Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
Божественное Писание называет мертвыми людей двоякого рода: или тех, которые умерли во грехах, которые и не знали жизни никогда, или тех, которые сообразовались со смертью Христовой и умерли для мира сего, то есть для мирских похотей, а живут для одного только Христа, как и Павел говорит: А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия (Гал. 2, 20). Те грешники, которые приняли заповеди Христа, плотью сами осуждают себя в прежней беспечной и рассеянной жизни, а живут они духом, то есть жизнью по примеру Христа. Ибо осуждение прежнего поведения делает их более благодушными и заботливыми относительно настоящего. Иной может и одобрить такое объяснение, но изречение еще не совершенно выяснено. Так как выше сказано о находящихся во аде, что Он проповедал и находящимся в темнице духам (1 Пет. 3, 19), то туда и нужно относить настоящее изречение, выраженное в качестве причины, а не смотреть на него, как на новое изречение. Посему мы говорим: «Так как перед этим апостол сказал: Имеющему вскоре судить живых и мертвых (ст. 5), – а на это могли возразить, где же судятся живые и где мертвые, то он и подтверждает это сказанным выше – тем, что Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал и что проповедь эта была в суд, то есть в осуждение. Одни – те, которые сознавали свою жизнь доброй, когда явилась туда Благость, тотчас соединились с Ней; а те, которые злы, от этого самого наполнились стыдом и приняли себе осуждение. Вот что значит Судия мертвых. Судия живых значит, что когда Господь пришел в тленную жизнь сию, то люди нашли в пришествии Его осуждение себе. Одни, добрые, с усердием приняли Его учение, а другие, злые, отказались от истины и сами сомкнули себе глаза от нее. Почему и сказано: На суд, то есть на осуждение, пришел Я в мир сей (Ин. 9, 39). Так Христос есть Судия живых и мертвых!» Чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Полная мысль такая: когда Господь посетил находящихся во аде, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27, 52), или оживились доброй надеждой. < …>
7 –9. Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Когда говорит близок всему конец, разумеет, что конец этот в истинном смысле есть Христос. Ибо Он есть совершенство всего, а не то, что напрасно почитают концом всего язычники, когда говорят одни, например, Эпикур, что конец всего – удовольствие, другие знание или созерцание, иные добродетель. И так как совершенство всего – Христос – пришло и вы сообразуетесь с этим совершенством, то пусть не оказывается в вас самих недостатка ни в чем: ни в целомудрии, ни в трезвости, ни в бодрствовании на молитве (ибо молитва свойственна бодрствующим), ни в любви друг ко другу. Апостол Павел сказал, что любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10), а Петр – что любовь покрывает множество грехов. Это потому, что милость к ближнему делает милостивым к нам Бога. Сказав о любви, прибавляет и то, что в тесной связи с любовью страннолюбие, которое повелевает совершать без ропота.
Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божий; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Не делать должного употребления из того, что принадлежит нам и чему мы господа, есть дело крайне несправедливое. Ибо не тот только должен делиться с неимеющим, кто имеет деньги, но и тот, кто имеет и прочие естественные дары, ибо сам тот, кто не имел их, получил их от Бога для того, чтобы делился с неимеющим. Итак, тем, которые обилуют всяким даром, повелевает делиться с братом неимущим, например: имеющий учительское слово (ибо на это указывают слова Божий) пусть преподает оное нуждающемуся в нем; имеющий обилие яств пусть подает не имеющему их, подает без скупости, но wo силе, какую дает Бог. К этому, говорит, я убеждаю вас для того, чтобы прославлялся Богво всех, будут ли то язычники или близкие ваши.
Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Апостол замечал, что некоторые соблазняются постигающими их скорбями, так как в законе обещается работающим Господу невозмутимая жизнь (см. Рим. 2, 10); и хотя выше, когда давал правила слугам, кратко утешал подобным образом, но теперь дает простор речи и говорит: возлюбленные! Этим обращением показывает, что скорби бывают с ними не потому, что Бог ненавидит их, но потому, что очень любит их. Скорбям дал название огненного искушения, для испытания вам посылаемого. А испытание делает испытуемый предмет весьма ценным, подобно как золото и серебро.
Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. К этому прибавил нечто, блаженнейшее всего: вы, претерпевающие за злословие, подобны своему учителю Христу и ныне терпите вместе с Ним бесчестие для того, чтобы вместе с Ним же прославиться в будущем веке, так как вы называетесь христианами. Теми, то есть нечестивыми, Дух Божий хулится, а вами прославляется. Почему? Потому, что когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава. < …>
Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро. Судом называет здесь апостол не осуждение, но исследование, разыскание. Наводит на них страх, чтобы отклонить их от жизни рассеянной, потому и прибавляет: «Если прежде исследуется ваша жизнь, то какой конец будет непокорным?» Начинается суд прежде с дома Божия, ибо, по словам Василия Великого, мы, естественно, негодуем на домашних своих, когда они провинятся перед нами. А Богу свои суть не кто иные, как верные, наполняющие дом Его, то есть Церковь. Потому и говорил Спаситель: [Прежде] скажет… тем, которые по правую сторону Его (Мф. 25, 34). Судом, или исследованием, называет здесь скорби, причиняемые верным от нечестивых, о наступлении коих предвозвещал Господь, говоря: Будут отдавать вас в судилища (Мф. 10, 17) и прочее. Потом, как бы в утешение их, говорит: «Если вас, так близких к Нему, не щадить, то представьте себе, какой конец будет нечестивым?» – и подтверждает это местом из Писания: Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику (Притч. 11, 31). Смысл речи такой: если праведник получает спасение с трудом и напряжением, ибо Царство Небесное силою берется, и если кто получает оное, то многими скорбями (Мф. 11, 12; Деян. 14, 22), то какую долю получат проводящие жизнь в неге и наслаждениях, нужно подразумевать – нечестивые, в будущем веке? Посему и мы, страждущие по воле Божией, не должны унывать, но, делая добро, должны предавать души свои Ему, как верному Создателю. По воле Божией. Сими словами апостол показывает или то, что страдания наши бывают не без Промысла Божия, но посылаются от Него на нас в качестве испытания, или то, что, страдая за волю Его, мы Ему же должны предоставлять и окончание страданий. Ибо Он не ложен в обещаниях Своих – и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10, 13). Что же значит это? Значит полагаться на Бога со смиренномудрием, не придавать много цены своим страданиям, но чем более кто страждет, тем более должен почитать себя непотребным, говоря ко Господу: Праведен Ты во всем, что соделал с нами (Дан. 3, 27). Нечестивый и грешный разнятся между собой тем, что нечестивый вовсе не признает Бога, а грешный, имея веру в Бога, презирает закон Его. Впрочем, и один и тот же человек может быть нечестивым и грешным. Ибо, совершая беззаконие, он, без сомнения, нечествует, не помышляя во время греха о бытии Божием (см. Пс. 9, 25).
|