Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий.






Связь речи такая. Будьте покорны, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий. Не только начальников, но и всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

Как свободные. Слова эти Иоанн Златоуст объясняет так: «Дабы не сказали: мы освободились от мира, стали гражданами неба; зачем опять подчиняешь нас начальникам и велишь повиноваться им? Для сего и говорит: покоряйтесь как свободные, то есть как верующие в Освободившего вас и, однако же, Заповедавшего подчинение. Ибо этим вы покажете, что свободу, по которой отказываетесь от покорности, вы не употребляете для прикрытия намеренной злобы, то есть непокорности и непослушания». Можно о выражении как свободные сказать нечто и в другом смысле. Свободен в Господе тот, кто не подчиняется ничему безнравственному. Жить лицемерно свойственно не свободному, а тому, кто в рабстве у страстей, например, предан человекоугодливости или иной какой‑ либо постыдной страсти. А рабы Божий должны быть далеки и чужды страстей, почему ныне заповедует оказывать подчинение властям добродушное и искреннее, без неприязни к ним и как бы по принуждению, не питая в сердце злобы, не прикидываясь искренними и простыми, оказывать повиновение не наружно только, а с расположением сердечным. < …> 17–22. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (Ис. 53, 9).

Смотри, какая точность: Богу, говорит, воздавайте страх, а царю – честь. Если же должно иметь страх перед Богом, могущим погубить и душу, и тело (см. Мф. 10, 28), то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что‑ либо безнравственное, ибо страх Божий умеет побеждать и почтение к царям.

Со всяким страхом повинуйтесь. Слово «страх» употребляется в различных значениях. Страхом называется, во‑ первых, страх сознательный; его апостол определяет словами помышляя о Боге; он же называется и благоговением. Страхом называется, во‑ вторых, страх, исполненный страсти, испытываемый при предстоящем наказании; этот страх замечается и в зверях. Страхом, в‑ третьих, называется страх первоначальный, который бывает у приступающих к Господу вследствие сознания, что за многие свои проступки они достойны наказания; таким страхом побуждаемая, пришла ко Господу упоминаемая в Евангелии блудница (см. Лк. гл. 7). Страхом еще называется страх совершенный, который всегда присущ всем святым. Ибо они боятся, чтобы у них не оказалось недостатка в чем‑ либо таком, что должно быть у проникнутых совершенной любовью. Апостол, убеждающий слуг повиноваться господам со всяким страхом, не устраняет той мысли, что слуги должны относиться к господам со страхом во всех помянутых значениях. Ибо первоначальный и совершенный страх, если они имеют оный, располагает их к хорошему поведению: первый побуждает их остерегаться проступков, чтобы не потерпеть за них чего‑ либо неприятного; другой внушает, чтобы они и не думали сделать своим господам что‑ либо неприятное. Итак, здесь апостол говорит о страхе по совести, то есть по сознанию долга. Он наводится бесчестными господами на слуг их даже и тогда, когда те ни в чем не виноваты. Одобряя сей страх, апостол заповедует переносить все с терпением, поелику боящиеся потерпеть за грехи, совершенные на деле или от совершения которых убереглись, если сколько‑ нибудь пострадают за оные, обнаруживают в себе слуг благоразумных и склонных к исправлению.

Христос пострадал за нас, оставив нам пример. Но несравненно выше любомудрие того, кто, не сознавая сам за собой ничего худого, переносит все с благодарностью. Это великий подвиг, совершаемый немногими и низводящий особенное благоволение Божие, так как человек сей соревнует страданиям Христовым, так как и Христос страдал не за Свои собственные грехи, ибо Он… не сделал греха и не было лжи в устах Его (Ис. 53, 9), но пострадал за нас и за наши грехи. < …>

 

Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды.

Быть может, кто‑ нибудь скажет: «Как апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами, глухими, фарисеев – слепыми (см. Мф. 15, 14), об Иуде говорит: Лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26, 24), и в иной раз: Отраднее будет земле Содомской… нежели городу тому (там же, 10, 15)?» Отвечаем. Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал. Ибо если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии. Злословящие Его говорили: Не бес ли в Тебе? (Ин. 7, 20); Он изгоняет бесов… силою… князя бесовского (Мф. 12, 24); Вот человек, который любит есть и пить вино (там же, 11, 19). Когда Он слышал это, злословил ли взаимно? Отнюдь нет. Но одним сказал: Если Я силою веельзевула изгоню бесов, то сыны ваши чьею силою изгоняют? (Мф. 12, 27). Тех же, кто называл Его человеком, который любит есть и пить вино, Он уподоблял детям, играющим на торжище и говорящим товарищам: Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф. 11, 16–17). А когда Он висел на кресте и злострадал, то не только не угрожал, но еще молился за злодеев (см. Лк. 23, 34). Иуде угрожал Он для того, чтобы отвлечь его от предательства. Равно и тем, которые не будут принимать учеников Его, объявил, что им будет хуже, чем содомлянам, для того, чтобы слушателей по крайней мере страхом преклонить к странноприимству и к тому, что для них спасительно. Посему слово апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно, ибо Господь предавал то Судии Праведному, разумея Богу, Который на будущем суде воздаст каждому по делам его, без всякого лицемерия, по сущей справедливости (см. 1 Пет. 1, 17).

 

24–25. Ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (Ис. 53, 4–6).

Когда, по приказанию Пилата, Его бичевали, то Он на теле Своем вынес и раны от ударов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал