Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
Ибо вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом, в испещренной одежде ведется она к Царю (Пс. 44, 14–15), то есть сокровенное наше расположение и внешнее положение должны в точности соответствовать одно другому. < …>
5– 7. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Здесь украшением называет повиновение, говоря: Украшали себя, повинуясь своим мужьям. Сказав святые жены, называет их дочерьми Сарры или по вере, или по происхождению, ибо дочери необходимо должны подражать матерям. При украшении, приличествующим христианкам, убеждает их быть и милостивыми, не опасаясь за то взыскания от своих мужей. Это хочет выразить словами не смущайтесь ни от какого страха. Ибо естественно, что мужья потребуют иногда от них отчета в издержках. Такой возвышенной речью убеждая бережливых и малодушных женщин к тому, чтобы они щедрее раздавали домашние вещи, апостол удерживает и мужей от строгости к ним, и говоря: Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, то есть примите во внимание слабость и склонность женского пола к малодушию и будьте к женам великодушны, не требуя с раздражительностью отчета в том, что вверено им по домашнему хозяйству. Убеждает мужей не взыскивать строго с жен для того, как мы сказали, чтобы они были щедрее в подаянии бедным. А мне кажется, что этими словами апостол сокровеннее и важнее, чем Павел, намекает на пользование правами супружества, так как Павел прямо говорит: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, и прочее (1 Кор. 7, 5). А Петр, важнее сказав благоразумно и через то намекнув на дело, убеждает мужей – так как женский пол и к этому склоннее – не отлучаться от жен с запрещением и строгостью, но сначала снисходительно, как к слабейшим, пользоваться ими, потом, с некоторой осторожностью убеждать их привыкать к воздержанию от сего. Ибо на это, то есть на снисходительность, он хочет указать словами оказывая им честь. Ибо тому, на кого не обращают внимания, не бывает ни чести, ни пощады. Потому и должно пользоваться ими в отношении сообщения как слабейшими или и как сонаследницами живой благодати. И что мы придали такой смысл предыдущему изречению не без основания, на это указывает дальнейшее прибавление: дабы не было вам препятствия в молитвах, – ибо какое препятствие молитве может быть от суровости мужа к жене своей? Между тем как оставление сообщения доставляет во время молитвы большую внимательность и усердие. Такова моя мысль об этом.
8– 9. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Связь с предыдущим наставлением такова: обобщая свою мысль, апостол обращается ко всем – и мужьям, и женам, – и говорит: Будьте все единомысленны… благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение, то есть благословлять всех. Ибо и Павел говорит: Благословляйте гонителей ваших (Рим. 12, 14). Поступая таким образом, вы от всех будете слышать наименование вас благословляющими, ибо жаждущему вечной жизни не следует никого злословить языком. Посему и Давид тех, которые сильно желают достигнуть истинной жизни, убеждает хранить язык чистым от злословия (см. Пс. 33, 14). Когда вы так устроите себя, то Всемогущий будет к вам благопослушлив и кроток. А в таком случае, кто может сделать вам зло? Но если вам и при делании добра и ревности по нем будет нанесено оскорбление, то не горюйте, но радуйтесь, во‑ первых, потому, что это не зло, а во‑ вторых, потому, что вы через это блаженны. Посему святите в сердцах ваших Бога, а страха человеческого не бойтесь и не смущайтесь. Иначе. Окончив частные наставления, касающиеся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем мужьям и женам и говорит: Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. К чему частные наставления? Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель – спасение, у всех один закон – любовь. Отсюда рождается всякая добродетель: смиренномудрие, сострадание, милосердие и прочие. Из них единомыслие есть совершенно полное согласие в чем‑ нибудь. Сострадание – сожаление к злостраждущим такое же, как и к самим себе. Братолюбие – расположение к ближним такое, какое должно быть к братьям. Милосердие – душевное стремление к благотворению однородным. Дружелюбие – кротость и дружество со всеми, как знакомыми и друзьями. Смиренномудрие – перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно бы назвать благомыслием. Ругательство есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию. Симито добродетелями украшайтесь; причем не поддавайтесь злобе, но ревнуйте по добре, проводя жизнь святую и совершенную. Ибо благословляемый всеми есть и ревнитель.
|