Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерный речевой материал для закрепления винительного
падежа формы
Окончание грамматической формы
| Речевой материал
| Нулевое окончание
|
| Неодушевленные существительные мужского рода: шкаф, стол, дом, стул, самолет, диван, автобус, по мидор, лимон, карандаш
Неодушевленные существительные женского рода 3 склонения: мор-ковь, кровать, тетрадь, медаль
| Окончание -о/е
|
| Существительные среднего рода: пальто, яйцо, кресло, зеркало, дерево
| Окончание-у
| Ударное окончание-у
| Существительные женского рода: сосна {сосну), пчела (пчелу), лиса (лису)
| Безударное окончание -у
| Существительные женского рода: кукла (куклу), бабушка (бабушку), бабочка (бабочку), утка (утку), улитка (улитку), береза (березу), рябина (рябину), подушка (подушку)
Существительные мужского рода с окончанием -а в именительном падеже: папа (папу), дедушка (дедушку)
| Окончание-а/я
| Ударное окончание -а/я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
| Одушевленные существительные мужского рода: слон (слона), конь (коня); муравей (муравья), врач (врача), петух (петуха), моряк (моряка), еж (ежа), воробей (воробья)
|
Безударное окончание -а/я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова
| Одушевленные существительные мужского рода: тигр (тигра), волк (волка), медведь (медведя), мальчик (мальчика), рак (рака)
| Ударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова
| Одушевленные существительные мужского рода: лев (льва), щенок (щенка), скворец (скворца)
| Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова
| Одушевленные уществительные мужского рода: заяц (зайца), котенок (котенка), утенок (утенка), дятел (дятла), теленок (теленка)
| Игровые упражнения для закрепления существительных винительного падежа единственного числа
а) Игр а «Кто больше подберет слов». Логопед предлагает ребенку подобрать как можно больше
слов, отвечая на заданный вопрос. Например: «Что можно шить?» — «Рубашку, шубу, юбку»; «Что можно есть?» — «Яблоко, лимон, помидор, арбуз»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца» и т. д.
б) Дополнение предложения с помощью предметной картинки.
Предлагается незаконченное предложение и картинка, название которой ребенок должен поставить в определенной форме. Например, Оля рисует...(дом, кошку, щенка).
2. Родительный падеж существительных единственного числа.
Логопедическая работа над данной падежной конструкцией проводится в следующей последовательности: а) грамматические формы с окончанием -а/-я; б) грамматические формы с окончанием -и/-ы.
|