![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура личности. Структуры индивидуальности и личности
Структуры индивидуальности и личности. Структуры индивидуальности и личности изображены в виде схемы на втором форзаце слева. При этом приняты следующие определения. Индивидуальность—совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности. Личность—это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве. Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения. Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития. Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: “Ради чего она совершается? ”. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению. Мотивация—относительно; устойчивая в индивидуально неповторимая система мотивов. Темперамент—характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности. Способности—психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких дея-тельностей. Характер—совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств—отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки. На данной схеме организм и личность составляют единство, соответствующие компоненты—мотивация, темперамент, способности и характер—объединены системообразующими признаками: эмоциональностью, активностью, саморегуляцией и побуждениями (они на схеме заштрихованы). Эмоциональность—совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Активность—мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода. Саморегуляция — регуляция субъектом своего поведения и деятельности. \ Побуждения — мотивационный компонент характера. Воля — потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возмож- • 12ft • ностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков. Призвание — качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями, и с характером. Целеустремленность—направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления. Стремление—потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально органи-, зеванной деятельности личности (63, с. 18—21). В психологии была сделана попытка построения монистической концепции многомерного развития личности (182). В ней предложено пять своего рода “измерений” структуры- личности: 1) пространственно-временные ориентации; 2) потребностно-воле-вые эстетические переживания; 3) содержательные направленности личности; 4) уровни освоения личностью деятельности; 5) формы реализации деятельности (см. второй форзац, справа). Развитие индивида в личность происходит, согласно этой концепции, в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа и универсальностью личности как родового общественного существа, реализующего своей деятельностью надиндивидные процессы. Личность—это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которое обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия (включая и непредсказуемые) перед природой, обществом и своей совестью. По доминирующей пространственно-временной ориентации можно выделить такие типы личности как: “мемуарист”, “конъюнктурщик” и “прогнозист”. По потребностно-волевым переживаниям: “пессимист”, “уравновешенный”, “оптимист”. По содержательным направленностям: “деловой”, “экстраверт” (в том числе и “коллективист”), “игрок”, “интроверт”. По уровням освоения деятельности: “ученик”, “исполнитель”, “любознательный” и “творец”. Типы личности по доминирующим формам реализации деятельности: “преобразователь”, “созерцатель”, “оратор”, “мыслитель” < 182, с. 69—70; 182а, с. 6—9). Согласно (97) личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и" характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим). Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация.складывается из знаний о внешнем мире (при- родном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении. Творческий' потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном или самодеятельном, и в “потреблении” произведений искусства. Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает, 2) что и как она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет (97, с. 260—262). Система черт личности. В психологии существуют два главных направления исследований личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго—определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков. Приведем несколько примеров факторов (черт личности) как нормальных психологических характеристик людей. Фактор А описывает особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие. Они хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов. На противоположном полюсе (при низких оценках по фактору) имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами, стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки. Фактор Е: доминантность (настойчивость, напористость) — конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условий и авторитетов. Эти лица действуют смело, энергично и активно. Живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления самостоятельности от окружающих. Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, послушен, конформен, не умеет отстоять свою точку зрения, покорно следует за более сильными, уступает дорогу другим, не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину, подчиняется всем обязанностям. Низкая доминантность положительно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах. Фактор / характеризует стремление к соблюдению моральных требований. На полюсе высоких значений фактора находятся такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность, застойность оценок. Эти лица точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила являются пустой формальностью. Человек, имеющий низкую оценку по данному фактору, склонен к непостоянству, смене оценок, легко бросает начатое дело. Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности. Проведенные в этом направлении исследования касаются главным образом полноты анализа структуры личности (169, с. 18, 31, 35—36, 39—40, 63). Чтобы показать характер переменных, охватываемых факторным анализом, приведем список поверхностных черт личности по Кэттелу: 1. Уверенность в себе—покорность. / 2. Интеллектуальность, аналитичность—ограниченность, отсутствие воображения. 3. Зрелость ума—непоследовательность, подверженность влиянию. 4. Непостоянство, суетность—рассудительность, стоицизм, сдержанность. 5. Невротичность — отсутствие невротичности. 6. Черствость, цинизм — мягкость. 7. Своевольность, эгоизм—доброта, ненавязчивость, терпимость. 8. Ригидность, тираничность—покладистость, дружелюбие. 9. Злобность, черствость—добросердечие, обходительность. 10. Аутизм—реализм. 11. Сильная воля, добросовестность—вялость, непоследовательность, импульсивность. 12. Интеллектуальность — простота, недисциплинированный ум. 13. Отсутствие уверенности, инфантильность—зрелость, тактичность. 14. Асоциальность, шизоидность—открытость, идеализм, готовность сотрудничать.
|