Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведения референдума 5 страница






Приказом Минюста России от 28 сентября 2005 г. N 183 < 252> введена форма N 76 " Удостоверительная надпись о засвидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц", которая включена в приложение к Приказу Минюста России от 10 апреля 2002 г. N 99 " Об утверждении Форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах" < 253>.

--------------------------------

< 252> РГ. 2005. 11 октября. N 227.

< 253> РГ. 2002. 24 апреля. N 74.

 

17 - 20. Пункты 17 - 20 введены в комментируемую статью Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ, которым в Закон об организации органов власти субъектов РФ и комментируемый Закон внесены изменения, устанавливающие новый порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) - путем его избрания населением на прямых выборах.

Положения п. п. 17 - 20 комментируемой статьи вместе с положениями абз. 8 - 11 и 16 п. 3 ст. 18 Закона об организации органов власти субъектов РФ, также введенными Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ, предусматривают в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) необходимость получения поддержки со стороны от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ, в числе которых должны быть от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах их глав, притом что кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ.

Указанными положениями абз. 8 - 11 и 16 п. 3 ст. 18 Закона об организации органов власти субъектов РФ предусмотрено, в частности, следующее:

выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, учитываются только один раз (абз. 8);

в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10% депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ (абз. 9);

в городах федерального значения число лиц, необходимое для поддержки кандидата (от 5 до 10%), устанавливается законами этих субъектов РФ и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований, предусмотренного уставами внутригородских муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав внутригородских муниципальных образований города федерального значения. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города федерального значения. С учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения законами этих субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные требования к поддержке кандидата в городе федерального значения (абз. 10);

в субъектах РФ, в которых не имеется избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских муниципальных образований, поддержка кандидата осуществляется депутатами представительных органов указанных муниципальных образований (абз. 11);

кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ в соответствии с комментируемым Законом (абз. 16).

В свою очередь, в п. п. 17 - 20 комментируемой статьи и подп. " д.1" п. 24 ст. 38 комментируемого Закона определен порядок сбора и проверки достоверности подписей, а также предусмотрено, что недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), является основанием отказа в регистрации кандидата.

Как отмечено в Постановлении КС России от 24 декабря 2012 г. N 32-П < 254>, будучи этапом избирательного процесса, содержательно сходным с ранее действовавшим механизмом внесения политической партией, список кандидатов которой получил наибольшее число голосов избирателей по результатам выборов в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, предложений Президенту РФ о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), сбор подписей определенного законом субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством числа выборных лиц местного самоуправления является обязательным условием регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), выдвинутого как политической партией, так и в порядке самовыдвижения, и как таковой, безусловно, расширяет возможности представительства в этом процессе иных политических сил.

--------------------------------

< 254> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. II). Ст. 8062.

 

Соответственно, Постановлением КС России от 24 декабря 2012 г. N 32-П положения п. п. 17 - 20 комментируемой статьи и подп. " д.1" п. 24 ст. 38 комментируемого Закона, как и положения абз. 8 - 11 и 16 п. 3 ст. 18 Закона об организации органов власти субъектов РФ, предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта РФ в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10%), числа выборных лиц местного самоуправления, признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти законоположения предполагают обязанность законодателя субъекта РФ при установлении необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте РФ, а также исключают возможность создания искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и представления в этих целях подписей выборных должностных лиц местного самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5% установленное законом субъекта РФ число подписей.

Постановлением ЦИК России от 27 марта 2013 г. N 168/1222-6 утверждены Методические рекомендации по приему листов поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и проверке достоверности подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований < 255>.

--------------------------------

< 255> Вестник ЦИК России. 2013. N 4.

 

Статья 38. Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума

 

Комментарий к статье 38

 

1. Комментируемая статья регламентирует одну из наиболее важных избирательных процедур - регистрацию избирательной комиссией кандидатов, списков кандидатов, а также одного из наиболее важных этапов реализации инициативы проведения референдума субъекта РФ, местного референдума - назначение такого референдума.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает необходимость одновременного выполнения двух требований для осуществления соответствующей избирательной комиссией регистрации кандидата, списка кандидатов.

Первое требование выражается в необходимости наличия документов, представляемых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, т.е. документов, указанных в п. п. 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в п. 3.1) ст. 33 комментируемого Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Второе требование касается подтверждения того, что выдвинутый кандидат, список кандидатов обладают необходимой поддержкой избирателей. Как отмечалось в Определении КС России от 12 апреля 2005 г. N 245-О, законодатель вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. В соответствии с рассматриваемым пунктом это может быть:

либо наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с п. 17 данной статьи), либо (и) наличие необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с п. 17 ст. 37 комментируемого Закона;

либо наличие решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие п. п. 2 - 7 ст. 35.1 комментируемого Закона или п. 16 комментируемой статьи.

Основанием для назначения референдума согласно п. 1 комментируемой статьи является наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума.

1.1. В пункте 1.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ, предусмотрена процедура устранения кандидатом, избирательным объединением выявленных избирательной комиссией неполноты сведений о кандидатах и (или) нарушений требований закона к оформлению представленных документов. О порядке применения данного пункта говорится в разъяснениях порядка применения пункта 11, подпунктов " в1", " в2" пункта 24, подпунктов " б.1", " б.2" пункта 25, подпунктов " з", " и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утв. Постановлением ЦИК России от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 < 256>.

--------------------------------

< 256> РГ. 2007. 30 марта. N 66.

 

Рассматриваемый пункт изложен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ полностью в новой редакции, но изменения носят по большей части уточняющий характер. Среди нововведений данного Закона отдельно следует упомянуть лишь положение о том, что в случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 ст. 33 комментируемого Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Как отмечено в Определении КС России от 6 июля 2010 г. N 1087-О-О < 257>, отсутствие права на замену подписных листов в поддержку выдвижения кандидата после их представления в уполномоченную избирательную комиссию в системе действующего правового регулирования предопределяется необходимостью обеспечения равенства выдвинутых кандидатов, а также проведения качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки.

--------------------------------

< 257> СПС.

 

1.2 - 1.5. Пункты 1.2 - 1.5 введены в комментируемую статью Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 238-ФЗ, установившим новый порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного ОГВ субъекта РФ: при проведении выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного ОГВ) субъекта РФ каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - такого представителя. В целях обеспечения реализации указанного порядка формирования Совета Федерации в новых пунктах данной статьи закреплено соответствующее регулирование:

в пункте 1.2 статьи установлено, что при проведении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) кандидат представляет в ИКС РФ в письменной форме сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным требованиям. При этом определен перечень таких сведений;

пункт 1.3 статьи содержит положения, направленные на недопущение представления одной и той же кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации;

в пункте 1.4 статьи предусмотрено, что кандидат на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) представляет в ИКС РФ также письменное заявление каждого из представленных им лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации с обязательством в случае наделения полномочиями члена Совета Федерации прекратить деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации. При этом определен перечень сведений о данном лице, подлежащих указанию в таком заявлении;

пункт 1.5 статьи обязывает кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) вместе с указанным заявлением представить в ИКС РФ копии документов, подтверждающих сведения, указанные в п. 1.4 данной статьи.

1.6. В пункте 1.6 комментируемой статьи установлена необходимость представления при проведении выборов в федеральные ОГВ, ОГВ субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидатом в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов (до внесения Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 14-ФЗ изменения говорилось об организующей выборы избирательной комиссии) письменного уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Данный пункт введен Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ в связи с принятием Федерального закона " О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает предельно допустимое превышение представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей над количеством подписей, необходимым для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума. По общему правилу количество представляемых подписей может превышать необходимое количество подписей не более чем на 10%. При этом допускается, что федеральными конституционными законами, федеральными законами может быть установлено иное (т.е. как большее, так и меньшее) предельно допустимое превышение. В рамках данного изъятия установлено, что количество представляемых подписей может превышать необходимое количество подписей не более чем на 5% как при назначении федерального референдума (ч. 4 ст. 18 Закона о референдуме РФ), так и при проведении выборов в федеральные ОГВ (п. 3 ст. 37 Закона о выборах Президента РФ, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о выборах депутатов Государственной Думы).

Для случаев, когда необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количество подписей составляет менее 40, в п. 2 комментируемой статьи предусмотрено предельное превышение представляемых подписей не более чем на четыре подписи.

3 - 3.1. В пункте 3 комментируемой статьи закреплена обязательность установления федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта РФ процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей (ранее говорилось также об основаниях для признания подписей недействительными, но указание на это исключено Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ).

Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но установленная законом процедура проверки должна предусматривать проверку не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей. При проведении выборов в федеральные ОГВ проверке подлежит не менее 20% от необходимого количества подписей (п. 4 ст. 38 Закона о выборах Президента РФ, ч. 9 ст. 43 Закона о выборах депутатов Государственной Думы). Однако при назначении федерального референдума проверке подлежит не менее 40% подписей от необходимого для реализации инициативы проведения референдума количества подписей (ч. 4 ст. 19 Закона о референдуме РФ).

Для выборочной проверки подписные листы отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения федерального референдума, подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти определяется ЦИК России (ч. 5 ст. 19 Закона о референдуме, п. 5 ст. 38 Закона о выборах Президента РФ, ч. 9 ст. 43 Закона о выборах депутатов Государственной Думы). В качестве примеров следует упомянуть Постановления ЦИК России от 22 июня 2011 г. N 16/182-6, " О процедуре проведения случайной выборки представленных политическими партиями подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" < 258> и от 22 июня 2011 г. N 16/183-6 " О процедуре проведения случайной выборки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации" < 259>.

--------------------------------

< 258> Вестник ЦИК России. 2011. N 10.

< 259> Там же.

 

Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ в п. 3 комментируемой статьи включены положения, предусматривающие привлечение к проверке членов нижестоящих комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России, а также иных государственных органов. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ дополнил данный пункт положением, согласно которому на период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

Тем же Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ в комментируемую статью включен пункт 3.1, регламентирующий использование ГАС " Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума. При этом определены случаи обязательного использования и возможного - по решению ИКС РФ - использования ГАС " Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.

4. Пункт 4 комментируемой статьи исключает из круга проверяемых те подписи, которые вычеркнуты инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, проведения референдума, лицами, заверяющими подписные листы (до внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ изменения говорилось об инициаторах выдвижения кандидата, проведения референдума), из подписных листов и при этом сделана специальная оговорка в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов, в комиссию. Такие подписи, соответственно, не подлежат учету при определении количества собранных подписей.

5. Как предусмотрено в п. 5 комментируемой статьи, если в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, имеются сокращения слов или дат и эти сокращения не допускают многозначного их восприятия, то подпись такого избирателя, участника референдума не может быть признана недействительной. При этом необходимо иметь в виду, что не может считаться сокращением полное отсутствие каких-либо сведений, предусмотренных законом (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 4 октября 2010 г. по делу N 92-Г10-11 < 260>).

--------------------------------

< 260> СПС.

 

6. В пункте 6 комментируемой статьи определен круг лиц, которые имеют право присутствовать при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в т.ч. при выборке подписей для проверки. Данный пункт также устанавливает обязанность соответствующей комиссии известить о проверке подписей кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представивших установленное количество подписей.

6.1 - 6.6. Положения пунктов 6.1 - 6.6 комментируемой статьи, введенных Федеральным законом от 23 июля 2011 г. N 259-ФЗ, предусматривают и регламентируют процедуру признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными: в пункте 6.1 предусмотрены варианты оценки подписи по результатам проверки - достоверная либо недостоверная и (или) недействительная; пункт 6.2 на случай обнаружения нескольких подписей одного и того же избирателя, участника референдума устанавливает, что достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными; в пункте 6.3 определены критерии признания подписи недостоверной; пункт 6.4 определяет исчерпывающий перечень оснований для признания подписи недействительной; в пункте 6.5 предусмотрено, что при обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) установленным требованиям, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением определенных случаев; пункт 6.6 устанавливает, что специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность по установленным основаниям.

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает требования к процедуре оформления результатов проверки подписных листов - составление ведомостей проверки подписных листов, а также итогового протокола, который должен содержать указанные в данном пункте сведения, а также определяет дальнейшую судьбу данного протокола и его копий. Повторная проверка подписных листов производится в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, в проведении референдума судом или вышестоящей комиссией в порядке, предусмотренном статьями 75 и 76 комментируемого Закона. Повторной проверке подписные листы могут быть подвергнуты только в пределах подписей, подлежащих проверке.

8 - 15. В пунктах 8 - 15 комментируемой статьи предусматривался институт избирательного залога как форма обеспечения выдвижения кандидата, списка кандидатов при проведении выборов в федеральные ОГВ, за исключением выборов Президента РФ, в ОГВ субъектов РФ, в ОМСУ. Данные пункты признаны утратившими силу Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 3-ФЗ, авторами проекта которого отмечалось следующее. Изменения направлены на обеспечение равных возможностей политических партий на участие в выборах депутатов Государственной Думы, в т.ч. политических партий, не обладающих соответствующими финансовыми возможностями, малочисленных партий, новых партий. Сбор подписей вынуждает политические партии активизировать деятельность по пропаганде своих взглядов на самом раннем этапе избирательной кампании, что благотворным образом скажется на политической просвещенности избирателей. Это, в свою очередь, несомненно, скажется на результатах голосования. Вместе с тем, как правило, политические партии, внесшие избирательный залог, по результатам выборов получают меньшее число голосов избирателей в свою поддержку, нежели они получали, когда вносили подписи. Таким образом, в результате принятия законопроекта граждане РФ при проведении выборов депутатов Государственной Думы шестого созыва получат дополнительную возможность ознакомиться с политическими платформами и программами не представленных в Государственной Думе пятого созыва политических партий.

16 - 16.5. В пункте 16 комментируемой статьи в прежней редакции предусматривалось, что осуществляется без сбора подписей избирателей регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии со ст. 82.1 Закона о выборах депутатов Государственной Думы), кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии) при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов.

Данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ, принятым по вопросу освобождения политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы, в ОГВ субъектов РФ и ОМСУ. Кроме того, в данный пункт внесены изменения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ, принятым по вопросу осуществления поддержки избирателями выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ.

Согласно новой редакции п. 16 комментируемой статьи на выборах должностного лица местного самоуправления регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.

В данном пункте также указано на возможность установления в федеральном законе необходимости сбора подписей избирателей для регистрации кандидата на должность Президента РФ, выдвинутого политической партией. Согласно пункту 2 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ) регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов, может осуществляться на основании решения политической партии о выдвижении кандидата без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в ЦИК России документов, необходимых для регистрации кандидата; на основании указанного решения без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов (спискам кандидатов которых переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным пунктом 17 ст. 35 комментируемого Закона) в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РФ законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов РФ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал