Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронное голосование и электронный бюллетень (подп. 62 и 63). 2 страница






В соответствии с п. 4 комментируемой статьи, не может служить основанием для лишения права на участие в выборах в ОГВ соответствующего субъекта РФ, ОМСУ пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов. Как отмечено в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 16 октября 2003 г. по делу N 43-Г03-10 < 42>, из содержания нормы данного пункта следует, что наличие у гражданина активного избирательного права связано, как правило, совпадением его места жительства с избирательным округом; в случае временного пребывания гражданина вне его места жительства и пределов округа ему должно быть обеспечено право на участие в выборах.

--------------------------------

< 42> СПС.

 

На реализацию рассматриваемой гарантии направлены положение п. 4 ст. 3 комментируемого Закона, обязывающие дипломатические представительства, консульские учреждения оказывать содействие гражданину в реализации избирательных прав при проведении выборов в федеральные ОГВ и права на участие в референдуме РФ, положение п. 14 ст. 64 данного Закона, допускающие предоставление законом субъекта РФ возможности голосования избирателей, участников референдума по почте, положение ст. 65 данного Закона, предусматривающие досрочное голосование при проведении референдума субъекта РФ, выборов в ОМСУ, местного референдума.

Как предусмотрено в п. 4 комментируемой статьи, законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. В Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 20 января 2003 г. по делу N 38-Г02-12 < 43> обращалось внимание на то, что указанная норма не содержит перечень случаев, допускающих возможность реализовать активное избирательное право гражданина, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, как при проведении выборов в ОМСУ, так и выборов в ОГВ. В то же время именно рассматриваемой норме соответствует положение п. 4 ст. 3 комментируемого Закона, согласно которому гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные ОГВ, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме РФ.

--------------------------------

< 43> СПС.

 

5. В пункте 5 комментируемой статьи указано, что ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина РФ на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ. Такие ограничения установлены только в отношении избрания Президента РФ: согласно ч. 2 ст. 81 Конституции РФ Президентом РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Соответственно, без внесения поправки в Конституцию РФ нахождением места жительства гражданина на определенной территории РФ (включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории) не может быть ограничено его право быть избранными ни при проведении выборов иного выборного должностного лица, ни проведении выборов депутатов представительного ОГВ или представительного органа муниципального образования. Положения же законов, устанавливающих такие ограничения, являются неконституционными. В качестве примеров следует упомянуть о Постановлении КС России от 24 июня 1997 г. N 9-П < 44>, которым признано не соответствующими Конституции РФ положения Конституции Республики Хакасия, устанавливающие требование о сроке постоянного проживания как условие избрания гражданина депутатом законодательного органа и председателем правительства, а также о Постановлении КС России от 27 апреля 1998 г. N 12-П < 45>, которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения Конституции Республики Башкортостан и Закона Республики Башкортостан " О Президенте Республики Башкортостан", устанавливающие требование о сроке постоянного проживания как условие избрания гражданина Президентом Республики Башкортостан.

--------------------------------

< 44> СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 3145.

< 45> СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 2063.

 

6. Пункт 6 комментируемой статьи указывает на возможность установления федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ дополнительных условий реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющих одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Также указано на возможность установления уставом муниципального образования дополнительных условий реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, не позволяющих одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

Данный пункт с учетом положения подп. 8 ст. 2 комментируемого Закона касается возможности ограничения пассивного избирательного права только при выборах Президента РФ и глав муниципальных образований. Запрет на пребывание в должности Президента РФ одного и того же лица более двух сроков подряд установлен в ч. 3 ст. 81 Конституции РФ. Соответственно, в п. 5 ст. 3 Закона о выборах Президента РФ установлено, что не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ должность Президента РФ второй срок подряд.

7. В пункте 7 комментируемой статьи установлено, что при наличии в отношении гражданина РФ вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в ОГВ, ОМСУ состоится до истечения указанного срока.

В данном пункте речь идет о применении в отношении гражданина РФ:

такого уголовного наказания, указанного в п. " б" ст. 44 УК РФ, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является одним из видов уголовных наказаний. Согласно части 1 ст. 47 данного Кодекса лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью;

такого административного наказания, указанного в п. 8 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ, как дисквалификация. В соответствии с ч. 1 ст. 3.11 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ < 46>) дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

--------------------------------

< 46> www.pravo.gov.ru. 2013. 25 ноября.

 

8. Пункт 8 комментируемой статьи устанавливает требования к кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) - в качестве такового может быть выдвинут гражданин РФ, достигший возраста 30 лет. Данные положения включены в данный пункт Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ, принятым в рамках введения избрания указанного должностного лица на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Такие же требования положения включены указанным Законом в п. 3 ст. 18 Закона об организации органов власти субъектов РФ. Такой же возрастной ценз - достижение возраста 30 лет - установлен в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ " О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" < 47> для кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

--------------------------------

< 47> www.pravo.gov.ru. 2012. 4 декабря.

 

Пункт 8 комментируемой статьи также предоставляет субъектам РФ право устанавливать в своих конституциях (уставах), законах дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Как отмечалось в Определении КС России от 21 февраля 2002 г. N 27-О < 48>, установление такого права субъектов РФ обусловлено тем, что для адекватного выражения воли и интересов избирателей их представители в органах публичной власти должны обладать определенным жизненным опытом, уровнем знаний и зрелости; данные возрастные ограничения для кандидатов не являются чрезмерными или недопустимыми в силу Конституции РФ, которая связывает возможность ограничения федеральным законом прав и свобод с целями защиты основ конституционного строя, а значит, и ценностей представительной демократии, а также прав и законных интересов других лиц (ч. 3 ст. 55).

--------------------------------

< 48> СПС.

 

Устанавливаемый субъектом РФ минимальный возраст кандидата в соответствии с рассматриваемым пунктом не может превышать 21 год на день голосования на выборах как депутатов законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ, так и выборного должностного лица местного самоуправления (до внесения Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. N 250-ФЗ изменения говорилось о выборах в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ и в ОМСУ).

Установление максимального возраста кандидата согласно рассматриваемому пункту запрещено. Следует отметить, что упоминавшимся выше Постановлением КС России от 27 апреля 1998 г. N 12-П также признано не соответствующими Конституции РФ положения Конституции Республики Башкортостан и Закона Республики Башкортостан " О Президенте Республики Башкортостан", устанавливающие такое дополнительное условие реализации гражданами пассивного избирательного права на выборах Президента Республики Башкортостан, как достижение кандидатом максимального (65 лет) возраста.

9. В пункте 9 комментируемой статьи установлен запрет для работающих на постоянной основе депутатов, выборных должностных лиц заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Как отмечено в Определении КС России от 11 марта 2005 г. N 72-О < 49>, возможность осуществления депутатами депутатской деятельности без отрыва от основной оплачиваемой работы не нарушает принципа их независимости и объективного выражения интересов избирателей.

--------------------------------

< 49> ВКС РФ. 2005. N 5.

 

При этом предусмотрено, что преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Данное положение на основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ включено в рассматриваемый пункт Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ, внесшим изменения в целый ряд федеральных законов, в целях обеспечения безопасности государства и для устранения возможного конфликта интересов в отношении лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы.

Пункт 9 комментируемой статьи также устанавливает запрет на замещение депутатами, выборными должностными лицами государственных должностей, муниципальных должностей, выборных должностей (причем, вне зависимости от того, осуществляет данное лицо свои полномочия на профессиональной постоянной основе или нет). Данный запрет установлен исходя из закрепленного в ст. 10 Конституции РФ принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении КС России от 29 мая 1998 г. N 16-П < 50>, принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие; в том виде, как он закреплен в Конституции РФ, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а следовательно, и совмещения депутатского мандата с занятием должности на государственной службе.

--------------------------------

< 50> СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2626.

 

Иные связанные со статусом депутата, выборного должностного лица ограничения, нежели предусмотренные в п. 9 комментируемой статьи, согласно данному пункту могут устанавливаться только федеральным конституционным законом или федеральным законом. Ограничения, связанные со статусом депутата Государственной Думы установлены в ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ " О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) < 51>, со статусом депутата законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ - в ст. 12 Закона об организации органов власти субъектов РФ, а депутата, члена выборного ОМСУ, выборного должностного лица местного самоуправления - в ст. ст. 36 и 40 Закона о местном самоуправлении.

--------------------------------

< 51> СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 1999. N 28. Ст. 3466.

 

Должностям государственной службы посвящена статья 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ " О системе государственной службы Российской Федерации" < 52>, должностям государственной гражданской службы - статья 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ " О государственной гражданской службе Российской Федерации" < 53>, муниципальным должностям муниципальной службы - статья 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ " О муниципальной службе в Российской Федерации" < 54>.

--------------------------------

< 52> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

< 53> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

< 54> СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

 

10. Пункт 10 комментируемой статьи предусматривает возможность предоставления иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, прав избирать и быть избранными в ОМСУ, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. Согласно данному пункту такие права предоставляются на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом. Такие же нормы содержатся в ст. 3 Закона об обеспечении прав избирать и быть избранными в ОМСУ, ч. 1 ст. 3 Закона о местном самоуправлении, п. 2 ст. 12 Федерального закона " О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Это регулирование является изъятием из общего правила, согласно которому иностранные граждане не наделены избирательными правами, правом на участие в референдуме, предоставленным гражданам РФ (см. комментарий к ст. 3 Закона).

В качестве единственного примера необходимо отметить следующее. В статье 18 Устава Союза Беларуси и России < 55> (ратифицирован Федеральным законом от 10 июня 1997 г. N 89-ФЗ < 56>) предусматривалось, что гражданин Союза, постоянно проживающий в другом государстве - участнике Союза, имеет право избирать и быть избранным в ОМСУ на территории этого государства. Однако Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., неотъемлемой частью которого являлся указанный Устав, прекратил свое действие с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства (ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 25-ФЗ < 57>) от 8 декабря 1999 г., т.е. с 26 января 2000 г.

--------------------------------

< 55> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3596.

< 56> СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2732.

< 57> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 146.

 

Предоставление иностранным гражданам права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме соответствует международной практике. В частности, такие права предусмотрены в ст. 8 " b" Договора о Европейском союзе < 58>, подписанном в г. Маастрихте 7 февраля 1992 г., в ч. 1 ст. 6 Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни при решении вопросов местного значения (ETS N 144) < 59>, заключенной в г. Страсбурге 5 февраля 1992 г. Однако Россия в указанных актах не участвует.

--------------------------------

< 58> СПС.

< 59> СПС.

 

Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме

 

Комментарий к статье 5

 

1. Комментируемая статья раскрывает содержание такого одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме, закрепленных в ст. 3 комментируемого Закона, как равное избирательное право и право на участие в референдуме (см. комментарий к указанной статье).

В рамках данного регулирования в п. 1 комментируемой статьи установлено, что граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. В отношении федерального референдума названный принцип раскрыт в ч. 3 ст. 2 Закона о референдуме РФ: граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях; каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

Рассматривая названный принцип, необходимо привести следующую правовую позицию, которую КС России сформулировал в Постановлении от 23 марта 2000 г. N 4-П < 60> и позднее неоднократно подтвердил в других своих решениях: принцип равенства, закрепленный в ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, в полной мере относится и к регулированию права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепленного ч. 2 ст. 32 Конституции РФ; равное избирательное право заключается прежде всего в наличии у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов) и в участии в выборах на равных основаниях; это обеспечивается, в частности, включением избирателя не более чем в один список избирателей, образованием в принципе равных по числу избирателей избирательных округов, соблюдением установленных норм представительства, предоставлением равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами и способами, гарантирующими соответствующее конституционному принципу народовластия в демократическом правовом государстве (ст. ст. 1 и 3 Конституции РФ) действительное представительство народа в выборных органах публичной власти.

--------------------------------

< 60> СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1429.

 

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет гарантию, обеспечивающую равное избирательное право, на случаи образования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, в представительный орган муниципального образования избирательных округов с разным числом мандатов: согласно данному пункту в этих случаях каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

В этой связи следует отметить, что в упоминавшемся выше Постановлении КС России от 23 марта 2000 г. N 4-П указывалось, что право граждан избирать и быть избранными в органы публичной власти в процессе демократических выборов осуществляется в различных формах, в т.ч. путем проведения выборов как в одномандатных, так и в многомандатных округах, в которых распределяется несколько депутатских мандатов; вместе с тем использование такой избирательной системы должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан в выборах на равных основаниях, что требует также - при соблюдении пропорциональности представительства - наделения каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов; при соблюдении этого условия одновременное проведение выборов по одно- и многомандатным избирательным округам не ведет к нарушению конституционного принципа равенства избирательных прав.

 

Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме

 

Комментарий к статье 6

 

В комментируемой статье раскрыто содержание такого одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме, закрепленных в ст. 3 комментируемого Закона, как прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме (см. комментарий к указанной статье). Как следует из комментируемой статьи, каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, лично участвует в выборах; соответственно, избиратель определяет представителя своих интересов в органах публичной власти, а участник референдума выражает свое отношение к вопросу референдума путем своего непосредственного волеизъявления.

В ранее действовавшей редакции комментируемой статьи предусматривалась возможность голосовать на выборах против всех кандидатов, против всех списков кандидатов. Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ данная возможность была исключена. В обоснование этого авторами законопроекта отмечалось следующее: такое изменение обусловлено необходимостью повышения политического сознания и активности избирателей, ответственности кандидатов и политических партий в ходе избирательных кампаний; в избирательном законодательстве большинства зарубежных стран отсутствуют аналоги голосования " Против всех"; в развитых демократических странах такая форма политического волеизъявления граждан не считается " отходом от демократии" и ущемлением конституционных прав избирателей, поскольку в условиях гражданского общества голосование " Против всех" не может быть конструктивным.

В то же время в силу правовой позиции, выраженной в Постановлении от 10 июня 1998 г. N 17-П < 61>, каждый избиратель имеет право выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными процедурами, с тем чтобы при этом исключалась возможность искажения существа волеизъявления избирателей; воля избирателей может быть выражена голосованием не только за или против отдельных кандидатов, но и в форме голосования против всех внесенных в избирательный бюллетень кандидатов. В дополнение в Постановлении КС России от 29 ноября 2004 г. N 17-П указывалось, что отказ в доверии всем кандидатам, включенным в избирательный бюллетень, является элементом субъективного избирательного права. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении КС России от 14 ноября 2005 г. N 10-П < 62>, признание возможности голосования на выборах посредством заполнения графы " против всех" в избирательном бюллетене относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя.

--------------------------------

< 61> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3002.

< 62> СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4968.

 

Соответственно изложенному Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ в комментируемую статью включено положение о том, что граждане РФ также могут голосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) непосредственно, но только на выборах в ОМСУ. Как отмечалось авторами проекта указанного Закона, прошедшие за последние годы выборы различного уровня показали значительное падение явки избирателей; это связано с тем, что граждане, не желающие в силу разных причин голосовать за того или иного кандидата, оказались лишены возможности выразить на выборах свою гражданскую позицию путем голосования против всех кандидатов и у них не остается мотивации для участия в голосовании.

 

Статья 7. Тайное голосование

 

Комментарий к статье 7

 

Комментируемая статья раскрывает содержание такого одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме, закрепленных в ст. 3 комментируемого Закона, как тайное голосование (см. комментарий к указанной статье).

В рамках данного регулирования установлено, что голосование на выборах и референдуме должно исключать возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В отношении федерального референдума названный принцип раскрыт в ч. 6 ст. 2 Закона о референдуме РФ: голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина РФ, в т.ч. наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

 

Статья 8. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

Комментарий к статье 8

 

1. В комментируемой статье содержится регламентация сроков полномочий выборных ОГВ и ОМСУ. Пункт 1 данной статьи регламентирует установление таких сроков. Этот пункт излагался полностью в новой редакции Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 196-ФЗ, приводящим положения отдельных законодательных актов РФ в соответствие с поправками к Конституции РФ, которыми предусматривается увеличение срока полномочий Президента РФ до шести лет и Государственной Думы до пяти лет. В свою очередь, данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ, направленным на установление в России единого дня голосования на выборах ОГВ всех уровней и ОМСУ.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи срок, на который избираются федеральные ОГВ, устанавливается непосредственно Конституцией РФ. Соответствующее регулирование содержится в ч. 1 ст. 81 Конституции РФ, устанавливающей избрание Президента РФ сроком на шесть лет, и в ч. 1 ее ст. 96, устанавливающей избрание Государственной Думы сроком на пять лет. Данные положения приведены в редакции изменений, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ " Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" < 63>.

--------------------------------

< 63> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 1.

 

В прежней редакции указанных конституционных положений предусматривалось избрание как Президента РФ, так и Государственной Думы сроком на четыре года. Как отмечалось авторами проекта изменений, увеличение срока полномочий позволит Президенту РФ и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий; тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности; установление более продолжительного срока полномочий Президента РФ по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы продиктовано также необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики; в условиях, когда каждые четыре года возможна практически полная сменяемость государственной власти на федеральном уровне (незначительный временной период между выборами депутатов Государственной Думы и выборами Президента РФ, а также сложение Правительством РФ своих полномочий перед вновь избранным Президентом РФ), достижение указанной цели может быть осложнено.

Срок, на который избираются ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов согласно п. 1 комментируемой статьи устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

При этом предусмотрено, что устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Верхнее ограничение устанавливаемого срока является гарантией периодичности проведения выборов, т.е. одной гарантией закрепленного в ст. 9 комментируемого Закона принципа обязательности проведения выборов. Как отмечалось в Постановлении КС России от 30 апреля 1997 г. N 7-П < 64>, федеральный законодатель вправе установить в качестве общего принципа максимальные сроки полномочий выборных органов субъектов РФ, что должно предотвращать отступления от реальной периодичности выборов, обеспечивающей смену легислатур в соответствии с волей избирателей в сроки, предусмотренные законом на федеральном и региональном уровнях; однако определение конкретного срока полномочий во всяком случае остается прерогативой законодателя самого субъекта РФ.

--------------------------------

< 64> СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2383.

 

Соответственно пункту 1 комментируемой статьи в п. 5 ст. 4 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 107-ФЗ < 65>) предусмотрено, что срок полномочий депутатов законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пяти лет. Однако о низшем пределе этого срока не говорится.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал