Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система реабилитации 3 страница






Исходя из концепции И.М. Быховской (1993), рассмотревшей про­блемы человеческой телесности в социокультурном измерении, имен­но адаптивный спорт, с обязательным участием инвалидов в учебно-тренировочном процессе и системе различных (включая международ­ные) соревнований, создает наиболее подходящие условия именно для культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого яв­ляется общение, участие в диалоге двух «Я» (М.С. Каган, 1988).

Основная цель адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-истори­ческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологи­ческих, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивный спорт как социальное явление можно сравнить с лак­мусовой бумажкой, позволяющей дать объективную оценку реализуе­мой в обществе аксиологической концепции отношений к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья: действительно ли мы вос­принимаем их как равных себе, имеющих право на самостоятельный выбор пути развития самореализации или только декларируем это?

Адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, раз­влечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получе­нии удовольствия, в общении.

Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на ак­тивизацию, поддержание или восстановление физических сил, затра­ченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, уче­ба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интерес­ное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение конди­ции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удо­вольствием.

Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, ос­новная идея которой заключается в обеспечении психологического ком­форта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической ме­дицины.

Основная цель адаптивной двигательной рекреации состоит в при­витии личности инвалида проверенных исторической практикой миро­воззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (прин­цип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Характерными чертами являются свобода выбора средств и партне­ров, переключение на другие виды деятельности, широта контактов, самоуправление, игровая деятельность, удовольствие от движения (Г.Ф. Шитикова, 1986; В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев, 1989; Н.И. Понома­рев, 1996; Ю.Е. Рыжкин, 1997).

Для инвалидов адаптивная двигательная рекреация — не только био­логически оправданная саморегулируемая двигательная активность, поддерживающая эмоциональное состояние, здоровье и работоспособ­ность, но и способ преодоления замкнутого пространства, психичес­кая защита, возможность общения, удовлетворения личных интере­сов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий.

В случае приобретенной инвалидности или тяжелого заболевания адаптивная двигательная рекреация может и должна стать первым эта­пом, первым шагом в направлении снятия (преодоления) стресса и приобщении к адаптивной физической культуре (адаптивному физичес­кому воспитанию, адаптивному спорту и др.).

Чтобы избежать чисто терминологических недоразумений, подчерк­нем, что в учебном пособии для институтов физической культуры Л.П. Матвеев данный вид физической культуры называет фоновым, до­полнительно включая в него гигиеническую (в рамках повседневного режима жизни) физическую культуру (Л.П. Матвеев, 1983).

Адаптивная физическая реабилитация' - компонент (вид) адаптив­ной физической культуры, удовлетворяющий потребность индивида с от­клонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности).

Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, эко­логически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстанов­ление организма; в обучении их умениям использовать соответствую­щие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры и другие сред­ства (Су-Джок акупунктура и т.п.).

В отдельных нозологических группах инвалидов, приемущественно с поражением опорно-двигательного аппарата, лечение движением не заканчивается в медицинском стационаре, а продолжается всю жизнь на основе самореабилитации (Ю.Г. Михайлова, 1998).

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентирован­ные практики адаптивной физической культуры - компонент (вид) адап­тивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в самоактуали­зации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности че­рез движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие сред­ства искусства.

1 В связи с тем, что в медицине термин «физическая реабилитация» используется для обозначения работы как с инвалидами, так и с лицами, временно утратившими свои функции, в дальнейшем авторы учебника будут использовать термин «физическая реабилитация».


 

Безусловно, творческий аспект присутствует во всех перечисленных компонентах (видах) адаптивной физической культуры, однако именно здесь он является главной, ведущей целью, самой сущностью данного вида АФК. Именно в креативных телесно-ориентированных практиках еди­нение духовного и телесного начал человека в процессе занятий физичес­кими упражнениями является обязательным, непременным атрибутом деятельности, без которого она в принципе не может существовать.

Фрагменты, элементы, а иногда и хорошо научно-методически офор­мленные системы креативных телесно-ориентированных практик исполь­зуются в сказкотерапии, игротерапии (Т.Д. Зинкевич-Еветигнеева, Т.М. Горбенко, 2001), формокоррекционной ритмопластике (Р. и Т. Чура-евы, 2001), антистрессовой пластической гимнастике (А.В. Попков, Е.М. Литвинов с соавторами, 1996), двигательной пластике (Л.Н. Слядне-ва, 2001), психиатрии и психоанализе (А. Лоуэн, 1997), системе психосо­матической саморегуляции, ментального тренинга, нейролингвистичес-кого программирования (М.К. Норбеков, Л.А. Фотеева, 1995; П.Ф. Бундзен, Л.Э. Унесталь, 1995; И.П. Волков, 1998; В.Е. Каган, 1998 и др.), в системе целостного движения (Н. Кудряшов, 1998), в лечебной релаксационной пластике (И.В. Курис, 1998), в телесно-ориентирован­ной психотехнике актера (В.Б. Березкина-Орлова, М.А. Баскакова, 1999), психогимнастике (М.И. Чистякова, 1990) и др.

Все это лишний раз подтверждает реальную практическую востре­бованность данного вида адаптивной физической культуры и, по мне­нию автора этой главы, невозможность «втиснуть» креативные теле­сно-ориентированные практики в адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивную двигательную рекреацию и физическую реабилитацию.

Основной целью креативных (художественно-музыкальных) теле­сно-ориентированных практик необходимо считать приобщение инва­лидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к доступным видам деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творчес­кое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических на­пряжений («зажимов») и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе — в профессионально-трудовую деятельность.

Экстремальные виды двигательной активности - компоненты (виды) адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, по­требности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объек­тивно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы по­требности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиатной системы, выполняющей функции профи­лактики состояний фрустрации, депрессии.

Дельтапланеризм, парашютный и горнолыжный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныря­ния


вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свобод­ного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращениям тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эн­догенную опиатную систему, способствуют выработке так называемых эндорфинов — гормонов «счастья». При этом преодоление чувства стра­ха приводит к значительному повышению у человека чувства самоува­жения, личностной самореализации, к ощущению принадлежности к элитарным группам социума.

Современные нейробиологические исследования показали, что су­щественной причиной формирования алкогольной и наркотической зависимости является гипофункция эндогенной опиатной системы (Шабанов, 1999).

Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необхо­димых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилакти­ка состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья ощущения полноценной, полно­кровной жизни.

Перечисленные виды (компоненты) адаптивной физической куль­туры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каж­дый их них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязанны. Так, в процессе адаптивного физического воспитания используются элемен­ты лечебной физической культуры с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия - для развития, пере­ключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; эле­ментарные спортивные состязания. Многие спортсмены-инвалиды про­ходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно-оздоровительному спорту и спорту высших достижений (В.П. Жиленкова, 1999; Ю.А. Орешкина, 2000).

Если для здорового человека двигательная активность является есте­ственной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида -это способ существования, объективные условия жизнеспособности (СП. Евсеев, 1996). Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повы­шает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следова­тельно, открывает возможности позитивного изменения биологичес­кого и социального статуса.

Таким образом, адаптивная физическая культура в целом и все ее виды призваны с помощью рационально организованной двигательной активности как естественного стимула жизнедеятельности, используя сохранные функции, остаточное здоровье, природные ресурсы и ду­ховные силы, максимально реализовать возможности организма и лич­ности для полноценной жизни, самопроявления и творчества, соци­альной активности и интеграции в общество здоровых людей.


 

В заключении главы необходимо подчеркнуть, что дальнейшее изу­чение социальных потребностей данной категории населения нашей стра­ны - актуальнейшая задача теории адаптивной физической культуры.

Решение этой задачи позволит разработать новые ее компоненты (виды), способные значительно активизировать процессы комплексной реабилитации, социальной интеграции и приобщения к образу жизни нормально развивающихся людей, и тех, у кого имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие критерии положены Л.П. Матвеевым в основу выделения тех или иных разделов (видов) физической культуры?

2.На основании каких признаков структурирует В.М. Выдрин физи­ческую культуру?

3. Перечислите потребности общества в сфере физической культуры.

4.Какие потребности личности удовлетворяют те или иные компо­ненты (виды) физической культуры?

5.Удовлетворяют ли выделенные в теории физической культуры ее компоненты (виды) все потребности личности в этой сфере?

6.Назовите основные виды адаптивной физической культуры.

7.Что такое адаптивное физическое воспитание (образование)?

8.Перечислите отличительные признаки адаптивного спорта.

9. На что направлено содержание адаптивной двигательной рекреации?

10.Раскройте понятие адаптивной физической реабилитации.

11.Как вы понимаете сущность креативных (художественно-музы­кальных) телесно-ориентированных практик и экстремальных видов двигательной активности?


ГЛАВА 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И СУБЪЕКТА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Для того чтобы строить педагогический процесс, определять прин­ципы и дидактические линии образовательной деятельности, необхо­димо знать состояние здоровья, физические, психические, личност­ные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием лю­бого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (по­ражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного ап­парата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные фор­мы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и струк­туре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в тече­ние жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, меди­цинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Любая патология, которая привела человека к инвалидности, со­провождается его малоподвижностью как вынужденной формой по­ведения и приводит к гиподинамии, которая в свою очередь влечет за собой ряд негативных последствий: нарушение социальных связей и ус­ловий самореализации, потерю экономической и бытовой независимо­сти, что вызывает стойкий эмоциональный стресс (B.C. Дмитриев, Г.Н. Сомаева, Е.В. Киселева, 1993). Внезапная инвалидность в зрелом возрасте часто сопровождается комплексами психической неполно­ценности, характеризуется тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, самоизолированностью, или наоборот - эгоцентриз­мом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками (Н.В. Нечаева, Ю.С. Сыромолотов, 1998; Т.А.Добровольская, Н.Б. Ша­талина, 1992).

Для детей с отклонениями в развитии характерны проявления дизонтогенеза и ретардации как в природном (биологическом), так и в психофизическом развитии (В.В. Лебединский, 1985; Е.С. Иванов, 2001), что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движе­нии, игре, эмоциях, общении, осложняет процесс обучения.

Поданным многочисленных исследований (Т.Н. Приленская, 1989; Т.С. Щуплецова, 1990; А.А. Дмитриев, 1991; Н.Т. Лебедева, 1993; Л.Н. Ростомашвили, 1997 и др.) аномальное развитие ребенка всегда сопровождается ухудшением моторных функций, вторичными нару­шениями в двигательной и психической сферах (см. табл.). От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности такие дети отстают на 1-3 года и больше.


Нарушение зрения Нарушение слуха Нарушение интеллекта Поражение опорно-двигательного аппарата
Церебральное спиналыюе ампутационное
Нарушение осанки, искривление позво­ночника, плоскосто­пие, слабость дыха­тельной мускулату­ры. Нарушение про­странственных обра­зов, самоконтроля и саморегуляции, коор­динации движений. Болезни органов ды­хания, сердечно­сосудистой системы, обмена веществ, нев­розы. Заболевания органов слуха, минимальная мозговая дисфунк­ция. Быстрая утом­ляемость   Дисгармоничность физического развития, нарушение осанки, искривление позвоночника, деформация стопы. Заболевания дыхательной системы, вегетативно соматические расстройства, нарушение функций вестибулярного аппарата, задержка психического и моторного развития, нарушение функций речи, памяти, внимания, мышления, общения. Быстрая утомляемость, нарушение ритмичности движений, равновесия, реагирующей способности, пространственно-временной дифференцировки Дисплазия, наруше­ние окостенения, осанки, деформация стопы и позвоночни­ка, дисгармоничность физического разви­тия, нарушение коор­динации движений. Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нару­шения, сенсорные отклонения. Снижение силы и подвижности нерв­ных процессов, на­рушение познава­тельной деятельно­сти, высших психи­ческих функций: мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы, на­рушение аналитико-синтетической дея­тельности ЦНС   Дисгармоничность физического разви­тия, нарушение опороспособности, рав­новесия, вертикаль­ной позы, ориенти­ровки в пространстве, координации микро и макромоторики. Остеохондроз позво­ночника, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры. Нарушения функций сердечнососудистой и дыхательной сис­тем, низкий уровень работоспособности. Заболевания внут­ренних органов, на­рушения зрения, слу­ха, интеллекта. Низ­кая работоспособ­ность   Расстройство функ­ций тазовых органов, уродинамики. Нарушение вегета­тивных функций, пролежни. Остеопороз. При высоком (шей­ном) поражении — нарушение дыхания, недостаточность ге­модинамики. При вялом парали­че - атрофия мышц, при спастическом -тугоподвижность суставов, контракту­ры, спастика. Отсутствие произ­вольных движений   Нарушение регуляторных механизмов, дегенеративные из­менения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры, нарушения кровооб­ращения, дыхания, пищеварения, воспа­ления. Нарушение обменных процессов, ожирение. Снижение общей работоспособ­ности, фантомные боли  

Так, у детей с умственной отсталостью из-за необратимого пораже­ния ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются не только нервно-психи­ческие, но и соматические функции (сердечно-сосудистая система, ки-шечно-желудочный тракт), костная, мышечная, эндокринная, сенсор­ные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внима­ние, память, эмоции и личность в целом (Г.Е. Сухарева, 1965; М.С. Певз-нер, 1979; В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; М.Г. Блюмина, 1994).

Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувствен­ного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний. 40% детей имеет мини­мальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% — соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают невроза­ми (Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, 1991; К.Ф. Скворцов, В.П. Илларио­нов, 1993; Т.А. Никольская, 1997). Среди вторичных нарушений наибо­лее типичными являются слабость общей и дыхательной мускулатуры, искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным об­разом негативно отражается на физической подготовленности, работо­способности, движениях ребенка. Нарушения осанки наблюдаются по­чти у 80% слепых и слабовидящих детей (Л.Н. Ростомашвили, 1999).

Потеря слуха у детей сопровождается в 62% случаев дисгармоничным физическим развитием, в 44% — дефектами опорно-двигателыюго аппара­та (сколиоз, плоскостопие), в 80% — задержкой моторного развития. Со­путствующие заболевания наблюдаются у 70% глухих и слабослышащих детей. Наиболее распространенными являются заболевания, дыхательной системы: ОРЗ, бронхиты, пневмонии, а также задержка психического развития, отклонения в развитии интеллекта, вегетативно-соматические расстройства (В.Л. Страковская, 1994; Н.Т. Лебедева, 1996). Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие ее смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного раз­вития, вызывает негативные эмоции и стрессовые переживания (Ж.И. Шиф, 1968; Т.В. Розанова, 1985; Е.В. Пархалипа, 1995). Недостаточность, слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию (М.Б. Богомильский, 1985; Е.М. Мастюкова, 1997), что ограничивает возможности мышления, отражается на особенностях поведения — замкнутость, нежелание вступать в контакт (З.А. Пономаре­ва, 1998; Т.Е. Черненко, 1998). Для двигательной сферы характерны нару­шения точности движений, статического и динамического равновесия, пространственной ориентировки, способности усваивать заданный ритм движений (Н.Г. Байкина, Б.В. Сермеев, 1991).

Дети с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) име­ют множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, раз­витие контрактур, нарушение координации движений, атрофию мышц и др., вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС. Помимо нарушений функций головного и спинного мозга, вторично в течение жизни воз­никают изменения в нервных и мышечных волокнах, суставах, связках,


хрящах (СЛ. Бортфельд, 1986; М.В. Ипполитова, Е.Д. Чернобров-кина, 1997; К.А. Семенова, 1998 и др.). Часто двигательные расстрой­ства сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппара­та, речи, психики и других функций. Различают три степени тяжести дефекта: легкую (дети могут свободно передвигаться), среднюю (при передвижениях и самообслуживании нуждаются в помощи), тяжелую (дети целиком зависят от окружающих). По данным анкетирования Ассоциации родителей детей-инвалидов, проведенного в Санкт-Пе­тербурге, 6% детей с ДЦП полностью способны к самообслужива­нию, 80% — к полному и частичному самообслуживанию и 14% — полностью неспособны к самообслуживанию. По степени сохраннос­ти интеллекта у данной категории детей получены следующие резуль­таты: у 60% — сохранный интеллект, у 30% — частичные отклонения, у 10% - грубые нарушения (Л.М. Шипицына с соавт., 1995). Для двига­тельной сферы характерны нарушения опороспособности, равнове­сия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации микро- и макромоторики, согласованности дыхания и движения, не-сформированность локомоторных актов, низкий уровень работоспо­собности, быстрая утомляемость (Е.М. Мастюкова, 1985, 1992; К.А. Семенова, 1986; Л.О. Бадалян с соавт., 1988).

Ампутация конечностей ведет, в первую очередь, к нарушению двига­тельного стереотипа, функции опоры и ходьбы, координации движений (В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, 1991; Т.Н. Сулимцев, А.Н. Таманцев, 1993). Следствием ампутации конечностей является уменьшение массы тела, сосудистого русла, рецепторных полей, тяжелые заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия и стресс. Снижение центральных регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышеч­ного и костного компонентов опорно-двигательного аппарата, наруше­ние обменных процессов, ухудшение деятельности вегетативных функ­ций, детренированность мышц отрицательно влияют на процессы кро­вообращения, дыхания, пищеварения и других жизненно важных функ­ций, создают объективные биологические предпосылки отставания тем­пов физического и психического развития, снижения двигательных воз­можностей и общей работоспособности (Ф.З. Меерсон, 1986; А.С. Солод-ков, 1988, 1996; Б.А. Никитюк, Б.И. Коган, 1989; С.Ф. Курдыбайло, 1993, 1996). Выраженность изменений жизненных функций организма зависит от уровня ампутации конечности, характера оперативных вмешательств, возраста, индивидуальных особенностей инвалида.

Утрата конечности у детей (или врожденное недоразвитие) снижают их двигательные возможности, что ведет к вторичным деформациям и атрофии мышц. Протезирование целесообразно и успешно лишь в том случае, если двигательная активность обеспечивает формирование мы­шечной моторики, соответствующей возрасту, так как для управления протезами конечности необходимо владеть умениями раздельного со­кращения мышц культи, дифференцирования мышечных усилий, точ­ности движений и пр. Эти умения определяются не только физическими возможностями, но и психофизиологическим состоянием ребенка. «Уход» в болезнь, дефицит положительных эмоций, ощущение физической не­полноценности могут изменить сознание, поведение, интеллект, соци­альную активность не только детей, но и взрослых инвалидов.

Краткая характеристика объекта педагогических воздействий позво­ляет выделить наиболее типичные двигательные расстройства, харак­терные для всех нозологических групп:

—вынужденное снижение двигательной активности как фактор ги­покинезии, что проявляется в сокращении объема и интенсивности двигательной деятельности, снижении энергетических затрат на мы­шечную работу;

—ухудшение жизненно необходимых физических качеств: мышеч­ной силы, быстроты и мощности движений, выносливости, ловкости, подвижности в суставах;

—нарушение осанки, деформация стопы, позвоночника, слабость «мышечного корсета»;

-нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, темпа, ритма, согласованности микро- и макромоторики, дифференцировки усилий, времени и пространства, равновесия и ус­тойчивости к вестибулярным раздражениям, ориентировки в простран­стве, расслабления и др., которые негативно отражаются на качестве движений (включая основные локомоции - ходьбу и бег), необходи­мые в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

Такие аномалии развития, как нарушение слуха, зрения, интел­лекта, ДЦП и другие, сопровождаются не только расстройствами мо­торики и координации, но и высших психических функций, особенно речи, внимания, памяти и других, ограничивающих познавательную, коммуникативную, учебную, трудовую, двигательную деятельность и нуждающихся в коррекции (В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, 1985; Г.А. Волкова, 1993, 1999).

Таким образом, данные о состоянии здоровья, особенностях физи­ческого и психического развития, вторичных нарушениях, вызванных первичным дефектом и факторами вынужденной гиподинамии, носят достаточно обобщенный характер. Указанные диагностические показа­тели могут служить ориентирами при разработке различных программ адаптивной физической культуры.

Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте особенности детей с умственной отсталостью.

2.Как изменяется жизнедеятельность у незрячих по сравнению со здоровыми людьми?

3.Чем обычно сопровождается потеря слуха?

4.Раскройте особенности остаточного здоровья у лиц с последстви­ями детского церебрального паралича.

5.Ампутация конечностей и ее влияние на организм человека.

6.Какие типичные двигательные расстройства, характерные для инвалидов всех нозологических групп, вы знаете?


ГЛАВА 6

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

Деятельность специалиста с лицами, имеющими отклонения в со­стоянии здоровья и инвалидов, требует не только глубоких знаний в области адаптивной физической культуры, но и особых личностных качеств: доброжелательности, терпения, сочувствия, уважения, эмпа-тии и др.

 

6.1. Требования к профессиональным качествам специалистов
по адаптивной физической культуре

 

Требования к профессиональным качествам специалиста по адап­тивной физической культуре изложены в соответствующих Государствен­ных образовательных стандартах высшего и среднего профессиональ­ного образования по адаптивной физической культуре и тарифно-ква­лификационных характеристиках по должностям работников физичес­кой культуры и спорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20. Эти должности называются: тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктор-методист по адаптивной физической культуре (включая старшего).

Требования к специалисту на уровне госстандартов представлены в основных дидактических единицах по каждой дисциплине федерального компонента пяти циклов, рассмотренных в первой главе, в рабочих программах этих дисциплин и дисциплин и курсов национально-регио­нального (вузовского) компонента и по выбору студентов, факульте­тов, а также в специальном разделе госстандартов, где эти требования структурированы на три группы: что должен специалист знать, уметь, чем владеть.

Наиболее общие и в то же время важные требования к профессио­нальным знаниям специалиста по адаптивной физической культуре юридически закреплены в постановлении Минтруда России. В соответ­ствии с ним специалист должен знать: основные положения Конститу­ции Российской Федерации; основные положения законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Рос­сийской Федерации по вопросам адаптивной физической культуры; нор­мативные правовые акты Министерства Российской Федерации по фи­зической культуре, спорту и туризму и иных федеральных органов ис­полнительной власти в части вопросов здравоохранения, образования


инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; осно­вы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) ре­абилитации инвалидов; средства и методы физической культуры, спо­собы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к про­ведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику раз­вития интересов и потребностей занимающихся; правила и нормы ох­раны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной за­щиты в процессе занятий физическими упражнениями. Кроме того, тре­нер-преподаватель по адаптивной физической культуре (включая стар­шего) должен знать возрастную и специальную педагогику и психоло­гию, физиологию и гигиену, а также тенденцию возможного развития межличностных конфликтных ситуаций, а инструктор-методист - пока­зания и противопоказания к проведению физкультурно-спортивных праздников, соревнований; принципы систематизации методических информационных материалов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал