Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Может ли закрепленное в учетной политике решение о создании (несоздании) резерва по сомнительным долгам изменяться в течение налогового периода (ст. ст. 266, 313 НК РФ)?
Статья 266 НК РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам либо ограничений по срокам принятия такого решения. Вместе с тем в ст. 313 НК РФ указано, что решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. По данному вопросу есть две точки зрения. Согласно официальной позиции Минфина России порядок формирования резерва по сомнительным долгам налогоплательщик закрепляет в учетной политике для целей налогообложения и не может изменять в течение года. УФНС России по г. Москве высказывает аналогичную позицию. Есть мнение автора со схожей точкой зрения. В то же время есть судебные акты, согласно которым налогоплательщик может изменить свое первоначальное решение и создать резерв по сомнительным долгам даже в последнем месяце налогового периода.
Подробнее см. документы
Позиция 1. Закрепленное в учетной политике решение о создании (несоздании) резерва по сомнительным долгам не может изменяться в течение налогового периода
Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594 Ведомство разъясняет, что в соответствии со ст. 313 НК РФ система налогового учета применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Поэтому порядок формирования резерва по сомнительным долгам закрепляется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и не может изменяться в течение года. Аналогичные выводы содержит: Письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/059211@.2 Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921
Книга: Налог на прибыль организаций. Комментарий (постатейный) к главе 25 НК РФ (Подпорин Ю.) (" Вершина", 2005) Автор отмечает, что при принятии решения о создании или восстановлении резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета в учетную политику предприятия вносятся соответствующие изменения. Таким образом, начало или прекращение использования указанного резерва для целей налогообложения может быть осуществлено только с начала нового налогового периода.
Позиция 2. Закрепленное в учетной политике решение о создании (несоздании) резерва по сомнительным долгам может изменяться в течение налогового периода
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу N А56-12980/2007 Суд сделал следующий вывод: налогоплательщик вправе создать резерв по сомнительным долгам в четвертом квартале года, даже если изначально в учетной политике создание резерва по сомнительным долгам не предусматривалось. Обосновывается данная позиция тем, что в соответствии со ст. 313 НК РФ и п. 16 ПБУ 1/98 " Учетная политика организации" принятие решения о создании резерва по сомнительным долгам в четвертом квартале текущего года не считается изменением учетной политики. А ст. 266 НК РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам либо ограничений по срокам принятия такого решения. Аналогичные выводы содержит: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 по делу N А56-26468/2006 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 по делу N А21-1369/2006 (Определением ВАС РФ от 08.10.2007 N 12586/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)
|