Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И распространение информации о выборах и референдумах 2 страница






< 283> СЗ РФ. 2009. N 12. Ст. 1431.

 

8. В пункте 8 комментируемой статьи установлен срок для представления органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по регистрации СМИ, в соответствующую комиссию перечня государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания, а также государственных и (или) муниципальных периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: не позднее чем на пятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума. Пункт 8 комментируемой статьи также определяет сведения о каждой организации телерадиовещания, каждом периодическом печатном издании, которые подлежат включению в перечень, предусмотренный данным пунктом.

Иными законами устанавливаются и сроки для опубликования перечня, предусмотренного в п. 7 комментируемой статьи (об этом в комментируемой статье по не вполне понятной причине ничего не говорится). Так, согласно ч. ч. 7 и 8 ст. 59 Закона о референдуме РФ перечень публикуется ЦИК России не позднее чем на тридцатый день после дня регистрации ЦИК России инициативной группы по проведению референдума. При проведении выборов в федеральные ОГВ перечень публикуется ЦИК России не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (п. п. 7 и 8 ст. 48 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. ч. 7 и 8 ст. 54 Закона о выборах депутатов Государственной Думы).

 

Статья 48. Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

 

Комментарий к статье 48

 

1. Комментируемая статья закрепляет основы регламентации предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, представляющих собой одну из двух составляющих информационного обеспечения выборов и референдумов (см. ст. 44 Закона и комментарий к ней). В пункте 1 данной статьи названы субъекты проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума - это граждане РФ и общественные объединения, т.е. довольно широкий круг лиц, к которому прежде всего относятся кандидаты, избирательные объединения и инициативные группы по проведению референдума. Пункт 7 данной статьи устанавливает исчерпывающий перечень органов и лиц, которым запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы, а пункты 8 и 8.1 данной статьи предусматривают иные ограничения в зависимости от субъектов проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

Пункт 1 комментируемой статьи также устанавливает основополагающее правило проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Это правило заключается в том, что агитация может проводиться только в допускаемых законом формах и только законными методами. Нарушение данного основного правила может повлечь как негативные для кандидата, избирательного объединения или инициативной группы по проведению референдума последствия, предусмотренные комментируемым Законом, так и наступление административной или уголовной ответственности (см. ст. 79 Закона и комментарий к ней).

2 - 2.1. В пункте 2 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень действий, осуществление которых в рамках периода избирательной кампании признается предвыборной агитацией. Иначе говоря, в данном пункте определен перечень форм проведения предвыборной агитации.

В прежней редакции этого пункта содержался подпункт " ж", которым предусматривалось, что предвыборной агитацией признаются и иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов, т.е. перечень форм проведения предвыборной агитации устанавливался как открытый. Это положение исключено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ. Тем самым учтено, что Постановлением КС России от 30 октября 2003 г. N 15-П данное положение признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку на его основании во взаимосвязи с положением подп. 4 ст. 2 комментируемого Закона в качестве предвыборной агитации признаются любые иные помимо перечисленных в подпунктах " а" - " е" п. 2 комментируемой статьи действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидатов, списки кандидатов или против них, против всех кандидатов, против всех списков кандидатов.

Пункт 2.1 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, определяет, в каких случаях действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск СМИ, профессиональной деятельности, признаются предвыборной агитацией. Соответственно, учтены правовые позиции, выраженные в Постановлении КС России от 30 октября 2003 г. N 15-П, которым положения подп. " б" - " е" п. 2 комментируемой статьи в ранее действовавшей редакции признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи с подп. " а" п. 2 этой же статьи, статьей 45 и подпунктом " ж" п. 7 комментируемой статьи не допускают расширительного понимания предвыборной агитации применительно к ее запрету для представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими профессиональной деятельности и предполагают, что противозаконной агитационной деятельностью может признаваться только умышленное совершение ими предусмотренных в п. 2 комментируемой статьи действий, непосредственно направленных на такую агитацию, в отличие от информирования избирателей, в т.ч. во внешне сходной по форме с агитацией профессиональной деятельности, предусмотренной пунктом 5 ст. 45 комментируемого Закона.

Определением КС России от 23 апреля 2013 г. N 512-О < 284> отказано в принятии к рассмотрению жалобы на пункт 2.1 комментируемой статьи, в которой указывалось, что данное законоположение противоречит статье 19 Конституции РФ, поскольку допускает различный подход к признанию одних и тех же действий предвыборной агитацией в зависимости от того, совершены они средствами массовой информации или гражданами. Как отмечено при этом КС России, оспариваемое законоположение, рассматриваемое с учетом действующей системы правового регулирования и приведенных в этом Определении правовых позиций КС России, а также той особой роли, которую средства массовой информации играют в информационном обеспечении выборов, не может расцениваться как ставящее средства массовой информации в преимущественное положение по сравнению с другими участниками избирательного процесса.

--------------------------------

< 284> СПС.

 

Как отмечалось в п. 1 письма ЦИК России от 5 июня 2006 г. N 01-23/1572 " О пресечении незаконной агитационной деятельности и изъятии незаконных агитационных материалов" < 285>, наличие либо отсутствие агитационной цели во всяком случае подлежит установлению судами общей юрисдикции и (или) иными правоприменителями при оценке ими тех или иных конкретных действий как противозаконной предвыборной агитации. Там же указано, что при оценке материалов и сообщений СМИ с точки зрения соблюдения порядка проведения предвыборной агитации возможны два нижеследующих варианта реагирования избирательной комиссии на деятельность организаций, осуществляющих выпуск СМИ, и их представителей, содержащую, по мнению избирательной комиссии, признаки незаконной предвыборной агитации:

--------------------------------

< 285> СПС.

 

наличие в материалах и сообщениях теле- и радиопрограмм, периодических печатных изданий призывов со стороны представителей организации, осуществляющей выпуск СМИ, голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них) является основанием для констатации избирательной комиссией факта наличия специальной агитационной цели у указанных субъектов и составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.5 и 5.11 КоАП РФ;

при наличии в действиях представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ, признаков предвыборной агитации, установленных подпунктами " б" - " е" п. 2 комментируемой статьи, избирательная комиссия вправе составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях в том случае, если действия, содержащие указанные признаки, совершены неоднократно и есть основания полагать, что это было совершено с агитационной целью.

3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет перечень методов проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Данный перечень сформулирован как открытый - в подп. " г" прямо предусмотрено, что агитация может проводиться и иными не запрещенными законом методами. Разумеется, при этом должны соблюдаться общие для всех методов ограничения, которые предусмотрены в ст. 56 комментируемого Закона.

Общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях установлены в ст. 50 данного Закона, условия проведения агитации на телевидении и радио - в ст. 51 данного Закона, в периодических печатных изданиях - в ст. 52 данного Закона, посредством агитационных публичных мероприятий - в ст. 53 Закона. В статье 54 Закона установлены условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

4. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума свободны в определении содержания своей агитации, выборе форм и методов ее проведения. Эта самостоятельность наряду с прочим означает и запрет на вмешательство кого бы то ни было, в т.ч. ОГВ, ОМСУ, избирательных комиссий, комиссий референдума, в агитационную деятельность, осуществляемую в допускаемых законом формах и законными методами.

Данный пункт также устанавливает, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе проводить агитацию как самостоятельно, так и с привлечением иных лиц. Как следует из данного пункта, порядок привлечения лиц к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума устанавливается законодательством о выборах и референдумах (см. ст. 43 Закона и комментарий к ней). Единственный случай обязательного личного участия кандидата в проведении агитационных мероприятиях предусмотрен в п. 4 ст. 51 комментируемого Закона. Каких-либо других случаев, связанных с обязательным личным участием кандидата в агитационных мероприятиях, Законом не предусмотрено, и Закон не ограничивает кандидата в праве самостоятельно решать, как проводить свою избирательную кампанию (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 14 апреля 2003 г. по делу N 78-Г03-21 < 286>).

--------------------------------

< 286> СПС.

 

5. Пункт 5 комментируемой статьи однозначно определяет источник финансирования расходов на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума - это исключительно средства соответствующих избирательных фондов (избирательного фонда кандидата, за которого проводится агитация, или избирательного фонда избирательного объединения, за которого проводится агитация), фондов референдума. При этом предусмотрено, что расходование средств избирательных фондов, фондов референдума на проведение агитации должно осуществляться в установленном законом порядке. В данном пункте также установлен запрет агитации за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемой из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений.

Этим положениям соответствует норма п. 5 ст. 59 комментируемого Закона, запрещающая расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, и норма п. 6 указанной статьи, предписывающая кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума использовать на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, только денежные средства (в т.ч. собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды, фонды референдума в установленном законом порядке.

Необходимо отметить, что Постановлением КС России от 14 ноября 2005 г. N 10-П содержащаяся во взаимосвязанных положениях п. 5 комментируемой статьи 48 и ст. 58 комментируемого Закона, п. 7 ст. 63 и ст. 66 Закона о выборах депутатов Государственной Думы норма, как предполагающая запрет на проведение предвыборной агитации, направленной против всех кандидатов, гражданами лично за счет собственных денежных средств, признана не соответствующей Конституции РФ.

Следует также упомянуть, что Постановлением КС России от 16 июня 2006 г. N 7-П признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения п. 5 комментируемой статьи, ст. 51, п. 6 ст. 52, п. п. 1, 2, 3, 5 и 6 ст. 54, ст. 58, п. 5 ст. 59 комментируемого Закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов.

6. В пункте 6 комментируемой статьи установлен запрет на привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в т.ч. на использование изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах. Соответственно, установлен запрет как на прямое, так и на косвенное привлечение несовершеннолетних лиц к предвыборной агитации. Единственным допустимым случаем такого привлечения является указанное в подп. " д" п. 9 данной статьи использование кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений выдвинутых им кандидатов со своими несовершеннолетними детьми.

Как отмечено в Рекомендациях по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями < 287>, одобр. ЦИК России (протокол заседания от 27 сентября 2006 г. N 187-4-4), привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования, выражается в предоставлении возможности для непосредственного участия указанных лиц в осуществлении предвыборной агитации: распространение призывов голосовать за или против кандидата, избирательного объединения в устных выступлениях, в печати и в теле- или радиоэфире, во время массовых мероприятий, иным не запрещенным законом способом; привлечением к агитации также является участие в действиях, организационно и технически обеспечивающих агитационные мероприятия, то есть являющихся вспомогательными по отношению к собственно агитации. В частности, речь может идти об участии в распространении листовок, агитационной символики и агитационных материалов, в обеспечении подготовки и проведения митингов, демонстраций.

--------------------------------

< 287> СПС.

 

7 - 8.1. Пункт 7 комментируемой статьи определяет перечень субъектов, которым запрещено проводить предвыборную агитацию, выпускать, распространять любые агитационные материалы. Данный перечень сформулирован как исчерпывающий.

В подпункте " б" данного пункта указано, что запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. При этом как на исключение указано на положение п. 8.1 комментируемой статьи, предусматривающее, что указанные лица вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в т.ч. на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

9. В пункте 9 комментируемой статьи установлен порядок использования в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении. По общему правилу такое использование допускается только с письменного согласия данного физического лица. В случае размещения изображения, высказываний физического лица на печатном агитационном материале документ, подтверждающий согласие, должен быть представлен в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 54 комментируемого Закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию по ее требованию. Пункт 9 комментируемой статьи также содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых получение письменного согласия физического лица на использование в агитационных материалах его изображения, высказываний не требуется.

10. Пункт 10 комментируемой статьи определяет порядок исполнения установленной в п. 4 ст. 36 Закона о политических партиях (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) обязанности политической партии опубликовать в порядке и сроки, которые установлены законодательством о выборах, свою предвыборную программу при выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в ОГВ и ОМСУ.

В пункте 10 комментируемой статьи политической партии, выдвинувшей кандидатов, список кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, предписано в срок не позднее чем за 10 дней до дня голосования опубликовать свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также разместить ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При проведении выборов в федеральные ОГВ предвыборная программа в соответствии с п. 9 ст. 49 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 12 ст. 55 Закона о выборах депутатов Государственной Думы должна быть опубликована не позднее чем за 20 дней до дня голосования не менее чем в одном общероссийском государственном периодическом печатном издании, а также размещена в сети Интернет.

Пункт 10 комментируемой статьи также устанавливает, что для такой публикации может быть использована бесплатная печатная площадь, предоставляемая избирательным объединениям и кандидатам, либо такая публикация должна быть оплачена из средств избирательного фонда политической партии, избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.

 

Статья 49. Агитационный период

 

Комментарий к статье 49

 

1. В комментируемой статье содержатся положения, определяющие агитационный период, т.е. период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (см. ст. 2 Закона).

Как установлено в п. 1 данной статьи, агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

В отношении момента начала агитационного периода необходимо отметить, что с учетом нормы п. 5 ст. 48 комментируемого Закона проведение предвыборной агитации, требующей расходов, допустимо только после создания кандидатами, избирательными объединениями избирательных фондов, фондов референдума, а требующей расходов агитации по вопросам референдума - после создания инициативной группой по проведению референдума фонда референдума. На это прямо указывалось в прежней редакции п. 1 комментируемой статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ). В действующей редакции ч. 1 ст. 62 Закона о референдуме РФ также установлено, что проведение агитации по вопросам федерального референдума начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего фонда референдума.

2. В пункте 2 комментируемой статьи определен период для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях: начиная за 28 дней до дня голосования и до ноля часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Эта норма адресована прежде всего лицам, правомочным вести предвыборную агитацию в СМИ.

В прежней редакции данного пункта (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) устанавливалось, что агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Этот срок указан и в ч. 2 ст. 62 Закона о референдуме РФ в отношении проведения агитации в СМИ по вопросам федерального референдума. Часть 3 указанной статьи содержит еще одно отступление от нормы п. 2 комментируемой статьи: агитация по вопросам референдума в периодических печатных изданиях, учредителями которых (учредителями редакций которых) являются политические партии, члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, проводится в общеустановленный агитационный период.

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает однозначный запрет на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день. Этот запрет дополняют соответствующие нормы комментируемого Закона: в день голосования до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума запрещена публикация (обнародование) данных о результатах выборов, референдума (п. 7 ст. 45); в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещено опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами (п. 3 ст. 46); в день голосования и в день, предшествующий дню голосования, не допускается реклама с использованием фамилии или изображения кандидата, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также реклама с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов (п. 4 ст. 56).

4. В пункте 4 комментируемой статьи в рамках установления изъятия из нормы п. 3 данной статьи предусмотрено, что агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях (но не в зданиях, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и не ближе 50 метров от входа в эти здания), сохраняются в день голосования на прежних местах. Следует подчеркнуть, что при этом не подразумевается возможность размещения агитационных печатных материалов в день голосования и в предшествующий ему день. Запрет размещения агитационных печатных материалов в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них, установлен в п. 10 ст. 54 комментируемого Закона. Кстати говоря, этот запрет указанной нормой распространяется также на памятники, обелиски, здания, сооружения и помещения, имеющие историческую, культурную или архитектурную ценность.

5. На случай проведения повторного голосования пункт 5 комментируемой статьи предусматривает возобновление агитационного периода. При этом соответственно п. 1 данной статьи определено, что агитационный период начинается со дня назначения соответствующей избирательной комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Обращает на себя внимание то, что в п. 5 комментируемой статьи речь идет о дне вынесения комиссией решения о проведении повторного голосования, а не о дне его опубликования (обнародования). Однако представляется, что федеральный законодатель все-таки подразумевает день опубликования решения комиссии. В частности, в п. 5 ст. 50 Закона о выборах Президента РФ установлено, что в случае проведения повторного голосования агитационный период начинается со дня опубликования решения ЦИК России о проведении повторного голосования.

Следует также отметить, что пункт 5 ст. 50 Закона о выборах Президента РФ предусматривает изъятия из нормы п. 5 комментируемой статьи в части дня возобновления агитационного периода: предвыборная агитация на каналах государственных и муниципальных организаций телерадиовещания возобновляется по рабочим дням в период, который начинается на третий день после дня опубликования решения ЦИК России о проведении повторного голосования; предвыборная агитация в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях возобновляется в период, который начинается на третий день после дня опубликования решения ЦИК России о проведении повторного голосования.

 

Статья 50. Общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях

 

Комментарий к статье 50

 

1. Комментируемая статья определяет общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.

В пункте 1 данной статьи в развитие общих гарантий равного избирательного права, права на участие в референдуме, а также равенства кандидатов, закрепленных в ст. ст. 5 и 39 комментируемого Закона, установлена обязанность государственных и муниципальных организаций телерадиовещания и редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий, во-первых, обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации соответственно зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, в т.ч. для представления избирателям предвыборных программ, и, во-вторых, обеспечить инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия проведения агитации по вопросам референдума.

В порядке, предусмотренном Законом о референдуме РФ, комментируемым Законом (ст. ст. 51 и 52), Законом о выборах Президента РФ, Законом о выборах депутатов Государственной Думы, законами субъектов РФ, государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять за плату и бесплатно эфирное время на своих каналах, а редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий - печатную площадь в своих изданиях зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума.

1.1 - 1.3. Положения пунктов 1.1 - 1.3 комментируемой статьи регламентируют основы предоставления бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади на выборах в ОГВ и ОМСУ. Данные пункты введены Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ, которым отменены нормы об обязанности политических партий, выдвинувших кандидатов или списки кандидатов, которые получили на выборах менее установленного соответствующим законом числа голосов избирателей, возмещать стоимость бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, предоставленных им организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий для проведения предвыборной агитации (см. комментарий к ст. 59 Закона). Как отмечалось авторами проекта изменений, наличие таких норм не позволяет имеющим задолженность политическим партиям и выдвинутым ими кандидатам пользоваться бесплатным эфирным временем и бесплатной печатной площадью на следующих выборах и тем самым участвовать, например, в совместных агитационных мероприятиях, проводимых на каналах организаций телерадиовещания.

Пункт 1.1 комментируемой статьи допускает установление федеральным законом, законом субъекта РФ положений, предусматривающих, что избирательное объединение, выдвинувшее на ближайших предыдущих соответствующих выборах список кандидатов, который получил менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов, либо кандидата, который не был избран и получил менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем, бесплатной печатной площадью. При этом предусмотрены требования к такому законодательному регулированию.

Соответственно этим положениям Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ часть 2 ст. 57 Закона о выборах депутатов Государственной Думы изложена в новой редакции, предусматривающей, что бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются:

1) политической партии, федеральный список кандидатов которой на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы получил менее 3% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал