд по единой тарифной сетке) у них будет различная. За основу содержания среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре было взято содержание соответствующего Госстандарта для высшей школы. Здесь также представлены четыре блока дисциплин (из областей физической культуры, медицины, коррекционной педагогики и собственно адаптивной физической культуры). Последним из утвержденных Минобразованием России госстандартов среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре является Госстандарт повышенного уровня (квалификация выпускника — учитель адаптивной физической культуры) (утвержден 13.09.2001 г., регистрационный номер 06-0323п-ВР).
1.3. Интеграция образовательных программ - Тенденция интеграции образовательных программ в рамках высшей школы (между программами направлений и различных специальностей), а также в рамках взаимодействия между высшей и средней профессиональной школой обусловлена рядом объективных обстоятельств. Прежде всего, получение образования по совмещенным программам (например, направления и специальности или двух специальностей) позволяет выпускникам получить два диплома или две квалификации, что, безусловно, делает их более защищенными и конкурентоспособными на рынке труда. Ведь сегодняшней рыночной экономике и динамично развивающейся социальной практике нужны специалисты с широкой фундаментальной подготовкой и гибким мышлением, способные быстро реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка труда. Согласование и совмещение образовательных профессиональных программ высшей и средней школы дает возможность сократить сроки освоения этих программ за счет устранения дублирования учебного материала, улучшения межпредметных связей, что выгодно как государству, так и конкретному участнику образовательного процесса. Однако особенно актуальна задача интеграции направлений и специальностей высшей и средней школы в сфере образовательного пространства адаптивной физической культуры. Это объясняется тем, что содержание основной образовательной программы по адаптивной физической культуре и, главное, ее научно-методическое наполнение находятся в стадии развития, поиска, эксперимента. И поэтому представителям отрасли физическая культура, разработавшим Госстандарт по адаптивной физической культуре, очень важно знать мнение специалистов медицины и коррекционной педагогики о дидактическом наполнении общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности и специализаций данного Госстандарта. Изучение опыта подготовки кадров по адаптивной физической культуре в России позволяет говорить о существующих тенденциях интеграции образования в этой области с другими направлениями и специальностями высшей и средней профессиональной школы. Наиболее естественным является совмещение подготовки специалистов по адаптивной физической культуре с обучением бакалавров по направлению 032100 - Физическая культура. Такая интеграция основных образовательных программ, реализуемая, например, в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта позволяет выпускникам получить два диплома - специалиста по адаптивной физической культуре и бакалавра физической культуры в сокращенные сроки (5-6 лет). В этом случае они могут совмещать работу со здоровыми людьми и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов (например, работая преподавателем в вузе, со студентами основного и специального медицинского отделений, учителем в общеобразовательной школе и тренером-преподавателем в учреждении адаптивной физической культуры и спорта и на других должностях). Довольно часто осуществляется интеграция образовательной деятельности по специальности высшего профессионального образования - адаптивная физическая культура - и специальности среднего профессионального образования - лечебное дело. Это становится возможным на основе договоров о совместной деятельности между вузами, осуществляющими подготовку специалистов по адаптивной физической культуре, и медицинскими училищами и колледжами. Удачный пример такого подхода дает Кубанский государственный университет физической культуры. В этом случае для специалистов адаптивной физической культуры открыты более широкие возможности для профессионального роста в организациях отрасли здравоохранения, к чему очень часто стремятся студенты вузов физической культуры. Еще более предпочтительным вариантом является интеграция основных образовательных программ по медицинским специальностям (060101 - Лечебное дело, 060103 - Педиатрия, 060104 - Медико-профилактическое дело и некоторым другим) и специальности 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Во всяком случае, в настоящее время имеется ряд медицинских вузов, проявляющих интерес к адаптивной физической культуре и осуществляющих образовательную деятельность по этой специальности, что дает основания для реализации подобной интеграции. Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга (г. Санкт-Петербург) реализует Государственные образовательные стандарты по специальностям: 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 050716 - Специальная психология в едином учебном плане, что дает возможность выпускнику получить дополнительную квалификацию — «Специальный психолог». Безусловно, такой выпускник будет востребован в системе специального (коррекционного) образования. Следует ожидать совмещение образовательной деятельности по специальностям среднего и высшего профессионального образования в области адаптивной физической культуры, как за счет договоров между вузами и соответствующими колледжами, осуществляющими образовательную деятельность по адаптивной физической культуре, так и за счет осуществления подготовки кадров со средним профессиональным образованием в вузах. Думается вполне логичным изучение вопроса о совмещении подготовки кадров по адаптивной физической культуре с рядом педагогических специальностей (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогике, физической культуре и некоторым другим). В приложении 1 в качестве примера интеграции основных образовательных программ приведен учебный план подготовки специалиста по адаптивной физической культуре, предусматривающий возможность освоения Госстандарта по направлению 032100 — Физическая культура (второй уровень высшего профессионального образования) с присвоением выпускнику после четырех лет степени (квалификации) «Бакалавр физической культуры», а по завершении основной программы по специальности — «Специалист по адаптивной физической культуре».
1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
Система повышения квалификации и переподготовки кадров, способных эффективно реализовать мощнейший потенциал адаптивной физической культуры в решении проблем комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, является важнейшим компонентом инфраструктуры адаптивной физической культуры. Утверждение Министерством по труду и социальному развитию Российской Федерации в 2000 г. тарифно-квалификационных характеристик (требований) по новым должностям работников физической культуры и спорта нашей страны — тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре (включая старшего) — значительно актуализировало систему повышения квалификации и переподготовки кадров в этой области. Лица, изъявившие желание работать в качестве тренера-преподавателя или инструктора-методиста по адаптивной физической культуре (включая старших), должны знать теорию и методику адаптивной физической культуры, основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов, возрастную и специальную педагогику и психологию, показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре и целый ряд других разделов знаний, которых нет в госстандартах по специальностям в области физической культуры и спорта, коррекционной педагогики и др. Другими словами, лица, имеющие высшее профессиональное образования по физической культуре и спорту; педагогике, психологии, социальной педагогике, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогике, логопедии, специальной психологии; медицинским и любым другим специальностям не имеют право работать на должностях тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре без соответствующей подготовки. Перечисленные обстоятельства привели к востребованности всех существующих форм повышения квалификации и переподготовки кадров по адаптивной физической культуре. Так, для выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания, а также колледжей и техникумов физической культуры, претендующих на перечисленные должности, наиболее целесообразны краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме 72 или 100 часов с выдачей слушателям, соответственно, удостоверения о краткосрочном повышении квалификации или свидетельства о повышении квалификации, форма которых утверждена Министерством образования Российской Федерации. Для лиц, имеющих высшее профессиональное образование по педагогическим или медицинским специальностям, можно порекомендовать освоение образовательных программ переподготовки (в объеме не менее 500 часов), в том числе и для получения соответствующей квалификации (в объеме не менее 1000 часов трудоемкости). Для преподавателей средней и высшей школы, стремящихся внедрять в своих образовательных учреждениях программы по адаптивной физической культуре (учебные спецкурсы, специализации, специальность 022500, магистерскую программу по АФК и др.) наиболее приемлемы стажировки в вузах, имеющих опыт подготовки специалистов и (или) магистров по адаптивной физической культуре. Перспективным направлением в работе институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров является развитие системы переподготовки специалистов для получения дополнительной квалификации (объем программы свыше 1000 аудиторных часов) по адаптивной физической культуре и внедрение этой системы в учебный процесс студентов старших курсов медицинских и педагогических вузов и университетов. Для примера в приложении 2 представлена программа курсов краткосрочного повышения квалификации по проблеме «Адаптивная физическая культура» в объеме 72 часов аудиторных занятий. В заключении главы следует подчеркнуть, что в настоящее время проблемное поле адаптивной физической культуры представлено и в специальности научных работников — 130004 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, что позволяет осуществлять подготовку кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук -в этой сфере социальной практики.
Контрольные вопросы и задания 1.Какие основные образовательные программы по адаптивной физической культуре представлены в системе высшего профессионального образования? 2.Назовите квалификацию выпускника, освоившего Госстандарт высшего профессионального образования по специальности «Адаптивная физическая культура». 3.Какие квалификации может получить выпускник, прошедший обучение по госстандартам среднего профессионального образования в области адаптивной физической культуры? 4.Приведите примеры интеграции образовательных, профессиональных программ по адаптивной физической культуре в высшей и средней профессиональной школе. 5.Каковы возможности переподготовки и повышения квалификации в области адаптивной физической культуры? ГЛАВА 2
|