Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы трудоустройства инвалидов в Казахстане и пути их решения оригинал






Основные проблемы, встречающиеся при трудоустройстве инвалидов и пути их решения. В настоящее время трудовые рекомендации МСЭ не способствуют трудоустройству инвалидов. Они носят неконкретный характер и резко сужают круг рабочих мест, предоставляя лишь несколько профессий, доступных инвалиду.

«Необходимо развивать механизмы социализации граждан, относящихся к категориям социально уязвимого населения. Это, в первую очередь, инвалиды и люди с ограниченными возможностями, члены многодетных семей, лица предпенсионного возраста. Главный подход, здесь не опека государства, а создание условий, которые бы помогли этим гражданам обрести веру в себя, в свои возможности к социальному полезному труду».

Президент РК Нурсултан Назарбаев,

Астана, 10 июля 2012 г.

 

Обязательным условием для интеграции инвалидов в общественную жизнь является их трудоустройство.

 

Основные проблемы, встречающиеся при трудоустройстве инвалидов и пути их решения:

 

1. Определение потенциальных возможностей инвалида.

 

В настоящее время трудовые рекомендации МСЭ не способствуют трудоустройству инвалидов. Они носят неконкретный характер и резко сужают круг рабочих мест, предоставляя лишь несколько профессий, доступных инвалиду.

 

Необходимо применять новые технологии определения потенциальных профессиональных возможностей инвалидов.

 

2. Профессиональная ориентация инвалидов

 

В Республике Казахстан отсутствует система профессиональной ориентации инвалидов, ищущих работу.

 

Необходимо внедрить в работу структур, участвующих в профессиональной реабилитации инвалидов, электронный профессиографический справочник, как в развитых странах. Этот программный метод дает возможность сформировать перечень профессий доступных инвалиду, а также позволяет выработать рекомендации по адаптации конкретных рабочих мест для применения труда инвалида.

 

3. Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов.

 

Качество системы подготовки и переподготовки инвалидов в республике находится на низком уровне и не доведено до логического конца.

 

Программу внедрения инклюзивного образования в РК необходимо расширить до его применения в многоуровневой системе профессиональной подготовки (переподготовки), начиная от обучения на рабочем месте, получением инвалидом высшего образования и заканчивая последующим гарантированным трудоустройством выпускника.

 

4. Формирование рынка труда инвалидов и их трудоустройство

 

В настоящее время в РК рынок труда инвалидов, как сегмент общего рынка труда, не развит.

 

Для организации рынка труда инвалидов необходимо сформировать спрос и предложение на рабочую силу из числа людей с ограниченными возможностями.

 

Необходимо создать:

 

· базу данных инвалидов, работающих и нуждающихся в трудоустройстве;

· базу данных рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов;

· базу данных учреждений, где инвалиды могли бы пройти профессиональную подготовку (переподготовку).

 

5. Система подготовки (переподготовки) специалистов, участвующих в процессе профессиональной реабилитации и трудоустройстве инвалидов.

 

Учитывая межведомственный характер проблемы необходимо подготовить (переподготовить) специалистов образования, медицинских учреждений, центров занятости, ООИ и организаций, применяющих труд инвалидов, участвующих в профессиональной реабилитации и трудоустройстве инвалидов по единой системе.

 

Роль общественных организаций в решении проблем при трудоустройстве инвалидов на примере РОО «ККИ»

 

Говоря о возможностях общественных организаций инвалидов в решении этих проблем, хотелось бы заострить внимание на следующем:

 

Во-первых, ООИ не должны дублировать проводимые государственными органами мероприятия, чтобы не допустить двойное использование государственных средств на одни и те же цели.

 

Считаем, что ООИ при решении таких проблем как: доступность среды, трудоустройство, инклюзивное образование, спорт и досуг для инвалидов должны занимать не занятые государством ниши.

 

Во-вторых, ряд проектов государственные органы должны передавать на реализацию ООИ, а при приеме социально значимых объектов в общей инфраструктуре городов РК обязательно учитывать мнение экспертов из ООИ. Приведем два примера:

 

· К 1 января 2012 года по республике было построено почти 24 тысячи пандусов, из них более 16 тысяч оказались не пригодны в эксплуатации. Всего затрачено более 1 млрд. тенге. Вывод: необходимо готовить из числа инвалидов с техническим образованием профессиональных экспертов, как это делается во всем мире.

· Все мы знаем, какое количество обучающих курсов проводится за счет госсредств по Программе занятости 2020. Однако…

 

«Деньги потратили, вроде как научили, а квалификация не соответствует и работодатель не заинтересован в этом работнике. Это самое больное место в этой программе. Необходимо направить усилия на то, чтобы сделать эффективной каждую потраченную копейку, деньги-то немалые, миллиарды, десятки миллиардов». Депутат РК Д. Назарбаева.

 

Если всех инвалидов условно разделить на три категории: легкие, средние и тяжелые, то в ЦЗ поставлена работа по обучению и трудоустройству инвалидов легкой категории. К сожалению, государство, в людях с инвалидностью средней и тяжелой категорий не видит потенциальных работников. Но, мировая практика доказала, что трудоустройство и этих категорий инвалидов выгодно государству.

 

Необходимо перенаправить часть средств и усилий на открытие при ООИ центров трудоустройства и профессиональной подготовки инвалидов. Также необходимо готовить экспертов по трудоустройству(кураторов-наставников) из числа инвалидов. Пока мы не перейдём к программам их подготовки, ситуация с трудоустройством инвалидов решаться не будет.

 

После выхода программной статьи Президента Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация РК: 20 шагов к Обществу Всеобщего труда», в августе 2012 года РОО «ККИ» представило социальный проект «Создание модели трудоустройства инвалидов в современных условиях: Интегрированный подход» первому заместителю НДП «Нур Отан» Нурлану Нигматуллину, после чего получило поддержку и одобрение. Было выпущено пособие «Трудоустройство инвалидов в современных условиях», а также открыт отдел по трудоустройству инвалидов при РОО «ККИ» в Астане. Проконсультированы более 400 людей с инвалидностью, составлены и отправлены 54 резюме. 7 человек трудоустроены, кандидатуры 8 соискателей рассматривается.

 

Совместно с филиалами НДП «НурОтан» социальный проект «Создание модели трудоустройства инвалидов в современных условиях: Интегрированный подход» был презентован в восьми регионах Казахстана в рамках проведения ежегодных Круглых столов, посвященных теме трудоустройства инвалидов. В ближайшем будущем РОО «ККИ» планирует апробировать его в Астане, и далее с учетом поправок, приступать к реализации во всех филиалах Конфедерации. Проект был представлен в акимате города Астаны. Смета составляет 5, 8 млн. тенге. Без финансирования апробация проекта на практике не осуществима.

 

Следует отметить, что инвестиции как в образование инвалидов, так и в создание для них рабочих мест являются для государства возвратными затратами, в виде выплаты инвалидами подоходного налога, а работодателями – налогов в фонд оплаты труда.

 

В РК не трудоустроенные более 100 тысяч реально работоспособные инвалиды. При их трудоустройстве в бюджет государства могло бы поступить в виде налогов более 7млрд. тенге в год.

 

Мир не стоит на месте и закон РК " О социальной защите инвалидов в РК" требует пересмотра и добавления отдельных статей.

 

 

Наиболее популярна сейчас классификация моделей социальной политики, разработанная Г. Эспинг-Андерсоном: либеральная, консервативная и социал- демократическая.
1. Либеральная модель
Либеральная модель основана на доминировании рыночных механизмов. Социальная помощь оказывается в рамках определённых минимальных социальных потребностей по остаточному принципу бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования. Таким образом, государство несёт хоть и ограниченную, но, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан, которые оказываются неспособны к эффективному самостоятельному экономическому существованию. Классическими странами либеральной модели считаются Великобритания и США. По отношению к людям, имеющим инвалидность, здесь, в основном, развиваются ан- тидискриминационные меры, направленные на создание им равных условий и прав с другими гражданами. У работодателей (кроме государственных структур, выступающих в роли «образцового» работодателя, обязанных трудоустраивать в первую очередь людей, имеющих инвалидность, а также компаний, получающих средства из государственного бюджета) нет обязательств трудоустраивать инвалидов. Но существует запрет дискриминировать людей, имеющих инвалидность, при приёме на работу и дальнейших трудовых отношениях. Эти правовые акты запрещают работодателям отказывать людям в приёме на работу, руководствуясь своими предубеждениями и отличительными особенностями соискателей, такими как пол, национальность, цвет кожи, конфессиональная принадлежность, сексуальная ориентация и наличие инвалидности. Это означает определённые процессуальные ограничения для работодателя, например при проведении собеседования не могут задаваться специфичные вопросы в отношении здоровья соискателя, если подобные вопросы не будут задаваться другим претендентам. Также нельзя создавать дополнительные требования к вакансии, которые сознательно ущемляют возможности людей с инвалидностью по сравнению с другими гражданами, если только это не является необходимым компонентом служебных обязанностей (например, наличие водительских прав или умение быстро передвигаться по городу на общественном транспорте). Ну и, конечно, при проведении собеседования должны обеспечиваться равные возможности для доступа ко всем материалам и элементам общения с работодателем (приглашение сурдопереводчика, перевод материалов на язык Брайля и т.д.).
В целом, такие меры, как антидискриминационное законодательство в отношении людей, имеющих инвалидность, доказали свою эффективность. Но необходимо учитывать, что эти меры могут действовать только в условиях развитой правовой и судебной системы, когда соответствующие государственные, общественные структуры и граждане имеют возможность контролировать выполнение законов. В случае нарушения законов должна быть возможность обжаловать сложившиеся спорные ситуации в административном (в специально созданных комиссиях) и судебном порядке. При этом люди, имеющих инвалидность, могут претендовать не только на решение возникшей проблемы, но и на значительные финансовые выплаты за моральный ущерб и упущенную экономическую выгоду.
2. Консервативная модель
Консервативная модель, действующая в центральных европейских государствах, построена на взаимных страховых обязательствах между работодателями и наёмными работниками (так называемыми социальными партнёрами), и на принципе трудового участия, когда труд определяет последующее социальное обеспечение. При невысокой степени налогового перераспределения в рамках этой модели в сложном положении оказываются те слои населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты и поэтому не имеют страховок. Эти слои могут рассчитывать на поддержку местных властей и частных благотворительных организаций. Страной, где максимально реализованы принципы консервативной модели, является Германия, которая первой в мире ввела систему страхования, после того как канцлер Бисмарк добился принятия страхового законодательства. В отношении трудовой занятости людей, имеющих инвалидность, используются в основном методы квотирования рабочих мест. На работодателей государство законодательным путём накладывает обязательства по использованию в определённом процентном соотношении сотрудников из числа людей, имеющих инвалидность. За ними закрепляется определённое количество рабочих мест в компании, а в случае невыполнения работодателем условий приёма на работу сотрудников, имеющих инвалидность, на него накладываются установленные законом санкции. Все существующие системы квотирования сходны в том, что включают требование к работодателям принимать на работу определенный процент лиц, имеющих инвалидность. Вместе с тем системы квотирования отличаются друг от друга, особенно в том, что касается обязательности или необязательности требований, а также характера и эффективности санкций, которые применяются в отношении работодателей, если те не выполняют требования.
Система квотирования рабочих мест имеет весьма длинную историю. Ещё к концу 1923 года Австрия, Германия, Италия, Польша и Франция приняли систему квотирования, при которой работодатели были обязаны принимать на работу инвалидов - ветеранов войны. После Второй мировой войны система квотирования была введена и во многих других европейских странах, главным образом по причине высокой безработицы среди людей, имеющих инвалидность, а также недейственности подхода, основанного на доброй воле работодателей в отношении приёма на работу людей, имеющих инвалидность.
В Германии, Франции и Венгрии под законы о квотировании подпадают организации с более чем с 20 сотрудниками, в Австрии и Польше - с 25 сотрудниками. В Испании минимальное число сотрудников предприятия, не попадающего под действие системы квотирования рабочих мест для людей, имеющих инвалидность - 50. Квота для людей, имеющих инвалидность, во Франции - 6%, В Люксембурге квота варьируется от 2% до 5% в зависимости от формы собственности и от количества сотрудников предприятия. В Испании и Ирландии квота составляет 3%. В Японии квота составляет от 1, 6 до 2%. За несоблюдение квот организации выплачивают взносы в специальные целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов, а также на адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными физическими и ментальными возможностями. Во многих странах государство стимулирует работодателей принимать на работу людей с тяжелыми формами инвалидности. К примеру, беря на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два или даже три места в счет установленной квоты.
Подобное стимулирование применяется и при приёме на работу людей, имеющих инвалидность, не имеющих опыта работы. В ряде стран работодатель может «обменять» обязательство нанять определенное число людей, имеющих инвалидность, на обязательство уплатить определённую сумму в специальный фонд, средства которого будут расходоваться на содействие занятости людей, имеющих инвалидность, (quota-levy system). Подобные правила установлены, например, в Австрии, Венгрии, Германии, Польше, Румынии, Словакии, Франции, Чехии, Японии и некоторых других государствах. Наконец, есть страны, установившие санкции работодателям за увольнение людей, имеющих инвалидность, нанятых по программе льгот (Германия). Немецкую систему квот, установленную в 1974 г., как правило, считают образцовой, хотя и она страдает от недостатков, присущих этой политике в целом.
Каковы основные черты немецкой системы? Прежде всего, она относится к системе квот с неизбежными санкциями за уклонение. Выполнение квот отслеживается федеральными службами занятости. Средства, поступающие от уплаты штрафов, направляются на программы реабилитации людей, имеющих инвалидность, и выплату грантов работодателям, создающим больше рабочих мест для людей, имеющих инвалидность, чем требуется по квоте. Кроме того, квота достаточно велика - 6%, и установлена для государственных и частных предприятий с численностью персонала в 16 наёмных работников и более (для сравнения: в Казахстане 3 % 33 работника). Наконец, некоторые работники могут учитываться как занимающие 2 или 3 рабочих места по квоте, если службы занятости считают их «тяжёлыми» для трудоустройства по причине сложности и природы их инвалидности, из-за потребности в значительной адаптации рабочего места, а также возраста.
В большинстве стран с консервативной моделью социальной политики существуют специализированные рабочие места для людей, имеющих инвалидность. Программы создания специализированных рабочих мест могут быть двух типов:
К первому типу относятся переходные программы содействия занятости, которые предусматривают проведение переподготовки и повышения профессиональной квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья на специально созданных рабочих местах - с расчётом на то, что это позволит им получить конкурентоспособные профессиональные навыки.
Ко второму типу относятся расширенные программы содействия занятости, которые носят долгосрочный характер и направлены на создание постоянных рабочих мест для лиц с инвалидностью на базе специализированных предприятий.
К специализированным предприятиям относят предприятия и кооперативы, использующие исключительно труд людей, имеющих инвалидность, как правило, государственные по форме собственности, создание которых инициируется государством, а не самими людьми, имеющими инвалидность.
Такие предприятия расцениваются не как предпочтительное место работы для человека, имеющего инвалидность, а как «запасной вариант» трудоустройства, когда не удается найти место работы на общих для всех условиях, или как компонент подготовки людей, имеющих инвалидность, к дальнейшему трудоустройству на открытом рынке труда. На них, в основном, используют труд имеющих серьезные нарушения людей, для которых физически невозможно или чрезвычайно затруднительно создать необходимые условия труда на обычном предприятии.
3. Социал-демократическая модель
Социал-демократическая модель действует в скандинавских странах Европы. Здесь главным принципом социального обеспечения является универсализм: все граждане, независимо от степени нужды и трудового вклада, имеют право на социальное обеспечение, гарантированное, главным образом, государством (бюджетом). Люди, имеющих инвалидность, здесь пользуются весьма серьёзной государственной поддержкой, а работодателей заинтересовывают брать сотрудников-инвалидов тем, что государство само оплачивает значительную часть их заработной платы (предоставление работодателям субсидии для компенсации разницы в производительности труда или доплаты к зарплате работникам, имеющих инвалидность, для компенсации их более низких заработков). Государственные субсидии предприятиям, как правило, предоставляются только тогда, когда человек, имеющий инвалидность, гарантированно получает такую же заработную плату, как и работник без инвалидности в аналогичной должности, и имеет долгосрочный трудовой контракт. В основном субсидии предоставляются на оборудование рабочего места для человека, имеющего инвалидность, приобретение специализированного оборудования и т.д. В некоторых скандинавских странах работодатели получают льготы по взносам в фонды социального страхования со средств, выплачиваемых в качестве заработной платы сотрудникам, имеющим инвалидность. Кроме того, в этих странах в ряду основных мер по трудоустройству граждан, имеющих инвалидность, выступает создание специализированных мастерских, где люди с серьёзными ограничениями имеют возможность трудиться и приобретать профессиональный опыт. Надо учесть, что данные мастерские выступают в роли именно учебных предприятий для людей, имеющих инвалидность, после которых их стараются устроить на открытом рынке труда.
Оценка эффективности различных моделей социальной политики по отношению к людям с инвалидностью
Приведённые выше примеры структур социальной политики весьма условны, так как любая страна использует разные методы, присущие различным моделям с тем или иным уклоном. Если взять во внимание только социальную политику в отношении людей с инвалидностью, то и здесь нельзя выделить сугубо «чистые модели». Например, в Германии принят закон о запрете дискриминации в сфере занятости в отношении людей с серьёзными нарушениями здоровья, а в Великобритании действует система квотирования рабочих мест. Или в Соединённых Штатах Америки развиваются учебные мастерские для людей с инвалидностью, как и в странах с социал-демократической или консервативной моделями социальной политики. Опыт реализации в развитых странах социальной политики и политики занятости в отношении лиц с инвалидностью показывает, что более эффективным является совмещение нескольких направлений. Это позволяет компенсировать определенные недостатки каждого направления и усилить достоинства, тем самым повысив совокупный эффект политики по интеграции людей с инвалидностью в открытый рынок труда. Но при этом любая страна всё равно вынуждена сделать определённый выбор в пользу тех или иных механизмов, что зависит от отношения в обществе к данной категории населения. В той же Германии система антидискриминационных законов не является основополагающей в структуре социальной интеграции инвалидов (и её действие непосредственно не охватывает частный сектор), а в Великобритании обязанности по квотированию рабочих мест существуют при отсутствии действенных штрафных санкций.
Или в скандинавских странах, в отличие от США, учебные мастерские для инвалидов имеют прямую государственную финансовую поддержку и выступают основным средством реабилитации и трудоустройства людей с инвалидностью. Но, в целом, основной акцент в ведущих странах мира перенесен на интеграцию людей с инвалидностью в открытый рынок труда, хотя специализированные формы занятости продолжают существовать.Как упоминалось, применение тех или иных моделей и методов социальной работы с инвалидами основывается на отношении общества к данной проблеме и отношении к возможностям людей с инвалидностью в трудовой сфере. Так система квот основывается на двух взаимосвязанных предположениях:
1) работодатели не будут нанимать большое число людей с инвалидностью, если их к тому не обязать;
2) большинство инвалидов не в состоянии конкурировать на равных с работниками без инвалидности и выиграть в этой конкуренции благодаря своим качествам.
Одним словом, предполагается, что люди с инвалидностью менее ценны как работники, и их производительность ниже. Значит, если ставится задача трудоустроить этих людей на открытом рынке труда, то необходимо обязать к этому работодателей, а в ряде случаев и выплатить работодателям за это компенсацию.
Надо учесть, что, несмотря на широкое разнообразие систем квотирования и связанных с ними требований, в результате исследования, проведенного Европейской комиссией, не были выявлены конкретные примеры того, как применение систем квотирования приводило бы к достижению поставленных целей.
Поэтому страны с либеральной и социал-демократической моделями экономики и не стали вводить системы квотирования вообще или, как в примере с Великобританией, ограничились в большей степени декларативностью. Вместо этого было принято решение сосредоточиться на совершенствовании системы профессионально-технического обучения и профессиональной реабилитации, а также на стимулировании работодателей к добровольным действиям. В связи с этим всё большее число государств в мире, при активном лоббировании со стороны людей с инвалидностью и их объединений, встают на путь разработки антидискриминационного законодательства.
Такой поворот к антидискриминационному законодательству стал поистине революционным событием в сфере занятости людей с инвалидностью. Подобно системам квотирования и другим схемам, финансируемым государством, антидис- криминационное законодательство основывается на том тезисе, что для привлечения инвалидов на рынок труда необходимы специальные меры.
Однако, в отличие от систем квотирования, антидискриминационное законодательство исходит из того, что люди с инвалидностью в состоянии конкурировать за рабочие места, основываясь на личных профессиональных качествах, при условии, что они не будут подвергаться дискриминации по признаку инвалидности.
Система антидискриминационного законодательства может реализовываться:
1) через принятие специальных законов (англо-саксонский путь),
2) путем включения специальных норм в отношении людей с инвалидностью в состав более общего антидискриминационного законодательства (европейский континентальный).
Очевидно, что первый путь характерен для стран с либеральной моделью социальной политики, а второй - с консервативной моделью. Обусловлено это тем, что для стран с либеральной моделью антидискриминационное законодательство является основой их работы с инвалидами, а для вторых всего - лишь одним из вспомогательных моментов в системе квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью.
Отметим также, что в странах с либеральной и социал-демократическими моделями экономики и социальной политики развивается система инклюзивного (включённого) образования детей с инвалидностью, а в странах с консервативной моделью - сегрегированное (специализированное). Это опять-таки подчёркивает, что основой для политики в отношении граждан с инвалидностью является отношение к данной категории населения со стороны государства и остальной части общества (политическая и идеологическая доктрины). А подобные аспекты наиболее прогрессивны именно в странах с либеральной моделью, где люди с инвалидностью рассматриваются как полноправные и полноценные участники всех социаль-ных отношений.
Государство в странах с либеральной моделью сосредотачивает свои усилия не на введении дополнительных обязательств для работодателей, а на создании условий, при которых люди с инвалидностью смогут именно так себя позиционировать на рынке труда.
Основой различных моделей социальной политики являются различные схемы распределения, которые, в свою очередь, определяются различными исходными критериями и представлениями о социальной справедливости.
Так, распределение, рассматриваемое только с точки зрения экономической эффективности, относится к классической теории распределения в рыночной экономике и представляет собой рыночную модель справедливости.
Распределение, оцениваемое только с позиций критериев социального равенства и не связанное с экономической эффективностью, представляет собой уравнительную модель справедливости.

Наиболее полно право каждого человека на труд закреп-лено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В статье 6 Пакта говорится, что право на труд включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, или на который он свободно соглашается. Таким образом, в этой формулировке мы видим два элемента права на труд. Первое - это право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь своим трудом. И, соответственно, этому праву корреспондирует обязанность государства по созданию данных возможностей. И второй элемент - это, собственно, принцип свободы труда: труд, который человек свободно выбирает, с которым он свободно соглашается.
Таким образом, Казахстан как участник данного Пакта и других международных договоров, в частности Конвенции МОТ № 122, и как член ООН (в Уставе ООН, в ст. 55 достижение полной занятости индивидов признается в качестве одной из важных целей деятельности ООН) и других организаций признает данное право и, соответственно, те обязательства, которые вытекают из данных международноправовых институтов.
Если же мы говорим «неспособность к труду»: - или мы должны оценивать способности инвалида и приходим к выводу, что людей нетрудоспособных практически нет. Такой вывод будет означать, что Казахстан отказывается быть социальным государством, специально ограничивая свою помощь инвалидам и экономя на них; - или мы продолжаем оценивать ситуацию, принимая во внимание все сопутствующие социальные обстоятельства, которые влияют на трудоустройство инвалида (доступность архитектурной среды и транспорта, рабочие места в данном конкретном городе, и т.д.). Тогда мы предоставляем помощь от государства большему количеству людей, но лишаем их возможности стать материально независимыми и облегчить уже самим бремя государства по их содержанию. Оба варианта - не лучшие. Поэтому, считаем необходимым, отказаться в казахстанской законодательной практике от формулировки «неспособность или противопоказанность к трудовой деятельности».
Количество трудоустроенных инвалидов в Казахстане ничтожно мало по сравнению с передовыми странами например: от 29% трудоустроенных членов этой же группы в США. Из чего видно, что такой низкий уровень трудоустроенных озадачивает и требует дальнейших исследований. Публикации, посвящённые барьерам на пути к трудоустройству инвалидов в Казахстане практически отсутствуют Трудоустройство и инвалидность в Казахстане
В Казахстане действует система квот, согласно которой работодатели, насчитывающие 33 и более сотрудников, должны принимать на работу не менее 3% сотрудников из числа лиц с инвалидностью.

 

 

О Концепции HYPERLINK " https://www.women.kz/index.php/natsionalnoe-zakonodatelstvo/34-o-kontseptsii-gendernoj-politiki-v-respublike-kazakhstan" гендернойHYPERLINK " https://www.women.kz/index.php/natsionalnoe-zakonodatelstvo/34-o-kontseptsii-gendernoj-politiki-v-respublike-kazakhstan" политики в Республике Казахстан

Концепция гендерной политики в Республике Казахстан
На Саммите тысячелетия, состоявшемся в сентябре 2000 года, лидеры большинства стран мира приняли Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, одной из восьми целей которой определена поддержка гендерного равенства.
Этому вопросу была посвящена XXIII Специальная сессия Генеральной ассамблеи ООН " Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке" (июнь, 2000 г.). Данная сессия рекомендовала принимавшим в ней участие представителям правительств принять меры по обеспечению женщинам равного доступа и полномасштабного участия во всех областях и на всех уровнях жизни.

Основные принципы гендерной политики устанавливают гарантированные Конституцией Республики Казахстан равные права и свободы для женщин и мужчин.

К задачам гендерной политики в Казахстане относятся: достижение сбалансированного участия женщин и мужчин во властных структурах; обеспечение равных возможностей для экономической независимости, развития своего бизнеса и продвижения по службе; создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье; свобода от насилия по признаку пола.
Концепция разработана на основе Конституции Республики Казахстан, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, рекомендаций ООН по ее выполнению в Казахстане, других ратифицированных международных договоров и соглашений.
Концепция гендерной политики в Республике Казахстан рассчитана на современный период стабилизации социально-экономического положения населения и устойчивого роста экономики страны (до 2010 г.), а также на долгосрочную перспективу (до 2030 г.)


За годы независимости в Казахстане проведена большая работа по интеграции Казахстана в мировое сообщество.
В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицирован Факультативный протокол к данной конвенции, и в 2001 году Республикой Казахстан был представлен отчет в ООН о выполнении конвенции, получивший положительную оценку. Ратифицированы конвенции ООН " О политических правах женщин", " О гражданстве замужней женщины", шесть конвенций Международной организации труда, в том числе " О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности".
Для решения проблем семьи, женщин и детей в 1995 году Главой государства был создан Совет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте Республики Казахстан. Советом была разработана и распоряжением Президента Республики Казахстан от 5 марта 1997 года N 3395 одобрена Концепция государственной политики улучшения положения женщин в Республике Казахстан.
В 1998 году Совет был преобразован в Национальную комиссию по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан (далее - Национальная комиссия). Национальной комиссией в 1999 году впервые был разработан Национальный план действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1999 года N 999.
Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 года N 947 учреждена должность Уполномоченного по правам человека, в аппарате которого работает специалист по гендерным вопросам.
Для наглядного отражения гендерных отношений в стране выпускается специальный ежегодный статистический сборник " Женщины и мужчины Казахстана". Для защиты интересов семьи, женщин и детей на законодательном уровне в Парламенте Республики Казахстан создана депутатская группа " Отбасы" (" Семья").


Большое внимание уделяется вопросам здравоохранения. Реализуются Государственная программа " Здоровье народа", утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 16 ноября 1998 года N 4153, Программа по противодействию эпидемии СПИДа в Республике Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2001 года N 1207, а также целый ряд программ по проблемам охраны здоровья населения.
Особое внимание уделяется вопросам защиты женщин от насилия. В системе Министерства внутренних дел Республики Казахстан действуют специальные подразделения по борьбе с проявлениями насилия в отношении женщин. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2001 года N 346 утверждены Правила организации взаимодействия государственных органов, организаций и общественных объединений, занимающихся проблемами насилия в отношении женщин.
В 2003 году принят Закон Республики Казахстан " О внесении дополнений в Уголовный кодекс Республики Казахстан", касающийся вопросов борьбы с незаконным выездом и нелегальной миграцией с целью последующей сексуальной или иной эксплуатации. Внесены изменения и дополнения и в другие законодательные акты Республики Казахстан, направленные на борьбу с трафиком. Выполнена частичная гендерная экспертиза Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Казахстан.


Проводятся информационно-пропагандистские кампании по борьбе с насилием и трафиком в отношении женщин и детей.
Вместе с тем предстоит еще многое сделать для достижения реального гендерного равенства в стране. На руководящих должностях женщины представлены значительно меньше, чем мужчины. По состоянию на IV квартал 2003 года в Парламенте Республики Казахстан представлены лишь 11 женщин, что составляет 9, 5% от общего числа депутатов Парламента.
На этот же период из 16 министерств только в двух министрами являются женщины. Кроме того, одна работает послом Казахстана за рубежом, одна возглавляет Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан и одна - Агентство Республики Казахстан по миграции и демографии.
Женщины меньше мужчин востребованы на рынке труда. Низким остается соотношение заработной платы женщин к оплате труда мужчин. Получая равную с мужчинами плату за равноценный труд, женщины, как правило, занимают более низкие должности. Они вынуждены соглашаться на любую работу, в том числе с вредными и тяжелыми условиями труда. В настоящее время на таких производствах трудится порядка пятисот тысяч женщин. Существуют проблемы и в развитии женского предпринимательства.
Высоким остается уровень преступности в отношении женщин.
Мерыпо достижению гендерного равенства в Республике Казахстан
Институционально-организационного характера

 

При формировании государственного бюджета, разработке государственных планов и программ намечается использование гендерных индикаторов, разработанных с учетом социально-экономических условий Казахстана. В соответствии с мировым опытом будет продолжено совершенствование гендерной статистики.
Планируются создание эффективно действующей системы гендерного образования населения, организация выпуска учебных пособий для школ и колледжей, средних специальных и высших учебных заведений, а также буклетов и различных изданий для населения.
В политике

Для развития лидерских навыков и способностей женщин, при участии неправительственных и международных организаций, специалистов по гендерному образованию и с помощью экспертов предполагается организовать общенациональную сеть обучения и подготовки женщин-политиков. Для широкой пропаганды гендерного равенства в стране намечается введение общеобразовательного курса гендерного образования для журналистов.
В сфере экономики и труда

Для снижения напряженности на рынке труда предполагается развитие двух основных направлений: обеспечение равных возможностей на рынке труда и содействие женской занятости, подразумевающие повышение спроса на женский труд и его конкурентоспособности на рынке труда. Для этого необходимо обеспечить соблюдение прав женщин при приеме на работу и увольнении, гарантий выплаты работодателями пособий по беременности и родам.
Будет рассмотрен вопрос о присоединении Казахстана к Конвенции Международной организации труда " О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями".
Рекомендуется пересмотреть нормы трудового законодательства, ограничивающие работу женщин по некоторым специальностям. При объявлении вакансий не будет указываться пол работника, за исключением особых случаев.
Предполагается внедрение программ:
способствующих повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда с применением системы поддержки - консультации, помощь в обучении, трудоустройстве;
по дальнейшему развитию предпринимательства и самозанятости среди женщин;
по профессиональной переподготовке женщин, обучению администрированию и управлению бизнесом. При этом учеба будет сконцентрирована на следующих темах: бизнес-менеджмент, воспитание уверенности в себе и повышение компетентности.
Будут повсеместно создаваться центры экономического образования женщин, в том числе и на платной основе, совершенствоваться меры по развитию малого и среднего бизнеса среди женщин путем финансовой поддержки предпринимательства, широкого развития консультационных и маркетинговых услуг.
Более широкое развитие получит микрокредитование населения в соответствии с Законом Республики Казахстан " О микрокредитных организациях". Предполагается включение программ по микрокредитованию населения в региональные планы социально-экономического развития.
Потребности женщин в труде должны будут учтены и поддержаны при проведении дальнейших преобразований в экономике. Особое внимание будет уделено развитию женской занятости в сельском хозяйстве, в том числе в сфере переработки сельхозпродукции.
Женщинам будут предоставлены гарантии в достижении равного положения при продвижении по службе и создании условий для сочетания успешной карьеры с домашними обязанностями и воспитанием детей.
Будет стимулироваться развитие государственных и частных детских дошкольных учреждений, предоставляющих услуги и рабочие места. Намечаются меры по поддержке женщин и мужчин, занимающихся уходом за детьми и их воспитанием.
Продолжится совершенствование адресной социальной защиты населения. Предполагается введение дифференцированной системы пособий, учитывающей количество детей и доходы супругов с учетом налогообложения.
Намечается повышение роли социального партнерства в решении вопросов гендерного равенства. Профсоюзы будут активно отстаивать интересы работников перед работодателями. Для изучения ситуации с соблюдением гендерного равенства на рабочих местах будут использоваться всевозможные формы волеизъявления работников, администрации и профсоюзов: собрания, сборы предложений по соблюдению равных возможностей женщин и мужчин, письменные выражения своих мнений и идей.
В учреждениях и на предприятиях будет продолжена практика создания мест для женщин и мужчин с учетом их физиологических и репродуктивных особенностей: комнаты гигиены, психологической разгрузки, для кормящих матерей.
По укреплению здоровья

Основная задача - создание условий для повышения качества жизни и укрепления здоровья населения. Этому будут способствовать реализация принятых программ, а также разработка и внедрение новых программ по здравоохранению.
Борьба с анемией и раком молочной железы у женщин останутся приоритетными направлениями деятельности соответствующих органов и неправительственных организаций, занимающихся проблемами женщин.
Будут продолжены широкая пропаганда и внедрение здорового образа жизни. Особое внимание обращается на репродуктивное здоровье населения. Планируется принять Закон Республики Казахстан " О репродуктивных правах человека и гарантиях их осуществления", разработать программы по совершенствованию научных основ охраны репродуктивного здоровья в возрастном аспекте с учетом региональных особенностей страны. Кроме того, будут приняты меры:
по формированию общественного мнения в поддержку института семьи, принципов ее планирования, охраны собственного здоровья;
по расширению медико-санитарного обслуживания, региональному подходу к развитию акушерско-гинекологической службы и ее модернизации;
по повышению качества медицинской помощи;
по пересмотру медицинских и социальных показаний для прерывания беременности в целях сокращения материнской смертности;
по охране здоровья пожилых людей для улучшения и продления их активной жизнедеятельности.
По искоренению насилия против женщин и детей

По проблемам насилия в отношении женщин и детей, оценке последствий насилия в семье и быту должны будут проводиться специальные научные исследования. Намечается проведение постоянного мониторинга реализации прав женщин и детей на защиту от насилия. При этом особое внимание будет обращено на социально уязвимые группы населения: людей с ограниченными возможностями, лиц без определенного местожительства, беженцев.
Рекомендуется регулярное профессиональное обучение полицейских, судей и прокуроров, медицинских и социальных работников, педагогов эффективным действиям в ситуациях, когда жертвам насилия необходимы обеспечение физической безопасности, попечение о детях и экономическая поддержка.
В учебные программы образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Республики Казахстан, юридических и психологических факультетов университетов предполагается введение углубленных специализированных курсов по проблемам насилия в отношении женщин и детей.
Предусматривается расширение сети кризисных центров, телефонов доверия, убежищ и приютов для жертв насилия. К 2010 году планируется создание таких центров во всех городах и районных центрах. Силами подразделений Министерства внутренних дел, социальных служб и неправительственных организаций намечается проведение профилактической работы с лицами, совершающими насилие в семье.
Предполагается активизировать роль мужчин в борьбе с насилием в отношении женщин и детей, привлекать их к информационно-просветительской, образовательной и профилактической работе.
Намечается принятие мер по усилению взаимодействия и координации действий государственных органов, международных и неправительственных организаций по вопросам борьбы с бытовым насилием. Предусматривается дальнейшая работа над законопроектом о предупреждении и пресечении бытового насилия.
Планируется проведение регулярных информационных кампаний, особенно в малых городах и сельской местности, по предупреждению насилия в отношении женщин.
Реализация Концепции гендерной политики
Реализация Концепции гендерной политики в Республике Казахстан будет способствовать разработке конкретных программ по созданию подлинно демократического государства, в котором права граждан будут подкреплены реальными возможностями их реализации.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал