Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И распространение информации о выборах и референдумах 5 страница
Действие пункта 4 комментируемой статьи распространяется и на помещения, находящиеся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) России, субъектов РФ и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30%. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 222-ФЗ, принятым в связи с установлением дополнительных гарантий обеспечения равных условий предоставления помещений для встреч с избирателями, участниками референдума, в п. 4 комментируемой статьи включено положение, обязывающее в случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) собственника, владельца помещения уведомить определенную законом комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, иным группам участников референдума (инициативной группе по проведению референдума). При этом установлено, что такое уведомление должно быть сделано в письменной форме не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения. Указанным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 222-ФЗ в комментируемую статью также включен пункт 4.1, обязывающий комиссию, получившую уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума). При этом установлено, что такая обязанность подлежит исполнению в течение двух суток с момента получения уведомления. 5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает срок, в течение которого собственники, владельцы помещений, указанных в п. п. 3 и 4 данной статьи, обязаны рассмотреть заявки на выделение этих помещений: три дня со дня подачи соответствующих заявок. 6. В пункте 6 комментируемой статьи предусмотрено право кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума для проведения агитационных публичных мероприятий арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности. При этом обязанность собственника, владельца такого помещения при его предоставлении в аренду одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) предоставить помещение в аренду другому субъекту агитационной деятельности (тем более на таких же условиях) не устанавливается. Договор аренды зданий и сооружений регулируется положениями § 4 " Аренда зданий и сооружений" гл. 34 " Аренда" части второй ГК РФ. Как определено в п. 1 ст. 650 данного Кодекса, по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение. 7. В пункте 7 комментируемой статьи установлен запрет предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений. Этот запрет согласуется с требованием п. 2 ст. 24 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ " Об обороне" < 302> о том, что в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в т.ч. предвыборной. -------------------------------- < 302> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
Исключение из указанного запрета согласно п. 7 комментируемой статьи составляет случай, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. При этом в данном пункте установлен порядок организации в таком здании или помещении встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих, а также встреч представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума с участниками референдума из числа военнослужащих. Этот порядок предусматривает оповещение о таких встречах не позднее чем за три дня до их проведения всех зарегистрированных кандидатов либо их доверенных лиц, представителей всех избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. 8. Пункт 8 комментируемой статьи предусматривает, что при проведении агитационных публичных мероприятий осуществляется обеспечение безопасности в соответствии с законодательством РФ. Вопросы обеспечения безопасности при проведении таких мероприятий урегулированы Федеральным законом " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Как установлено в ч. 3 ст. 18 названного Закона, поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.
Статья 54. Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
Комментарий к статье 54
1. Комментируемая статья определяет условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Предваряя рассмотрение норм данной статьи, следует отметить, что Постановлением КС России от 16 июня 2006 г. N 7-П положения п. п. 1, 2, 3, 5 и 6 этой статьи во взаимосвязи с положениями п. 5 ст. 48, ст. 51, п. 6 ст. 52, ст. 58, п. 5 ст. 59 комментируемого Закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов, признаны не противоречащими Конституции РФ. В пункте 1 комментируемой статьи закреплена общая гарантия беспрепятственного распространения кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума печатных, а равно аудиовизуальных и иных агитационных материалов. При этом предусмотрено, что данная гарантия реализуется в порядке, установленном законодательством РФ. Закон о референдуме РФ, Закон о выборах Президента РФ и Закон о выборах депутатов Государственной Думы, указывая названную гарантию, также отсылают к порядку, установленному законодательством РФ. Пункт 1 комментируемой статьи также устанавливает, что все агитационные материалы должны изготавливаться на территории РФ. Это требование установлено в развитие закрепленного в п. 6 ст. 3 комментируемого Закона общего принципа проведения выборов и референдума, согласно которому иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме. 1.1. В пункте 1.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, установлены обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей, изготавливающих печатные агитационные материалы, обеспечить субъектам агитационной деятельности равные условия оплаты изготовления этих материалов, а также опубликовать в установленный срок сведения о размере и других условиях оплаты работ или услуг и представить данные сведения в определяемую законом комиссию. Как предусмотрено при этом, организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данные обязанности, лишаются права выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов. В соответствии с положениями п. 1.1 ст. 54 Закона о выборах Президента РФ, ч. 3 ст. 61 Закона о выборах депутатов Государственной Думы при проведении выборов в федеральные ОГВ сведения о размере и других условиях оплаты работ или услуг по изготовлению печатных агитационных материалов представляются в ЦИК России. 2. Пунктом 2 комментируемой статьи определен перечень сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться во всех печатных и аудиовизуальных агитационных материалах. В пункте 5 данной статьи установлен прямой запрет на изготовление агитационных материалов без указания таких сведений. 3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума и иная группа участников референдума обязаны до начала распространения агитационных материалов представить в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов, а также сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. Согласно п. 9 ст. 48 комментируемого Закона в случае использования в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении кандидат, избирательное объединение одновременно обязаны представить в избирательную комиссию документ, подтверждающий согласие данного физического лица (за исключением случаев, прямо предусмотренных в этом Законе). Как предусмотрено в положениях ч. 4 ст. 64 Закона о референдуме РФ, п. 3 ст. 55 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 5 ст. 61 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, при проведении федерального референдума, выборов в федеральные ОГВ указанные экземпляры агитационных материалов (их копии), сведения и документы представляются в ЦИК России или в соответствующую ИКС РФ. В пункте 6 комментируемой статьи установлен прямой запрет на распространение агитационных материалов без выполнения указанных обязанностей. 4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливал, что агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Это правило Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ перенесено в п. 5.1 ст. 56 комментируемого Закона. Соответственно, коммерческую рекламу не могут содержать любые агитационные материалы, а не только те, которые выпускаются и распространяются в соответствии с комментируемой статьей. 5. В пункте 5 комментируемой статьи установлен запрет на изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, а также агитационных материалов, не содержащих предусмотренные пунктом 2 данной статьи сведения. Отсылка в п. 5 комментируемой статьи к п. 4 данной статьи является редакционной неточностью, допущенной при принятии Федерального закона от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ (указанным Законом пункт 4 исключен). 6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает запрет на распространение агитационных материалов в случае, если в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума до начала их распространения не представлены экземпляры агитационных материалов или их копии, сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а в случае, если в агитационных материалах используются изображение физического лица, высказывания физического лица о кандидате, об избирательном объединении, - документ, подтверждающий согласие данного физического лица. 7. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи ОМСУ по предложению соответствующей комиссии обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. В данном пункте также определены требования к таким специальным местам. Специальные места для размещения агитационных материалов должны быть выделены не позднее чем за 30 дней до дня голосования. Как представляется, выделение ОМСУ специальных мест для размещения агитационных материалов должно согласовываться с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Пункт 7 комментируемой статьи также закрепляет гарантии размещения зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума печатных агитационных материалов в специально выделенных для этого местах: перечисленным субъектам агитационной деятельности должна быть выделена равная площадь для размещения материалов; перечень указанных мест должен быть доведен соответствующими комиссиями до перечисленных субъектов агитационной деятельности (как представляется, данное условие будет выполнено при опубликовании или обнародовании решения ОМСУ о выделении специальных мест). 8. Пункт 8 комментируемой статьи определяет условия вывешивания (расклеивания, размещения) печатных агитационных материалов в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах вне специальных мест, выделенных для этого ОМСУ в соответствии с п. 7 данной статьи. По общему правилу печатные агитационные материалы могут быть размещены только с согласия и на условиях собственников, владельцев зданий, сооружений и иных объектов. Какие-либо обязанности данных лиц не предусмотрены, за исключением того, что при размещении печатных агитационных материалов должны быть соблюдены требования п. 10 комментируемой статьи. Пункт 8 комментируемой статьи также предусматривает особенности размещения агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) России, субъектов РФ и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30%: размещение агитационных материалов на таких объектах осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. Кроме того, установлено, что размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на безвозмездной основе. 9. В соответствии с п. 9 комментируемой статьи на организации и индивидуальных предпринимателей, оказывающих рекламные услуги, возлагается обязанность обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия для размещения агитационных материалов. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом " О рекламе" организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, делятся на рекламопроизводителей (лиц, осуществляющих полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму) и на рекламораспространителей (лиц, осуществляющих распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств). Однако необходимо иметь в виду, что названный Закон согласно п. 1 ч. 2 его ст. 2 не распространяется на политическую рекламу, в т.ч. предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. 10. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает запрет на вывешивание (расклеивание, размещение) печатных агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Критерии отнесения объектов к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) определены Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" < 303>. -------------------------------- < 303> СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
Вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы согласно рассматриваемому пункту запрещается также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. 11. В пункте 11 комментируемой статьи установлено, что положения данной статьи не применяются в отношении агитационных материалов, размещаемых в эфире на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Условия размещения таких агитационных материалов установлены в ст. ст. 51 и 52 комментируемого Закона соответственно.
Статья 55. Гарантии права участников референдума на своевременное ознакомление с текстом проекта закона, иного нормативного правового акта, выносимого на референдум
Комментарий к статье 55
В комментируемой статье закреплены гарантии права своевременного ознакомления участников референдума с текстом проекта закона, иного нормативного правового акта, выносимого на референдум. В рамках такой регламентации данная статья предусматривает, что каждый участник референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования может получить текст этого проекта в ТИК (ИКМО). В отношении федерального референдума статья 57 Закона о референдуме РФ предусматривает опубликование текста проекта новой Конституции РФ, проекта нормативного акта, вынесенных на референдум: в случае вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ ЦИК России публикует текст проекта в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, а также размещает его в сети Интернет, если иное не предусмотрено федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ (ч. 1); в случае вынесения на референдум проекта нормативного акта ЦИК России не позднее чем за 20 дней до дня голосования публикует текст проекта нормативного акта в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, а также размещает его в сети Интернет (ч. 2). Согласно комментируемой статье обязанность изготовления и распространения текста проекта нормативного правового акта, выносимого на референдум, возлагается на инициативную группу по проведению референдума. Также установлено, что оплата изготовления указанного текста осуществляется за счет средств соответствующего фонда референдума. При этом указано, что иное может быть предусмотрено федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта РФ соответственно уровню референдума. Речь идет прежде всего о том, что инициатива проведения референдума может быть выдвинута не только инициативной группой по проведению референдума, но и иными субъектами (см. ст. 14 Закона и комментарий к ней). Соответственно, на данных субъектов и возлагается обязанность по изготовлению и распространению текста проекта нормативного правового акта. Следует также отметить, что согласно ч. 3 ст. 69 Закона о референдуме РФ текст проекта нормативного акта, вынесенного на референдум, должен быть размещен на информационном стенде, находящемся в помещении для голосования.
Статья 56. Ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума
Комментарий к статье 56
1. Комментируемая статья устанавливает ограничения при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Пункт 1 данной статьи в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ полностью изложен в новой редакции. В результате внесенных изменений первостепенное значение среди ограничений при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума приобрел запрет на побуждение в любой форме к осуществлению экстремистской деятельности, на обоснование или оправдание экстремизма. Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) определено в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ " О противодействии экстремистской деятельности" < 304>. Так, согласно указанному пункту (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 255-ФЗ) экстремистская деятельность (экстремизм) - это: -------------------------------- < 304> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в п. " е" ч. 1 ст. 63 УК РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в данной статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. В пункте 1 комментируемой статьи также установлен запрет на проведение агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающую национальное достоинство, пропагандирующую исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Этот запрет основан на норме ч. 2 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. При этом в п. 1 комментируемой статьи установлено, что не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. 1.1. Пункт 1.1 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ, запрещает при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума злоупотребление свободой массовой информации и в иных, чем указанные в п. 1 данной статьи, формах. Такие " иные" формы злоупотребления свободой массовой информации определены в т.ч. в ст. 4 Закона о СМИ, в которой (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ < 305>) наряду с прочим установлено, что: -------------------------------- < 305> www.pravo.gov.ru. 2013. 8 апреля.
не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань; запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным СМИ, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье; запрещается распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом " О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена; запрещаются распространение в СМИ, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. Пункт 1.1 комментируемой статьи также запрещает агитацию, нарушающую законодательство об интеллектуальной собственности. Отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 1225 данного Кодекса результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. 2. В пункте 2 комментируемой статьи установлен запрет осуществления при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума подкупа избирателей, а также прямо перечислены действия, которые признаются подкупом избирателей, участников референдума. Данный пункт также устанавливает запрет воздействия на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в т.ч. по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений ОГВ, ОМСУ. Запрет подкупа избирателей, участников референдума адресован не только кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, но и всем иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Согласно разъяснениям, данным в п. 37 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав, при решении вопроса о том, имел ли место подкуп избирателей, участников референдума, судам надлежит выяснять следующие обстоятельства: подпадают ли совершенные действия под перечень действий, которые в соответствии с п. 2 комментируемой статьи могут расцениваться как подкуп избирателей, участников референдума, имея в виду, что указанный перечень не подлежит расширительному толкованию; совершены ли действия в период избирательной кампании, кампании референдума; позволяет ли характер совершенных действий сделать вывод о том, что они побудили или побуждают избирателей, участников референдума: голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать либо отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
|