Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет платы за вредные выбросы в окружающую среду






ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

 

7.1. Можно ли учесть в расходах для целей налога на прибыль плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, если такие выбросы (сбросы) производятся сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов (с 01.01.2019 - в пределах временно разрешенных выбросов (сбросов)) (пп. 7 п. 1 ст. 254, п. 4 ст. 270 НК РФ)? > > >

7.2. Можно ли учесть в расходах для целей налога на прибыль плату за очистку сточных вод, в которых содержание загрязняющих веществ превышает нормативы (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)? > > >

 

Можно ли учесть в расходах для целей налога на прибыль плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, если такие выбросы (сбросы) производятся сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов (с 01.01.2019 - в пределах временно разрешенных выбросов (сбросов)) (пп. 7 п. 1 ст. 254, п. 4 ст. 270 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ (пп. 7 п. 1 ст. 254) разрешает учесть в расходах платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду. При этом п. 4 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах плату за сверхнормативные выбросы.

Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ (ст. ст. 22, 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды" (с 01.01.2019 - ст. ст. 21, 22 Закона N 7-ФЗ)). Если их соблюдение невозможно, то в целях поэтапного достижения предусмотренных нормативов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы (с 01.01.2019 - временно разрешенные выбросы (сбросы)). Это предусмотрено ст. 23 (с 01.01.2019 - ст. 23.1) Закона N 7-ФЗ.

По данному вопросу существует две точки зрения.

Официальная позиция, выраженная Минфином России, заключается в том, что выбросы в пределах лимитов относятся к сверхнормативным и в расходах не учитываются. Есть судебные акты, подтверждающие такой подход.

В то же время есть судебный акт, в котором указывается на возможность включения в расходы платы за выбросы в пределах лимитов.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах лимитов (с 01.01.2019 - временно разрешенных выбросов (сбросов)) в расходах не учитывается

 

Письмо Минфина России от 01.12.2005 N 03-03-04/403

Разъяснено, что согласно ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ " Об охране окружающей среды" лимиты на выбросы устанавливаются при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов, поэтому такие выбросы являются сверхнормативными. Следовательно, плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия, находящиеся в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов), но превышающие предельно допустимые нормативы, при налогообложении не учитывается.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.05.2006 N А33-11449/05-Ф02-2414/06-С1, А33-11449/05-Ф02-2416/06-С1 по делу N А33-11449/05

Суд указал, что предельно допустимыми выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в природную среду являются выбросы, произведенные в пределах установленных нормативов. При соблюдении лимитов нормативы качества окружающей среды не обеспечиваются. При таком правовом регулировании спорных правоотношений плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов является платой за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и в силу пп. 7 п. 1 ст. 254, п. 4 ст. 270 НК РФ не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2006 N А33-4367/05-Ф02-6812/05-С1

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2005 N А33-31805/04-С3-Ф02-2741/05-С1

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.06.2005 N А33-21929/04-С3-Ф02-2671/05-С1

 

Позиция 2. Плату за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах лимитов (с 01.01.2019 - временно разрешенных выбросов (сбросов)) можно учесть в расходах

 

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 по делу N А26-7961/2006-218

Суд указал, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ представляют собой предельно допустимые размеры фактических выбросов (сбросов) этих веществ, согласованные с органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды на период выполнения утвержденного этим органом плана по достижению нормативов допустимых выбросов (сбросов). В связи с этим такие выбросы (сбросы) могут называться временно согласованными выбросами (сбросами). Платежи за них могут учитываться в качестве материальных расходов на основании пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ.

 

7.2. Можно ли учесть в расходах для целей налога на прибыль плату за очистку сточных вод, в которых содержание загрязняющих веществ превышает нормативы (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ)?

 

Налоговый кодекс РФ (пп. 7 п. 1 ст. 254) разрешает учитывать в расходах плату за услуги по очистке сточных вод. В то же время п. 4 ст. 270 НК РФ запрещает учитывать в расходах плату за сверхнормативные выбросы.

По данному вопросу есть две позиции.

Согласно разъяснениям финансового ведомства плата за очистку сточных вод является платой за услуги и учитывается в расходах в полном размере. Такого же мнения придерживаются и суды и некоторые авторы.

В то же время ранее Минфин России утверждал, что в расходах можно учесть только плату за очистку воды в пределах нормативов. Есть пример судебного решения, которое подтверждает такой подход.

 

Подробнее см. документы

 

Позиция 1. Плату за очистку сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ можно учесть в расходах

 

Письмо Минфина России от 25.09.2007 N 03-03-06/1/697

В документе отмечается, что плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города должна быть предусмотрена договором между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства, а расходы на услуги сторонних организаций по очистке сточных вод относятся к материальным расходам.

 

Письмо Минфина России от 26.01.2006 N 03-03-04/4/18

Финансовое ведомство разъясняет, что плата за услуги по приему, отведению и (или) очистке сточных вод абонента, которая взимается с налогоплательщика на основании договора, заключенного с организацией, осуществляющей такую очистку, в полном объеме относится к материальным расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05 по делу N А07-27013/04-А-СЛА

Суд указал, что прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города. Это значит, что данный платеж представляет собой дифференцированный тариф за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах. То есть он является платой за услуги, оказанные сторонней организацией, по приему и очистке сточных вод. Возможность отнесения этих расходов к уменьшающим налоговую базу при исчислении налога на прибыль прямо предусмотрена пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2007 N Ф04-9240/2006(30180-А27-25) по делу N А27-12493/2006-6

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 по делу N А56-37462/2005

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2005 N А26-8527/04-210

Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2007 N Ф09-1788/07-С3 по делу N А60-24355/06

Постановление ФАС Уральского округа от 15.02.2007 N Ф09-642/07-С3 по делу N А71-6066/06 (Определением ВАС РФ от 31.05.2007 N 6389/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Постановление ФАС Уральского округа от 16.10.2006 N Ф09-9300/06-С7 по делу N А60-10824/06

Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 25.09.2007 N 03-03-06/1/697 " Прибыльный" налог и НДС: услуги по приему сточных вод" (Пальчикова Е.Н.) (" Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 20)

Статья: Повышенный тариф за услуги или штраф? (Веденина Е.Л.) (" Главбух". Приложение " Учет в производстве", 2005, N 4)

 

Позиция 2. Плата за очистку сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ в расходах не учитывается

 

Письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-03-06/1/265

Финансовое ведомство разъясняет, что плата за сброс загрязняющих веществ в сточные воды признается материальным расходом только в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод.

 

Письмо Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/1/238

В Письме отмечается, что организации водопроводно-канализационного хозяйства взимают плату с абонентов за прием загрязняющих веществ по временным условиям на основании соответствующих договоров согласно Порядку, утвержденному субъектом РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 " О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". Следовательно, к материальным расходам в целях налогообложения прибыли относится лишь плата за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов водоотведения по качеству сточных вод.

 

Постановление ФАС Уральского округа от 13.06.2005 N Ф09-2923/05-С7 по делу N А50-48610/04

Суд указал, что платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, в том числе осуществляемые на основании договора за оказанные услуги по отпуску и приему сточных вод, за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию, в целях налогообложения не учитываются.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал