Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерный речевой материал для закрепления родительного падежа формы
Окончание грамматической формы
| Речевой материал
| Окончание-а/-я
| Ударное окончание -а/-я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
| Существительные мужского рода: пирог (пирога), карандаш (карандаша), топор (топора), конь (коня), стол (стола), хвост (хвоста), моряк (моряка) Существительные среднего рода: перо (пера), крыльцо (крыльца), молоко (молока), ведро (ведра), яйцо (яйца), кольцо (кольца)
| Безударное окончание -а/-я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
| Существительные мужского рода: мальчик (мальчика), арбуз (арбуза), медведь (медведя), лимон (лимона), дуб (дуба), стул (стула), апельсин (апельсина) Существительные среднего рода: кресло (кресла), платье (платья), полотенце (полотенца), облако (облака), яблоко(яблока)
| Ударное окончание-а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова
| Существительные мужского рода: скворец (скворца), щенок (щенка), пень (пня), лев (льва)
| Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова
| Существительные мужского рода: поросенок (поросенка), дятел (дятла), котенок (котенка), ягненок (ягненка), заяц (зайца), теленок (теленка)
| Окончание -ы/-и
| Ударное окончание-ы/-и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
| Существительные женского рода: лиса (лисы), коза (козы), пила (пилы).ов-ца (овцы), сестра (сестры)
|
Безударное окончание-ы/-и Существительные женского рода: де- при сохранении звуковой вочка (девочки), собака (собаки), кош- структурыосновыначаль- ка (кошки), бабочка (бабочки), ручка ной формы слова (ручки), лопата (лопаты), капуста
(капусты), ваза (вазы)
Задания для закрепления существительных родительного падежа единственного числа
а)Игра «Какой картинки не стало?». Логопед выставляет ряд картинок и убирает картинки по одной. Ребенок говорит, какой картинки не стало.
б)Игра «Кто живет в доме? Кого не стало?».
Логопед предлагает ребенку поиграть в «волшебный» домик.
Он показывает ребенку домик с игрушками животных, а затем убирает по одной игрушке. Ребенок говорит, какой игрушки не стало.
в) Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Например: «В мыльнице ле жит кусок... (мыла)».
г) Игр а «Что без чего?».
Перед ребенком сломанные предметы. Логопед задает вопрос: «Что без чего?» Ребенок отвечает на вопрос. Например, стол, без... (ножки); машина без... (колеса); кастрюля без... (ручки); часы без... (стрелки); чайник без... (крышки); чашка без... (ручки).
3.Дательный падеж существительных единственного числа.
В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание -у/-ю, а у существительных женского рода — окончание -е.
Работа начинается с закрепления окончания -у/-ю, затем отрабатывается окончание -е.
|