Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерные виды заданий и игровых упражнений. 1) Дифференциация мужского и женского рода имени существительного
1) Дифференциация мужского и женского рода имени существительного а) Игровое упражнение «Волшебный магазин». Логопед говорит ребенку, что в магазине можно купить разные необходимые предметы. К каждому предмету можно подставить слова он или она. Затем ребенку предлагается брать по одному предмету, и если к предмету подходит слово он, то ставить его около самолета, а если она, то поставить предмет около куклы. После правильного выполнения задания ребенок может поиграть с предметами. б) Кроме игры «Волшебный магазин», используется игра «Внимательный Коля». В этом случае ребенок приносит предметы, которые находятся в группе. 2) Дифференциация грамматического значения одушевленности — Для закрепления значения одушевленности — неодушевленности используются следующие упражнения. а) Игра «Кто? Что?» (1 вариант). и неодушевленных предметов. Ребенка просят внимательно посмотреть на картинки и показать те, про которые можно спросить: «Кто?», затем те, про которые можно спросить: «Что?». б) Игра «Кто? Что?» (2 вариант). Ребенка просят подобрать как можно больше картинок (существительных) к названию действия (глаголу). Например, бежит (кто?) — кошка, девочка, (что?) — река, молоко; идет (кто?) — медведь, бабушка, (что?) — снег, дождь; стоит (кто?) — дедушка, собака, (что?) — поезд, диван. 3) Дифференциация падежных значений имени существительного Логопед предлагает ребенку найти как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые вопросы, и ответить на вопрос. Например: «Что можно шить?» — «Рубашку, шубу, брюки»; «Чем можно шить?» — «Иголкой, нитками»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца»; «Чем можно угощать?» — «Конфетой, молоком, мясом, капустой»; «Что принесликушать?» — «Суп, котлету, пироги»; «Кому принесли кушать?» — «Щенку, корове, лошади, мальчику, дедушке»; «Что принесли детям?» — «Карандаш., ручку, торт, машину»; «Чему радуются дети?» — «Торту, конфетам, соку, машине»; «Чего много на картинке?» ■ — «Яблок, пней, скамеек, арбузов, карандашей, конфет»; «Что нарисовано на картинке?» — «Яблоки, платье, кресло, лейка, стол» и т. д.) 4) Дифференциация грамматического значения числа глагола Игра«Слушайипоказывай». Материал — сюжетные картинки. Логопед предлагает ребенку показать картинки (например, «читают —...»; «читает —...»; «рисуют —...»; «рисует —...»; «прыгают —...»; «прыгает —...» и т. д.). На III этапе проводится закрепление связи между отдельным грамматическим значением и формально-языковыми средствами его выражения. Коррекционная работа по развитию умения определять род имен существительных по конечной части слова ведется с учетом закономерностей онтогенеза, а также особенностей овладения грамматической категорией рода имен существительных дошкольниками с ЗПР. С учетом онтогенеза развитие умения определять род имен существительных проводится по следующим направлениям: 1) закрепление связи грамматического значения мужского рода с формальными признаками (нулевое окончание; окончание -а/-я); 2) закрепление связи грамматического значения женского рода с формальными признаками (окончание -а/-я; нулевое окончание); 3) дифференциация форм мужского и женского рода существительных; 4) закрепление связи грамматического значения среднего рода с формальными признаками (формы с ударным окончанием -о/-е; формы с безударным окончанием -о/-е); 5) дифференциация форм среднего и мужского рода существительных; 6) дифференциация форм среднего и женского рода существительных; 7) дифференциация мужского, женского и среднего рода существительных. Каждая грамматическая форма отрабатывается сначала в импрессивной, а затем закрепляется в экспрессивной речи. Ди фференциация существительных мужского, женского и среднего рода
|