Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронное голосование и электронный бюллетень (подп. 62 и 63). 3 страница






--------------------------------

< 65> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3024.

 

Согласно части 2 ст. 40 Закона о местном самоуправлении срок полномочий депутата, члена выборного ОМСУ, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования. Там же установлено, что данный срок не может быть менее двух и более пяти лет.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ пункт 1 комментируемой статьи был дополнен положениями, учитывающими новеллу, введенную этим же Законом, об установлении единого дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и ОМСУ (см. комментарий к ст. 10 Закона). Однако эти положения изложены в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ, принятым по вопросу установления единого дня голосования. Согласно данной редакции по общему правилу днем окончания срока, на который избираются ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - день голосования на указанных выборах. На случай, когда второе воскресенье сентября соответствующего года совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, предусмотрено, что днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье сентября.

До внесения Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ изменений в качестве общего правила устанавливалось, что днем окончания срока, на который избираются ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 ст. 81.1 комментируемого Закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - день голосования на указанных выборах). На случай, когда второе воскресенье марта или второе воскресенье октября соответствующего года совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, предусматривалось, что днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября. Наряду с прочим, устанавливался запрет совмещения дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов.

2. Пункт 2 комментируемой статьи регламентирует изменение - как продление, так и сокращение - срока полномочий выборных органов или депутатов, т.е. срока, на который данные органы, депутаты избирались или подлежат избранию.

В отношении действующих выборных органов или депутатов, т.е. сформированных органов и избранных депутатов в данном пункте закреплен запрет изменения срока их полномочий. При этом указано на исключения, которые предусмотрены переходными положениями статей 81.1 и 82 комментируемого Закона в целях совмещения дней голосования на выборах в ОГВ и в ОМСУ (см. указанные статьи и комментарий к ним). В Определении КС России от 8 апреля 2010 г. N 440-О-О < 66> указывалось, что КС России ранее уже касался вопросов, связанных с изменением сроков полномочий органов публичной власти в целях совмещения дней голосования на выборах в ОГВ и в ОМСУ. Как отмечено там же, в Определении от 27 мая 2004 г. N 175-О со ссылкой на Постановление от 30 апреля 1997 г. N 7-П КС России указал, что положения п. п. 1 и 4 ст. 82 комментируемого Закона, которыми устанавливается максимально возможный срок продления или сокращения законом субъекта РФ срока полномочий ОГВ субъекта РФ при совмещении дней голосования на выборах, не противоречат ранее выраженным правовым позициям КС России, поскольку представляют собой одну из закрепленных на федеральном уровне гарантий права граждан на участие в свободных периодических выборах, и, соответственно, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан.

--------------------------------

< 66> ВКС РФ. 2010. N 5.

 

В отношении изменения установленного срока полномочий выборных ОГВ, ОМСУ, депутатов, установленного соответственно федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования, в п. 2 комментируемой статьи предусмотрено правило, согласно которому норма об изменении такого срока может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

Данное правило действует и в отношении норм Конституции РФ, определяющих срок полномочий Президента РФ и Государственной Думы. Так, в статье 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ, которым увеличены сроки полномочий Президента РФ и Государственной Думы, предусмотрено, что данный Закон применяется в отношении Президента РФ и Государственной Думы, которые избраны после его вступления в силу.

3. В пункте 3 комментируемой статьи на случай, когда срок полномочий действующих выборных органов или депутатов истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, предусмотрено, что указанные органы и депутаты исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания нового состава указанных органов или депутатов. Данное правило соответствует следующим положениям, основанным на конституционных нормах:

согласно статье 14 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ " О чрезвычайном положении" < 67> на территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. Там же установлено, что в случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных ОГВ, ОМСУ и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном названным Законом;

--------------------------------

< 67> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

 

в ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ " О военном положении" < 68> установлено, что на территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в ОГВ и ОМСУ не проводятся.

--------------------------------

< 68> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.

 

В соответствии с ч. 2 ст. 56, ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, ст. ст. 4, 7 Федерального конституционного закона " О чрезвычайном положении", ст. 4 Федерального конституционного закона " О военном положении" как чрезвычайное положение, так и военное положение вводятся указом Президента РФ, который подлежит утверждению Советом Федерации. Чрезвычайное положение, согласно ст. ст. 7, 9, 10 первого из названных Законов, либо прекращается в связи с отказом Советом Федерации в утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения или в связи с истечением срока его действия либо отменяется указом Президента РФ. Военное положение в соответствии со ст. 21 второго из названных Законов либо прекращается в связи с отказом Советом Федерации в утверждении указа Президента РФ о введении военного положения, либо отменяется его указом.

 

Статья 9. Обязательность проведения выборов

 

Комментарий к статье 9

 

Комментируемая статья закрепляет принцип обязательности проведения выборов выборных федеральных ОГВ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, депутатов указанных органов. Содержанием данного принципа является обязательность, периодичность проведения выборов, а также проведение выборов в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Закрепление принципа обязательности проведения выборов соответствует и указанным выше (см. комментарий к преамбуле Закона) обязательствам России, закрепленным в ее международных договорах, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. В частности, в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (протокол N 1, ст. 3) государства-участники обязались проводить свободные выборы с разумной периодичностью. О периодических выборах говорится в п. " b" ст. 25 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также в п. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека. На обеспечение периодичности выборов направлены конституционные нормы о сроках, на которые избираются Президент РФ и депутаты Государственной Думы, а также норма п. 1 ст. 8 комментируемого Закона, согласно которой устанавливаемый срок, на который избираются ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, депутаты указанных органов, не может составлять более пяти лет.

Как отмечено в Постановлении КС России от 11 июня 2003 г. N 10-П < 69>, периодичность выборов есть необходимое условие демократического развития страны, имеющее целью посредством регулярного обновления состава органов публичной власти обеспечить их демократический и правовой характер. В отношении же института референдума в данном документе КС России отметил следующее: поскольку одновременное проведение выборов и референдума в силу объективных обстоятельств может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению граждан и привести к снижению эффективности и той и другой формы непосредственного народовластия, федеральный законодатель вправе ввести регулирование, при котором осуществление кампании по проведению референдума не совпадает с избирательной кампанией; при этом он должен соблюдать требования Конституции РФ, в т.ч. закрепленный ею принцип периодичности выборов.

--------------------------------

< 69> СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2564.

 

Статья 10. Назначение выборов

 

Комментарий к статье 10

 

1. В комментируемой статье содержится регулирование, посвященное назначению выборов. Данную статью открывает норма, согласно которой выборы указанных в п. 1 ст. 8 комментируемого Закона органов или депутатов, т.е. выборных органов и депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. В этом отношении необходимо отметить следующее.

Полномочия органов и должностных лиц по назначению выборов федеральных ОГВ, ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, депутатов указанных органов закреплены в нормативных правовых актах соответствующего уровня.

Органы и должностные лица, уполномоченные назначать выборы федеральных ОГВ, депутатов этих органов, т.е. Президента РФ и депутатов Государственной Думы, установлены непосредственно Конституцией РФ: назначение выборов Президента РФ согласно п. " д" ч. 1 ст. 102 относится к ведению Совета Федерации; выборы Государственной Думы согласно п. " а" ст. 84 назначает Президент РФ.

В соответствии с подп. " в" п. 3 ст. 5 Закона об организации органов власти субъектов РФ (в ред. Федерального закона от 2 апреля 2013 г. N 30-ФЗ) дата выборов в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, выборы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) назначается постановлением законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ.

Муниципальные выборы согласно ч. 2 ст. 23 Закона о местном самоуправлении назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено, что день голосования на выборах в федеральные ОГВ определяется в соответствии с федеральным законом. В этой связи целесообразно указать следующее.

Согласно пункту 2 ст. 5 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 196-ФЗ) днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ и в котором шесть лет тому назад был избран Президент РФ. В пункте 4 этой же статьи установлено, что в случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ; днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о выборах депутатов Государственной Думы днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. В части 4 указанной статьи также предусмотрено, что при роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва; днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает единый день голосования на выборах в ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, что является одной из новелл Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ. Указанным Законом в комментируемый Закон также включена статья 81.1, в которой был определен порядок применения данной новеллы в отношении проведения выборов тех ОГВ субъекта РФ, ОМСУ, депутатов указанных органов, которые избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 г.

В свою очередь, рассматриваемый пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ, действительно установившим единый день голосования на выборах ОГВ всех уровней и ОМСУ. В прежней редакции пункта (т.е. в ред. Федерального закона от 8 марта 2011 г. N 34-ФЗ) указывалось, что днями голосования на выборах в ОГВ субъектов РФ, ОМСУ являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных комментируемым Законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 комментируемой статьи, пунктами 8 и 10 ст. 81.1, пунктом 6 ст. 82 комментируемого Закона. Таким образом, ранее устанавливались два так называемых " дня единого голосования" - второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

В соответствии же с действующей редакцией рассматриваемого пункта днем голосования на выборах в ОГВ субъектов РФ, ОМСУ является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, - день голосования на указанных выборах. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктами 4 - 6 комментируемой статьи.

В обоснование необходимости установления единого дня голосования авторами законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ, отмечалось следующее: в ряде государств Европы, Южной Америки, Африки, а также в США и Мексике установлены единые дни голосования, так как по мнению этих государств совершенствуется электоральный процесс: вопросы по организации предстоящей избирательной кампании можно отработать заблаговременно, стратегическое планирование становится более качественным, повышается явка избирателей; в США выбран день - начало ноября (первый вторник после первого понедельника), как самый удобный месяц для посещения избирательных участков - для фермеров и сельскохозяйственных работников (сбор урожая завершен и благоприятствует устойчивая погода); в Мексике единый день голосования установлен в первое воскресенье июля, и является неофициальным национальным праздником, проводятся скидки в магазинах и ресторанах (от 20 до 50%), устраиваются различные праздничные гуляния и т.д.; все это значительно повышает электоральную активность граждан; практика национальных праздников в дни выборов стала традицией во многих государствах, где установлены единые дни голосования.

4. В пункте 4 комментируемой статьи установлен предельный срок проведения досрочных выборов в выборные ОГВ субъектов РФ, ОМСУ в случае досрочного прекращения полномочий указанных органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа: такие выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ данный пункт дополнен указанием на изъятие из изложенного правила - это досрочные выборы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 комментируемой статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает правила назначения дня голосования на выборах в ОГВ субъектов РФ, вновь образуемые в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией (уставом) субъекта РФ.

День проведения выборов в такие органы назначается федеральным конституционным законом, федеральным законом или указом Президента РФ на второе воскресенье сентября (до внесения Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ изменения говорилось соответственно о назначении выборов на второе воскресенье марта либо на второе воскресенье октября), а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - на день голосования на указанных выборах или на иной день, либо на иной день, но с учетом норм п. п. 6 и 7 комментируемой статьи.

В качестве примера реализации рассматриваемого пункта в прежней редакции следует привести норму ч. 2 ст. 9 Федерального конституционного закона от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ " Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа" < 70>, которой устанавливалось проведение выборов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва (законодательного (представительного) ОГВ нового субъекта РФ) на 12 октября 2008 г.

--------------------------------

< 70> СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3745.

 

5.1. В пункте 5.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ, установлен предельный срок проведения выборов в ОМСУ вновь образованного муниципального образования: такие выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

Такое же положение указанным Законом введено в п. 5 ст. 34 Закона о местном самоуправлении. Наряду с прочим, также введено положение, согласно которому ИКС РФ формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные названным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта РФ полномочия ИКМО по проведению выборов.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье, т.е. на день недели, который согласно ст. 111 ТрК РФ является общим выходным днем.

Статья 112 данного Кодекса устанавливает перечень нерабочих праздничных дней, а также устанавливает, что при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Кроме того, в указанной статье (в ред. Федерального закона от 23 апреля 2012 г. N 35-ФЗ < 71>) предусмотрено, что в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ. С учетом этих правил в п. 6 комментируемой статьи установлено, что назначение голосования не допускается ни на нерабочий праздничный день, ни на предшествующий ему день, ни на день, следующий за нерабочим праздничным днем, ни на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Применительно к выборам в федеральные органы государственной власти данный запрет установлен в п. 7 ст. 5 Закона о выборах Президента РФ и в ч. 7 ст. 6 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

--------------------------------

< 71> www.pravo.gov.ru. 2012. 24 апреля.

 

В пункте 6 комментируемой статьи также предусмотрены последствия ситуации, когда второе воскресенье сентября совпадает с одним из указанных дней: выборы назначаются на третье воскресенье сентября. До внесения Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ изменений соответственно предусматривались последствия ситуации, когда с одним из указанных дней совпадало второе воскресенье марта или второе воскресенье октября: в этих случаях выборы подлежали назначению на первое воскресенье марта или на первое воскресенье октября соответственно.

7. В пункте 7 комментируемой статьи определены сроки, в течение которых уполномоченный орган или должностное лицо обязаны принять решение о назначении выборов. Данные сроки определены в зависимости от уровня назначаемых выборов:

решение о назначении выборов в федеральный ОГВ должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Такие же сроки установлены в ч. 2 ст. 6 Закона о выборах депутатов Государственной Думы. Однако в п. 2 ст. 5 Закона о выборах Президента РФ максимальный срок сокращен - решение о назначении выборов Президента РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;

решение о назначении выборов в ОГВ субъекта РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;

решение о назначении выборов в ОМСУ должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Как предусмотрено в п. 7 комментируемой статьи, при назначении досрочных выборов указанные сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. При назначении досрочных выборов Президента РФ, досрочных выборов Государственной Думы сроки осуществления избирательных действий согласно п. 6 ст. 5 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 6 ст. 6 Закона о выборах депутатов Государственной Думы сроки осуществления избирательных действий сокращаются на четверть. Там же определены правила сокращения сроков: сроки в днях умножаются на три четвертых и округляются в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.

В пункте 7 комментируемой статьи также закреплено, что решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ. Опубликование производится в порядке, установленном для опубликования соответствующего правового акта - постановления Совета Федерации (при назначении выборов Президента РФ), указа Президента РФ (при назначении выборов депутатов Государственной Думы), постановления законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ (при назначении выборов в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ) или правового акта представительного органа муниципального образования (при назначении муниципальных выборов). Причем вне зависимости от порядка опубликования соответствующего правового акта решение о назначении выборов должно быть опубликовано не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Разумеется, подлежит официальному опубликованию в СМИ и решение о назначении досрочных выборов.

Порядок опубликования перечисленных актов определяется соответственно Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" < 72>, Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 " О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" < 73>, Законом об организации органов власти субъектов РФ и Законом о местном самоуправлении.

--------------------------------

< 72> СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

< 73> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

 

8. Пункт 8 комментируемой статьи закрепляет гарантии назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки. Выборы в федеральные органы государственной власти в этом случае назначаются ЦИК России в порядке, установленном федеральным законом, а именно:

в пункте 3 ст. 5 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ в установленные сроки выборы назначаются и проводятся ЦИК России во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Согласно пункту 5 этой же статьи в случае, если Совет Федерации не назначит досрочные выборы Президента РФ, выборы Президента РФ назначаются и проводятся ЦИК России в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом РФ. В указанных случаях сроки осуществления избирательных действий в соответствии с п. 6 указанной статьи сокращаются на одну четверть;

в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона о выборах депутатов Государственной Думы в случае, если Президент РФ не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы назначаются ЦИК России и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Согласно части 5 этой же статьи в случае, если Президент РФ, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы назначаются ЦИК России и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Как установлено в ч. 6 указанной статьи, в указанных случаях сроки осуществления избирательных действий сокращаются на одну четверть.

В случае если выборы в ОГВ субъекта РФ законодательным (представительным) ОГВ субъекта РФ в установленный срок не назначены, то выборы назначаются ИКС РФ не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

В случае если представительный орган муниципального образования в установленные сроки не назначает муниципальные выборы, то выборы назначаются соответствующей ИКМО не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Возможность назначения в таких случаях муниципальных выборов соответствующей ИКМО предусмотрена также в ч. 2 ст. 23 Закона о местном самоуправлении.

Пункт 8 комментируемой статьи устанавливает обязательность опубликования решения избирательной комиссии о назначении выборов. Такое решение должно быть опубликовано не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов, т.е. не позднее 12 дней с момента, не позднее которого должно быть принято решение о назначении выборов. Положения об опубликовании решения ЦИК России о назначении выборов Президента, выборов депутатов Государственной Думы закреплены в п. п. 3 и 5 ст. 5 Закона о выборах Президента РФ, ч. ч. 3 и 5 ст. 6 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

9. В пункте 9 комментируемой статьи установлены гарантии назначения выборов в случаях, если: соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы при неназначении данных выборов в установленные сроки уполномоченным на то органом или должностным лицом; такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном комментируемым Законом.

В указанных случаях соответствующий суд общей юрисдикции определяет срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При определении срока, в течение которого должны быть назначены выборы, суд должен учитывать сроки проведения избирательных действий - формирования избирательных комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов на должность и т.д. (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 27 сентября 2004 г. N 46-В04-23 < 74>).

--------------------------------


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал