Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура древнего Египта






Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» - «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Для полноты изучения представления египтян о смерти и загробном мире необходимо осветить основные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и показать его особенности и на основе приведенного материала сделать выводы о влиянии этого культа на древних египтян.

 

Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе " Озирис и Исида". Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем (в области сельского хозяйства, законов, богослужений). Он много путешествовал по миру с просветительскими целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и музыкой, а не оружием. (Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом). Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в ловушку и отправил в плавание в закрытом ящике. Исида - сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнаружил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Анубисом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело.

 

По другой версии Исида специально создала несколько мест возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.

 

Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор. Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на битву с Сетом. После нескольких сражений Хор победил злого Сета. Осирис встал во главе мира мертвых, Хор - во главе мира живых. Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло которое может повредить вечной жизни.

 

Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причинами: во-первых, Осирис был сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным - правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвертых, каждый хотел вечной и счастливой жизни.

 

А) Первая оправдательная речь умершего

 

 

Я не чинил зла людям.

 

 

Я не нанёс ущерба скоту.

 

 

Я не совершил греха в месте Истины. <...>

 

 

Я не творил дурного. <...>

 

 

Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи.

 

 

Я не кощунствовал.

 

 

Я не поднимал руку на слабого.

 

 

Я не делал мерзкого пред богами.

 

 

Я не угнетал раба пред лицом его господина.

 

 

Я не был причиною недуга.

 

 

Я не был причиною слёз.

 

 

Я не убивал.

 

 

Я не приказывал убивать.

 

 

Я никому не причинял страданий.

 

 

Я не истощал припасы в храмах.

 

 

Я не портил хлебы богов.

 

 

Я не присваивал хлебы умерших.

 

 

Я не совершал прелюбодеяния.

 

 

Я не сквернословил.

 

 

Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё.

 

 

Я не убавлял от аруры (мера длины).

 

 

Я не обманывал и на пол-аруры.

 

 

Я не давил на гирю.

 

 

Я не плутовал с отвесом.

 

 

Я не отнимал молока от уст детей.

 

 

Я не сгонял овец и коз с пастбища их.

 

 

Я не ловил в силки птицу богов.

 

 

Я не ловил рыбу богов в прудах её.

 

 

Я не останавливал воду в пору её.

Я не преграждал путь бегущей воде.

 

 

Я не гасил жертвенного огня в час его.

 

 

Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

 

 

Я не распугивал стада в имениях бога.

 

 

Я не чинил препятствий богу в его выходе.

 

 

Я чист, я чист, я чист, я чист!

 

Чистота моя - чистота великого Бену в Ненинисут, ибо я нос Владыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты Ока Хора (Луны) <...> во второй месяц Всходов, в день последний -в присутствии Владыки этой земли (Ра).

 

Да, я зрел полноту Ока Хора (Луны) в Гелиополе!

 

Не случится со мной ничего дурного в этой стране, в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих в нём, «шутников великого бога (Осириса).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал