![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование системы словоизменения существительных
Формирование системы словоизменения существительных определяется последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе и проводится в следующей последовательности: 1) дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа; 2) закрепление беспредложных конструкций единственного числа по следующему плану: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а/-я); родительный падеж; дательный падеж; творительный падеж (со значением орудийности); 3) усвоение предложно-падежных конструкций единственного числа; 4) овладение формами существительных множественного числа (сначала беспредложными, а затем с предлогами). Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа Работа над грамматической формой множественного числа именительного падежа существительного проводится в следующем порядке: 1) грамматические формы с окончанием -ы (кот — коты); 2) грамматические формы с окончанием -и (мяч — мячи); 3) грамматические формы с окончанием -а (дом — дома); 4) грамматические формы с окончанием -ja (лист — листья, стул — стулья); 5) дифференциация грамматических форм с различными флексиями. Внутри каждой грамматической формы работают по плану: а) формы с ударным окончанием при сохранении звуковой и слоговой структуры основы начальной формы слова (отсутствие чередования звуков основы, единство суффиксов) (кот — коты); б) формы с безударным окончанием при сохранении звуковой и слоговой структуры основы начальной формы слова (слива — сливы); в) формы с ударным окончанием и изменением звуковой и слоговой структуры основы начальной формы слова: чередование звуков, различение суффиксов, наращивание основы слова (явление супплетивизма) (лев — львы); г) формы с безударным окончанием и изменением звуковой и слоговой " структуры основы начальной формы слова (дятел — дятлы); д) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.
Безударное окончание -ы при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: диван (диваны), самолет (самолеты), лимон (лимоны), тигр (тигры), апельсин (апельсины), жираф (жирафы), тюльпан (тюль паны) Существительные женского рода 1 склонения: лопата (лопаты), машина (машины), ваза (вазы), парта (парты), синица (синицы), слива (сливы), береза (березы), сосна (сосны), рябина (рябины), корова (коровы), роза (розы), пила (пилы), ворона (вороны)
Ударное окончание -ы при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова Существитачьные мужского рода: огурец (огурцы), орел (орлы), скворец (скворцы), лев (львы)
Безударное окончание -ы при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: дятел (дятлы), заяц (зайцы) Окончание-и Ударное окончание -и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: петух (петухи), воробей (воробьи), ручей (ручьи), муравей (муравьи), паук (пауки), ключ (ключи)
Безударное окончание -и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
Игровые упражнения по дифференциации единственного и множественного числа существительных именительного падежа Игра «У меня — у тебя». Логопед называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму множественного числа данного существительного и возвращает мяч логопеду. Например, кот — коты. Игра «Научи Незнайку». Игра «Скажи наоборот». Игра «Найди пару». Игра «Кто пришел — кто ушел». Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе. Например, пришел котенок — ушли котята; пришел теленок — ушли.... Предлагаются также следующие задания: 1) фиксирование внимание ребенка на звуковом оформлении окончания (произнесение слов с интонационно выделяемым окончанием); 2) называние логопедом только корневой части словоформы (дети добавляют необходимое окончание); 3) ответ ребенка на поставленный вопрос только одной словоформой.
|