Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведения референдума 4 страница






9. Срок, в течение которого действительно регистрационное свидетельство инициативной группы по проведению референдума, согласно п. 9 комментируемой статьи устанавливается законом субъекта РФ, уставом муниципального образования. Форма такого регистрационного свидетельства утверждается ИКС РФ.

Следует упомянуть, что форма регистрационного свидетельства инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации в соответствии с ч. 22 ст. 15 Закона о референдуме РФ устанавливается ЦИК России. Согласно части 23 указанной статьи в регистрационном свидетельстве, выданном инициативной группе по проведению федерального референдума, указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Соответственно, регистрационное свидетельство действительно до указанной даты. Форма регистрационного свидетельства инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации установлена Постановлением ЦИК России от 15 марта 2005 г. N 140/964-4 < 248>.

--------------------------------

< 248> Вестник ЦИК России. 2005. N 3.

 

10. Пункт 10 комментируемой статьи предусматривает процедуру создания согласительной комиссии в случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума субъекта РФ, т.е. возникновения спора о том, соответствует ли выносимый на референдум вопрос требованиям ст. 12 комментируемого Закона (не находится ли данный вопрос в ведении Российской Федерации и не урегулирован ли вопрос Конституцией РФ, федеральным законом).

Конституционное обоснование подобного рода процедур дано в Постановлении КС России от 10 июня 1998 г. N 17-П: институт референдума субъекта РФ в силу целостности России и единства системы государственной власти, обусловленных суверенитетом ее многонационального народа, не должен использоваться для противопоставления воли населения субъекта РФ воле федерального законодателя; в связи с этим федеральный законодатель вправе и обязан предусмотреть необходимые правовые, включая судебные, гарантии соответствия принимаемых на референдуме субъекта РФ решений Конституции РФ и федеральному закону; в федеральном законе возможно также установление дополнительных предварительных процедур урегулирования разногласий между Россией и ее субъектами, если таковые возникнут в связи с назначением в субъекте РФ референдума по вопросам, входящим в сферу совместного ведения.

Согласительная комиссия создается по предложению Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы или Правительства РФ. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума субъекта РФ. Время работы согласительной комиссии учитывается при исчислении установленного в п. 8 комментируемой статьи срока, в течение которого соответствующая комиссия референдума обязана принять решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума: на время работы согласительной комиссии данный срок продляется. В случае если по результатам работы согласительной комиссии спор о компетенции разрешен не будет, в соответствии с п. 22 ст. 38 комментируемого Закона подготовка референдума субъекта РФ приостанавливается до вынесения решения КС России.

11. В соответствии с п. 11 комментируемой статьи признание законодательным (представительным) ОГВ субъекта РФ, представительным органом муниципального образования вопроса, выносимого на референдум, не соответствующим установленным требованиям является основанием для отказа соответствующей комиссией референдума инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

12. В пункте 12 комментируемой статьи установлено, что в решении соответствующей комиссии референдума об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума должны быть указаны основания отказа. Данный пункт также возлагает на комиссию референдума обязанность выдать инициативной группе по проведению референдума принятое решение об отказе в регистрации.

13. Согласно пункту 13 комментируемой статьи инициативной группе по проведению референдума отказано в регистрации может быть только в случае нарушения инициативной группой Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования. Отказ в регистрации инициативной группе по проведению референдума, как и любое другое решение комиссии референдума, нарушающее право граждан на участие в референдуме, может быть обжалован в установленном порядке (см. ст. 75 Закона и комментарий к ней).

 

Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума

 

Комментарий к статье 37

 

1 - 1.2. В комментируемой статье регламентирован сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума (указание на поддержку выдвижения списков кандидатов было исключено из положений статьи, в т.ч. из ее названия, Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ, и возвращено Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ, но при этом " забыли" про название статьи). Наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов является необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах при отсутствии поддержки выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом (см. ст. 38 Закона и комментарий к ней).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума, и порядок сбора подписей определяются Законом о референдуме РФ, комментируемым Законом, Законом о выборах Президента РФ, Законом о выборах депутатов Государственной Думы, законами субъектов РФ.

При этом в данном пункте закреплены пределы установления в законах количества подписей, которые необходимо собрать для регистрации кандидатов, списков кандидатов: не более 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, и не менее 10 подписей. В пункте 1 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ) установлено, что в поддержку кандидата (как выдвинутого в порядке самовыдвижения, так и выдвинутого политической партией) должно быть собрано не менее двух миллионов подписей избирателей. Согласно части 3 ст. 39 Закона о выборах депутатов Государственной Думы (в ред. Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 108-ФЗ) на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, обязана собрать не менее 150 тысяч подписей; на выборах депутатов Государственной Думы следующих созывов такая политическая партия обязана собрать не менее 120 тысяч подписей избирателей.

При этом в данном пункте определено количество подписей, которые необходимо собрать для регистрации кандидатов, списков кандидатов:

в отношении кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, - 0, 5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа;

в отношении кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0, 5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.

В любом случае количество подписей не может составлять менее 10 подписей. При этом указано, что изъятия из приведенных положений устанавливаются федеральным законом, а также пунктами 1.1 и 1.2 комментируемой статьи.

До внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ изменения в п. 1 комментируемой статьи устанавливалось лишь то, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0, 5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей. Еще ранее, т.е. до внесения изменения Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ, предусматривалось, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

В пункте 1 комментируемой статьи также закреплены пределы установления в законах (а речь идет о законах субъектов РФ) количества подписей, которые необходимо собрать в поддержку инициативы проведения регионального и местного референдумов: в поддержку инициативы проведения референдума субъекта РФ - не более 2% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума; в поддержку инициативы проведения местного референдума - не более 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума, и не менее 25 подписей. Согласно части 1 ст. 17 Закона о референдуме РФ в поддержку инициативы проведения федерального референдума должно быть собрано не менее двух миллионов подписей участников референдума.

В пункте 1.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ, предусмотрены нижний и высший пределы установления законом субъекта РФ количества подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ): не менее 0, 5% и не более 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Пункт 1.2 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ, определяет количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата на выборах депутатов законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ:

в отношении кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, - 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не менее 60 подписей;

в отношении кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 60 подписей.

В качестве числа зарегистрированных избирателей, участников референдума в соответствии с рассматриваемыми пунктами используются данные о численности зарегистрированных избирателей, установленные в порядке, предусмотренном в п. 10 ст. 16 комментируемого Закона, т.е. данные, получаемые с использованием ГАС " Выборы" по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

2. В пункте 2 комментируемой статьи определено количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе: 0, 5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей. Этот предел снижен Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ, изложившим данный пункт полностью в новой редакции. Ранее предусматривалось, что установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает возможность установления федеральными законами квот на сбор подписей избирателей на территории одного субъекта РФ при проведении выборов в федеральные ОГВ, что позволяет учесть волеизъявление всего многонационального народа России, а не населения отдельных субъектов РФ. Квотирование сбора подписей избирателей по субъектам РФ установлено при проведении выборов как Президента РФ (п. 1 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ), так и депутатов Государственной Думы (ч. 3 ст. 39 Закона о выборах депутатов Государственной Думы). Квотирование сбора подписей по субъектам РФ предусмотрено и при инициировании федерального референдума (ч. 1 ст. 17 Закона о референдуме РФ).

4. В пункте 4 комментируемой статьи установлен прямой запрет на квотирование на части территории субъекта РФ, части территории муниципального образования сбора подписей избирателей, участников референдума при проведении выборов в ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, референдума субъекта РФ, местного референдума. Соответственно, такое квотирование не может быть установлено ни федеральным законом, ни каким-либо иным нормативным правовым актом.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Обязанность непосредственно выдвинутых кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, создавать соответствующие избирательные фонды, а инициативной группы по проведению референдума - создавать фонд референдума закреплена в ст. 58 комментируемого Закона.

Изменениями, внесенными в п. 5 комментируемой статьи Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ, введено положение о том, что сбор подписей на выборах в федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта РФ может осуществляться не ранее дня оплаты изготовления подписных листов. В ранее же действовавшей редакции данного пункта устанавливалось, что подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. В отношении же выборов в ОМСУ, выдвижения инициативы проведения местного референдума общее правило сохранено - подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению референдума (Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ исключено указание на день заверения списка кандидатов).

Пункт 5 комментируемой статьи также устанавливает минимальный период, в течение которого могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума, - 30 и 20 дней соответственно. Данная норма адресована законодателю субъекта РФ, который полномочен устанавливать конкретные сроки сбора подписей в поддержку инициативы проведения регионального и местного референдумов. Следует отметить, что согласно ч. 2 ст. 17 Закона о референдуме РФ сбор подписей в поддержку инициативы проведения федерального референдума осуществляется в течение 45 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума.

6. Право поддержать выдвижение кандидата, списка кандидатов, инициативу проведения референдума является одной из составляющих избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме (см. ст. 4 Закона и комментарий к ней). Поддержать выдвижение кандидата, списка кандидатов вправе только те избиратели, которые обладают активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Поддержать инициативу проведения референдума вправе только те граждане, которые являются участниками соответствующего референдума, т.е. имеют право на участие в соответствующем референдуме. Соответственно в п. 6 комментируемой статьи закреплено, что только среди таких избирателей и участников референдума и могут собираться подписи.

Пункт 6 комментируемой статьи также устанавливает ряд ограничений к порядку сбора подписей, что направлено на исключение какого-либо воздействия на свободу волеизъявления избирателей, участников референдума в поддержке выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума или в отказе в такой поддержке (Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ из этого ряда исключено ограничение в отношении сбора подписей по месту учебы). Подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением данных ограничений, как и подписи, собранные с иными нарушениями порядка сбора подписей, являются недействительными.

Определением КС России от 7 февраля 2012 г. N 252-О-О < 249> отказано в принятии к рассмотрению жалобы на рассматриваемый пункт. При этом отмечено, что положения данного пункта в системе действующего избирательного законодательства не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, поскольку они не исключают возможность для лица, замещающего должность главы муниципального образования, осуществлять лично сбор подписей в поддержку его выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это сопряжено с освобождением данного лица от исполнения должностных обязанностей и не связано с использованием преимуществ его должностного положения.

--------------------------------

< 249> ВКС РФ. 2012. N 5.

 

7. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину РФ, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.

При этом предусмотрена возможность заключения кандидатом, избирательным объединением, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договора о сборе подписей. Оплата этой работы согласно данному пункту осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

ЦИК России (протокол заседания от 28 сентября 2005 г. N 153-3-4) одобрены разъяснения порядка применения некоторых положений пункта 7 статьи 37 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" < 250>.

--------------------------------

< 250> РГ. 2005. 5 октября. N 222.

 

Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ из рассматриваемого пункта исключено положение, касающееся составления списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума. Соответствующее регулирование предусмотрено в п. 16 комментируемой статьи, введенном тем же Законом.

8. Пункты 8 и 9 комментируемой статьи излагались полностью в новой редакции Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ, которым также введены пункты 10 - 16 в данную статью. Указанным Законом также были введены приложения 4 - 9 к комментируемому Закону, содержащие формы подписных листов. Тем самым устанавливались единые формы подписных листов с подписями избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов (списков кандидатов) на выборах депутатов законодательных (представительных) ОГВ субъектов РФ, выборах глав муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований, в поддержку инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума, порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными. При этом предусматривалось регулирование аналогично подходам, установленным в Законе о выборах Президента РФ и Законе о выборах депутатов Государственной Думы.

В свою очередь, Федеральными законами от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ, от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ и от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ внесены изменения в п. 8 комментируемой статьи, а также в приложения к комментируемому Закону, в результате чего рассматриваемый пункт в отношении установления формы подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента РФ, формы подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов и выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы, порядка заполнения и заверения подписных листов, порядка проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными отсылает к федеральным законам, т.е. к Закону о выборах Президента РФ и Закону о выборах депутатов Государственной Думы.

В отношении установления формы подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного ОМСУ, порядка его заполнения и заверения, порядка проверки подписей избирателей и оснований признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными пункт 8 комментируемой статьи, как и ранее, отсылает к закону субъекта РФ.

В остальном рассматриваемый пункт отсылает к следующим приложениям к комментируемому Закону:

к приложениям 4.1 и 5 к Закону - в части форм, по которым изготавливаются и оформляются подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ;

к приложению 6 к Закону - в части формы, по которой изготавливаются и оформляются подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования;

к приложениям 7.1 и 8 к Закону - в части форм, по которым изготавливаются и оформляются подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования;

к приложению 9 к Закону - в части формы, по которой изготавливаются и оформляются подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума;

к приложению 10 к Закону - в части формы, по которой изготавливаются и оформляются подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ).

9. Пункт 9 комментируемой статьи излагался полностью в новой редакции Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ, а затем Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ. В действующей редакции рассматриваемого пункта предусмотрена необходимость указания в подписном листе, во-первых, сведений о судимости кандидата, если таковая имелась или имеется, и, во-вторых, сведений о том, что кандидат в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с п. 2 ст. 33 комментируемого Закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, если об этом указано в данном заявлении. В отношении федеральных выборов аналогичные положения содержатся в п. п. 5 и 6 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ, ч. ч. 3 и 4 ст. 40 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

10. В пункте 10 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ, предусмотрено, что на выборах депутатов законодательных (представительных) ОГВ субъектов РФ (до внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ изменения говорилось о выборах в ОГВ субъектов РФ; соответственно уточнено, что речь не идет о выборах высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ)), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта РФ в подписном листе подлежит указанию номер специального избирательного счета, специального счета фонда референдума, с которых произведена оплата изготовления подписных листов. В отношении федеральных выборов аналогичное положение содержится в п. 5 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ, ч. 3 ст. 40 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

11. Пункт 11 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ, определяет порядок заполнения подписного листа. Ранее это регулирование содержалось в п. 8 данной статьи в прежней редакции и формулировалось оно следующим образом: избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина; данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума; указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается; подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

12 - 13. В положениях п. п. 12 и 13 комментируемой статьи, введенных Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ, определен порядок заверения подписного листа (пункт 13 изложен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ полностью в новой редакции). Соответствующее регулирование применительно к проведению федерального референдума, федеральных выборов содержится в ч. 7 ст. 17 Закона о референдуме РФ, п. 12 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ, ч. 8 ст. 41 Закона о выборах депутатов Государственной Думы. Это регулирование и послужило основой для формулирования положений п. п. 12 и 13 комментируемой статьи.

14. Пункт 14 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ, регламентирует заполнение лицевой и оборотной сторон подписного листа. В отношении федерального референдума, федеральных выборов такая регламентация содержится в ч. 8 ст. 17 Закона о референдуме РФ, п. 11 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ, ч. 9 ст. 41 Закона о выборах депутатов Государственной Думы. Это регулирование и послужило основой для закрепления положений п. 14 комментируемой статьи.

15. В пункте 15 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ и изложенном Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ полностью в новой редакции, предусмотрено и регламентировано составление и подписание протокола об итогах сбора подписей. Соответствующее регулирование применительно к проведению федерального референдума, федеральных выборов содержится в ч. 1 ст. 18 Закона о референдуме РФ, п. 13 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ, ч. 11 ст. 41 Закона о выборах депутатов Государственной Думы. Это регулирование и послужило основой для формулирования положений п. 15 комментируемой статьи. Следует упомянуть, что Постановлением ЦИК России от 15 марта 2005 г. N 140/966-4 утверждена форма протокола об итогах сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации < 251>.

--------------------------------

< 251> Вестник ЦИК России. 2005. N 3.

 

16. Пункт 16 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ, регламентирует представление подписных листов в комиссию. В частности, установлено, что подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе (Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ исключено указание на то, что он должен быть в двух экземплярах) и в машиночитаемом виде. В отношении федерального референдума, федеральных выборов такая регламентация содержится в ст. 18 Закона о референдуме РФ, ст. 37 Закона о выборах Президента РФ, ст. 42 Закона о выборах депутатов Государственной Думы. Это регулирование и послужило основой для закрепления указанных положений п. 14 комментируемой статьи.

В пункте 16 комментируемой статьи также указано на возможность установления федеральным законом, законом субъекта РФ положений, предусматривающих в отношении региональных выборов, регионального референдума обязанностей кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума составить и представить в комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в комиссию список указанных лиц в машиночитаемом виде по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. При этом установлено, что законом не может быть предусмотрено представление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры.

Как указывалось ранее в рамках такого регулирования в п. 7 данной статьи в прежней редакции, законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц. В отношении федеральных выборов обязанность составления списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, закреплена в п. 8.1 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ (пункт введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 3 ст. 41 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал