Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По проведению референдума






 

Статья 39. Равенство кандидатов

 

Комментарий к статье 39

 

1. В комментируемой статье закреплен и раскрыт принцип равенства кандидатов. В рамках такого регулирования в п. 1 данной статьи определено, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, но за исключением случаев, установленных комментируемым Законом. Формулировка указанного исключения основана на норме ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Названный принцип равенства кандидатов, в свою очередь, является составной частью такого одного из основных конституционных принципов участия граждан в выборах и референдуме, содержание которого раскрыто в ст. 5 комментируемого Закона, как равное избирательное право. В комментарии к указанной статье говорилось, что согласно правовой позиции КС России, сформулированной в Постановлении от 23 марта 2000 г. N 4-П и позднее неоднократно подтвержденной в других его решениях, предоставление равных юридических возможностей участия в предвыборной кампании для кандидатов наряду с прочим обеспечивает участие в выборах на равных основаниях. Как отмечалось в Определении КС России от 12 марта 2002 г. N 39-О < 264>, равенство кандидатов перед законом означает прежде всего равную защиту закона без всякой дискриминации в ходе выборов и не предполагает равенства результатов выборов.

--------------------------------

< 264> СПС.

 

2. Определяя содержание принципа равенства кандидатов, пункт 2 комментируемой статьи ограничивает круг лиц, которые вправе выступать от имени кандидатов. В качестве таких лиц названы уполномоченные представители кандидатов по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов - уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

В то же время норма п. 2 комментируемой статьи не ограничивает право кандидата вести свои дела в суде через представителей на основании общих норм ГПК РФ (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 3 марта 2004 г. по делу N 61-Г04-2 < 265>).

--------------------------------

< 265> СПС.

 

Статус доверенных лиц определен в ст. 43 комментируемого Закона, согласно п. 1 которой кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. В пункте 3 ст. 58 данного Закона предусмотрено, что кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Согласно этому же пункту избирательные объединения обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Доверенные лица и уполномоченные представители подлежат регистрации избирательными комиссиями.

Следует также отметить, что в п. 5.1 ст. 33 комментируемого Закона для кандидатов, являющихся инвалидами, предусмотрено право воспользоваться помощью другого лица для написания заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверения подписного листа, заполнения или заверения иных документов. Полномочия такого лица, оказывающего помощь, должны быть нотариально удостоверены.

 

Статья 40. Ограничения, связанные с должностным или служебным положением

 

Комментарий к статье 40

 

1. Комментируемая статья определяет ограничения деятельности кандидатов и иных лиц, связанные с должностным или служебным положением. Так, пункт 1 данной статьи устанавливает запрет использования преимуществ своего должностного или служебного положения при проведении своей избирательной кампании кандидатами:

замещающими государственные или выборные муниципальные должности;

находящимися на государственной или муниципальной службе;

являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий;

являющимися должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск СМИ.

Запрет использования преимущества своего должностного или служебного положения распространяется и на лиц, выступающих от имени кандидатов - уполномоченных представителей и доверенных лиц кандидата, уполномоченных представителей и доверенных лиц избирательного объединения.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает освобождение зарегистрированных кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе либо работающих в организациях, осуществляющих выпуск СМИ, на время их участия в выборах от выполнения должностных или служебных обязанностей. В подтверждение выполнения данного требования указанные кандидаты не позднее чем через пять дней со дня регистрации обязаны представить в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) об их временном освобождении от выполнения должностных или служебных обязанностей.

При этом данным пунктом законодателю субъекта РФ предоставлено право своим законом установить, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

В отношении положений п. 2 комментируемой статьи в Определении КС России от 25 декабря 2003 г. N 457-О < 266> изложена следующая правовая позиция:

--------------------------------

< 266> ВКС РФ. 2004. N 3.

 

данные законоположения направлены на то, чтобы использование этими лицами преимуществ своего должностного положения и возможностей влиять на процесс и итоги выборов исключалось, что, в свою очередь, обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права, в том числе требования о равенстве прав кандидатов на выборах;

федеральный законодатель при принятии названных законоположений - с учетом особенностей структуры как законодательных (представительных), так и исполнительных органов власти субъектов РФ, их места в системе разделения властей, особенностей правового статуса высших должностных лиц субъектов РФ - исходил из того, что, в отличие от временного (на период выборов) освобождения депутатов представительных (законодательных) органов от исполнения своих обязанностей, которое создало бы угрозу стабильности законодательной власти, временное освобождение высшего должностного лица субъекта РФ от должностных обязанностей компенсируется деятельностью замещающего его лица. При этом функционирование самой системы исполнительной власти не нарушается.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи, утратившим силу в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, устанавливалось, что Президент РФ продолжает осуществлять свои полномочия. При этом ему запрещалось использовать преимущества своего должностного положения.

4. Пункт 4 комментируемой статьи в развитие запрета, установленного в п. 1 данной статьи, запрещает лицам, не являющимся кандидатами и замещающим государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, использовать в период избирательной кампании, кампании референдума преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.

5. В пункте 5 комментируемой статьи непосредственно определен перечень действий, которые для целей комментируемого Закона признаются использованием преимуществ должностного или служебного положения. Следует подчеркнуть, что данный перечень сформулирован как исчерпывающий.

Соответственно, совершение предусмотренных в п. 5 данной статьи действий кандидатом, уполномоченным представителем или доверенным лицом кандидата, избирательного объединения может повлечь последствия, предусмотренные комментируемым Законом, а именно положениями подп. " л" п. 24, подп. " к" п. 25, подп. " г" п. 26 ст. 38, подп. " в" п. 7 ст. 76, подп. " г" п. 2 ст. 77 данного Закона.

6. Пункт 6 комментируемой статьи в целях недопущения создания угрозы стабильности законодательной власти, деятельности представительных ОМСУ, осуществлению Президентом РФ своих полномочий предусматривает, что соблюдение указанных в п. 5 данной статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению Президентом РФ, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий, а также осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

7. В пункте 7 комментируемой статьи установлен запрет участия в освещении избирательной кампании через СМИ должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск СМИ, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам, доверенными лицами или уполномоченными представителями избирательных объединений. Данный запрет закреплен в изъятие общей нормы п. 4 ст. 45 комментируемого Закона, согласно которой деятельность организаций, осуществляющих выпуск СМИ, по информированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно.

 

Статья 41. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов

 

Комментарий к статье 41

 

1. В комментируемой статье закреплены гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов. Пункт 1 данной статьи в качестве такой гарантии устанавливает обязанность работодателя по заявлению кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в период со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов. Данная норма является одним из случаев, о которых идет речь в ч. 2 ст. 128 ТрК РФ и в которых работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов, являющихся военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работниками органов прокуратуры РФ и сотрудниками Следственного комитета РФ, закреплены Указом Президента РФ от 30 мая 1997 г. N 535, в п. 1 которого предписано предоставлять таким кандидатам отпуск без сохранения денежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов.

Как отмечено в Определении КС России от 1 июня 2010 г. N 784-О-О < 267>, пункт 1 комментируемой статьи, предусматривая возможность освобождения кандидата от исполнения служебных обязанностей по его заявлению только со дня его регистрации, не нарушают избирательные права граждан; содержащееся в нем законодательное регулирование в равной мере адресовано всем кандидатам, не лишает возможности кандидата заниматься подготовкой к участию в выборах в свободное от исполнения служебных обязанностей время, учитывает возможность назначения им доверенных лиц с момента своего выдвижения, а также возможность привлечения к участию в выборах неограниченного круга лиц, в т.ч. для сбора подписей избирателей.

--------------------------------

< 267> СПС.

 

2. В пункте 2 комментируемой статьи в рамках установления гарантий, обеспечивающих зарегистрированным кандидатам независимость от работодателя, администрации учебного заведения, а также от исполнения обязанностей, связанных с военной службой, предусмотрено, что зарегистрированный кандидат во время проведения выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательной организации или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

В части отсрочки от призыва на военную службу и освобождения от военных сборов эти гарантии закреплены в положениях подп. " л" п. 1 ст. 24 и подп. " м" п. 2 ст. 55 Федерального закона " О воинской обязанности и военной службе" (положения включены Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ < 268>). При этом непосредственно определено, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.

--------------------------------

< 268> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2484.

 

3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Как представляется, данная гарантия утратила свою значимость, поскольку согласно ст. 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" < 269> в трудовой стаж для назначения соответствующей пенсии включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом " О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом статья же 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" < 270>, определяющая виды общественно полезной деятельности, периоды которой включаются в страховой стаж наравне с периодами работы, не предусматривает участие зарегистрированного кандидата в выборах.

--------------------------------

< 269> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.

< 270> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4920.

 

4. В пункте 4 комментируемой статьи закреплены гарантии от преследования зарегистрированного кандидата в уголовном порядке и административном порядке. Этим гарантиям соответствуют положения гл. 52 " Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц" УПК РФ.

Так, в части 1 ст. 448 данного Кодекса (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ) предусмотрено, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении соответствующего лица, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

в отношении кандидата в Президенты РФ - Председателем Следственного комитета РФ (п. 8);

в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии со ст. ст. 146 и 171 УПК РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ (п. 13);

в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ - в соответствии со ст. ст. 146 и 171 УПК РФ с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (п. 14).

Согласно части 4.1 ст. 450 данного Кодекса ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ - с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.

В рамках установления гарантий от преследования зарегистрированного кандидата в административном порядке в п. 4 комментируемой статьи установлено, что зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). В связи с этим следует отметить, что в норме ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ указано лишь то, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами только в отношении лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).

5. Пункт 5 комментируемой статьи определяет момент, с которого кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, - это момент официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия.

При этом непосредственно указано, что исключение составляет предусмотренная в п. 9 ст. 59 комментируемого Закона обязанность кандидата не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.

Как отмечено в Определении КС России от 24 января 2006 г. N 40-О < 271>, содержащаяся в п. 5 комментируемой статьи норма не препятствует обращению гражданина, реализовавшего свое пассивное избирательное право, за судебной защитой нарушенных избирательных прав, оспариванию результатов выборов на основании ст. ст. 259 и 260 ГПК РФ и, следовательно, не может рассматриваться как нарушающая право на судебную защиту; такой вывод вытекает из правовых позиций КС России, выраженных в Постановлении от 26 декабря 2005 г. N 14-П, а также подтверждается действующим избирательным законодательством (п. 3 ст. 78 комментируемого Закона).

--------------------------------

< 271> СПС.

 

6. В пункте 6 комментируемой статьи указано, что в случае, предусмотренном пунктом 3 ст. 71 комментируемого Закона, кандидат, занявший место выбывшего кандидата, вновь приобретает права и обязанности, связанные со статусом кандидата. Речь идет о случае, когда один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, а его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передано следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах.

 

Статья 42. Статус членов инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума

 

Комментарий к статье 42

 

1. Комментируемая статья определяет статус членов инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. В рамках данного регулирования в п. 1 данной статьи членам и уполномоченными представителям инициативной группы по проведению референдума запрещается использование преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума. Нарушение данного запрета может повлечь последствия, предусмотренные комментируемым Законом, а именно положениями подп. " к" п. 25 ст. 38, подп. " в" п. 10 ст. 76, п. 4 ст. 77 данного Закона.

В развитие запрета, установленного в п. 1 комментируемой статьи Закона, в п. 4 ст. 40 комментируемого Закона закреплено, что лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.

В соответствии с п. 8.1 ст. 48 комментируемого Закона лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в т.ч. на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет законодателю субъекта РФ возможность своим законом в целях реализации права на проведение агитации по вопросам регионального, местного референдума предусмотреть создание после регистрации инициативной группы по проведению референдума иных групп участников референдума и их регистрацию комиссиями референдума.

В качестве таких групп референдума наряду с группами участников референдума действуют: руководящие органы общественных объединений, региональных отделений и иных структурных подразделений общественных объединений (при условии, что устав такого общественного объединения предусматривает участие в выборах и (или) референдумах, а само общественное объединение зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой о проведении референдума); руководящие органы политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий.

На группы участников референдума, их членов и уполномоченных представителей распространяются положения комментируемого Закона, регулирующие деятельность инициативной группы по проведению референдума после ее регистрации, ее членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено данным Законом.

Создание и регистрация групп федерального референдума предусмотрены в ст. 61 Закона о референдуме РФ (в данном Законе они называются инициативными агитационными группами).

 

Статья 43. Статус доверенных лиц

 

Комментарий к статье 43

 

1. В комментируемой статье определен правовой статус доверенных лиц. Открывает данную статью положение, предусматривающее собственно право кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, список кандидатов, назначить доверенных лиц. Как видно, доверенные лица могут назначаться уже с момента выдвижения кандидата, списка кандидатов, а не только после регистрации кандидата, списка кандидатов. Статусом доверенного лица могут обладать граждане, представляющие интересы только кандидата и избирательного объединения, но не избирателей (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 18 января 2006 г. по делу N 66-Г05-16 < 272>).

--------------------------------

< 272> СПС.

 

Доверенные лица подлежат регистрации в той же избирательной комиссии, которая осуществляет регистрацию кандидата, списка кандидатов. Для регистрации доверенных лиц необходима подача в избирательную комиссию соответствующего письменного заявления кандидата или представления избирательного объединения. Законами могут быть установлены требования к содержанию таких заявлений и представлений. Так, согласно п. 1 ст. 43 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 2 ст. 48 Закона о выборах депутатов Государственной Думы в заявлении, представлении указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства доверенного лица, а также серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Граждане действуют в качестве доверенных лиц на добровольной основе. Соответственно, для регистрации доверенного лица необходима подача в избирательную комиссию заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) и указанного заявления. В части 1 ст. 48 Закона о выборах депутатов Государственной Думы (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ) уточнено, что доверенные лица политических партий регистрируются не ранее принятия решения о заверении федерального списка кандидатов, выдвинутого соответствующей политической партией.

2. В пункте 2 комментируемой статьи перечислены лица, статус которых несовместим со статусом доверенного лица. При регистрации доверенных лиц избирательная комиссия должна иметь возможность убедиться в отсутствии обстоятельств, препятствующих назначению доверенных лиц. Соответственно, для регистрации доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, необходимо представление в избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

В положениях п. 7 ст. 43 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 8 ст. 48 Закона о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено, что регистрация доверенного лица аннулируется ЦИК России в случае приобретения им статуса, несовместимого со статусом доверенного лица. Как установлено там же, о принятом решении соответствующие кандидат, политическая партия уведомляются в трехдневный срок со дня принятия решения.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи для подтверждения полномочий доверенных лиц избирательная комиссия выдает им удостоверения (полномочия зарегистрированных кандидатов также подтверждаются соответствующими удостоверениями). Формы удостоверений зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц устанавливаются избирательной комиссией, организующей выборы. В качестве примера следует отметить, что Постановлением ЦИК России от 5 мая 2011 г. N 9/72-6 < 273> утверждены формы удостоверений зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы шестого созыва и доверенного лица политической партии, а Постановлением ЦИК России от 5 мая 2011 г. N 9/73-6 < 274> - формы удостоверений зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ, доверенного лица, назначенного кандидатом на должность Президента РФ, и доверенного лица политической партии, выдвинувшей кандидата на должность Президента РФ.

--------------------------------

< 273> СПС.

< 274> СПС.

 

Как предусмотрено в п. 3 комментируемой статьи, доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, в т.ч. осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. При этом установлено, что доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.

Согласно данному пункту на период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Эта обязанность является одним из случаев, о которых идет речь в ст. 128 ТК РФ.

В пункте 3 комментируемой статьи также предусмотрено, что кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, имеют право в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. В свою очередь и доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя полномочия доверенного лица, для чего возвращает в избирательную комиссию выданное ему удостоверение и уведомляет об этом назначивших его кандидата, избирательное объединение (по не вполне понятной причине об этом в комментируемой статье не говорится, но прямо предусмотрено в п. 5 ст. 43 Закона о выборах Президента РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 6 ст. 48 Закона о выборах депутатов Государственной Думы).

При установлении числа доверенных лиц кандидата, избирательного объединения закон обычно предусматривает предел количества доверенных лиц. Так, в соответствии с п. 1 ст. 43 Закона о выборах Президента РФ кандидат вправе назначить до 600 доверенных лиц, политическая партия, выдвинувшая кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. В части 1 ст. 48 Закона о выборах депутатов Государственной Думы установлено, что политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц.

4. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрены основания прекращения полномочий доверенных лиц: по решению кандидата, избирательного объединения; вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами, включенными в список кандидатов, который выдвинут избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц. Данная норма детализирована в положениях п. 6 ст. 43 Закона о выборах Президента РФ, ч. 7 ст. 48 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, исходя из которых полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией и заканчиваются с утратой своего статуса назначившим их кандидатом, с утратой своего статуса всеми кандидатами, включенными в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, назначившим доверенных лиц (за исключением указанных выше случаев отзыва доверенных лиц, сложения доверенным лицом с себя полномочий), но не позднее дня официального опубликования общих результатов выборов, а если по жалобам, поданным в связи с нарушением требований законодательства, ведется судебное разбирательство, - не позднее дня вступления в законную силу решения суда.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал