Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Референдума и их опубликовании 2 страница






--------------------------------

< 340> Вестник ЦИК России. 2011. N 8.

 

7. Согласно п. 7 комментируемой статьи в избирательном бюллетене должны указываться сведения о судимости зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень, если таковая имелась или имеется. Данный пункт изложен в новой редакции Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ. Ранее предусматривалось, что в бюллетене должны указываться сведения о судимостях в случае наличия у зарегистрированного кандидата, внесенного в бюллетень, неснятой и непогашенной судимости. Неснятая или непогашенная судимость далеко не всегда является основанием для ограничения пассивного избирательного права (см. ст. 4 Закона и комментарий к ней).

8 - 8.1. Пункт 8 комментируемой статьи предписывает размещать в избирательном бюллетене справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования каждого избирательного объединения пустой квадрат. Путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, согласно п. 7 ст. 64 комментируемого Закона и проводится голосование.

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ рассматриваемый пункт дополнен положениями, учитывающими нововведение данного Закона о возможности голосования на выборах в ОМСУ против всех кандидатов, против всех списков кандидатов (см. комментарий к ст. 6 Закона). Так, установлено, что при проведении таких выборов в избирательном бюллетене помещается строка " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов") с расположенным справа от нее пустым квадратом. При этом региональному законодателю предоставляется право своим законом предусмотреть, что такая строка в избирательном бюллетене помещаться не должна. В этом случае не подлежат применению положения комментируемого Закона, предусматривающие действия по подаче голосов избирателей против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и учету таких голосов.

В случае проведения голосования по одной кандидатуре вариантов волеизъявления голосующего избирателя всего два - " За" и " Против", что и учтено в п. 8.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 12 июля 2006 г. N 107-ФЗ при установлении требований к форме избирательного бюллетеня.

9. В пункте 9 комментируемой статьи установлены требования к форме бюллетеня для голосования на референдуме. Данные требования к форме бюллетеня для голосования на федеральном референдуме в ч. ч. 2 и 3 ст. 70 Закона о референдуме РФ сформулированы несколько иначе: в бюллетене воспроизводится текст вопроса (вопросов) референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами " За" или " Против", справа от которых помещаются пустые квадраты; если на референдум выносятся альтернативные вопросы, в бюллетене справа от каждого варианта вопроса помещается пустой квадрат; при вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями либо для каждого вопроса референдума бюллетень изготавливается отдельно.

10. Пункт 10 комментируемой статьи определяет язык, на котором печатаются бюллетени, в связи с чем необходимо отметить следующее.

В положении п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ " О государственном языке Российской Федерации" < 341> на основе нормы ч. 1 ст. 68 Конституции РФ установлено, что государственный язык РФ подлежит обязательному использованию при подготовке и проведении выборов и референдумов.

--------------------------------

< 341> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.

 

В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 " О языках народов Российской Федерации" (наименование в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ) < 342> избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме печатаются на государственном языке РФ; по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума бюллетени печатаются на государственном языке РФ и на государственном языке соответствующей республики, а в необходимых случаях также на языках народов России на территориях их компактного проживания; если для избирательного участка, участка референдума бюллетени печатаются на двух и более языках, текст на государственном языке РФ должен помещаться в каждом избирательном бюллетене, бюллетене для голосования на референдуме.

--------------------------------

< 342> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 50. N 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804.

 

Как предусмотрено положениями ч. 5 ст. 70 Закона о референдуме РФ, п. 8 ст. 67 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 8 ст. 73 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, при проведении федерального референдума, выборов в федеральные ОГВ решение об изготовлении бюллетеней на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, а в необходимых случаях также на языках народов России на территориях их компактного проживания принимается ИКС РФ. Если для участка референдума, избирательного участка бюллетени печатаются на двух или более языках, текст на этих языках помещается в каждом бюллетене. Текст бюллетеня в этом случае утверждается ИКС РФ не позднее чем за 22 дня до дня голосования.

11. В пункте 11 комментируемой статьи установлен порядок передачи полиграфической организацией изготовленных бюллетеней комиссии, разместившей заказ на изготовление бюллетеней. При передаче полиграфической организацией изготовленных бюллетеней для голосования на федеральном референдуме, а также уничтожении выбракованных и лишних бюллетеней согласно ч. 7 ст. 70 Закона о референдуме РФ соответствующие акты вправе подписать любой член комиссии референдума, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.

12. Пункт 12 комментируемой статьи определяет порядок передачи комиссией, разместившей заказ на изготовление бюллетеней, бюллетеней непосредственно нижестоящим комиссиям, а также непосредственно нижестоящими комиссиями нижестоящим комиссиям, включая участковые комиссии.

При проведении федерального референдума согласно ч. 8 ст. 70 Закона о референдуме РФ ТИК получают от ИКС РФ бюллетени в срок, установленный ЦИК России; в ТИК передается весь тираж бюллетеней, изготовленный для соответствующего субъекта РФ. При проведении выборов в федеральные ОГВ в соответствии с положениями п. 11 ст. 67 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 11 ст. 73 Закона о выборах депутатов Государственной Думы передача избирательных бюллетеней в ТИК осуществляется в сроки, установленные ЦИК России; вышестоящие избирательные комиссии передают ТИК на основании своего решения о распределении избирательных бюллетеней по ТИК весь тираж избирательных бюллетеней, полученный ими от полиграфических организаций.

13. В пункте 13 комментируемой статьи установлен порядок передачи бюллетеней участковым комиссиям.

При проведении федерального референдума согласно ч. 9 ст. 70 Закона о референдуме РФ УКР получают от территориальных комиссий бюллетени не позднее чем в день, предшествующий дню голосования. В части 10 указанной статьи установлено, что по каждому участку референдума количество бюллетеней не может превышать более чем на 0, 5% (но не менее чем на два бюллетеня) число зарегистрированных на данном участке референдума участников референдума; на участке референдума, на котором ожидается значительное число участников референдума, имеющих открепительные удостоверения, количество бюллетеней может быть увеличено решением ИКС РФ.

Как предусмотрено положениями п. 11 ст. 67 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 12 ст. 73 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, при проведении выборов в федеральные ОГВ на основании решения ТИК о распределении избирательных бюллетеней УИК получают от ТИК избирательные бюллетени не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования). По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в УИК, не может превышать более чем на 0, 5% (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и не может составлять менее 70% от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи избирательных бюллетеней. На избирательном участке, на котором ожидается большое число избирателей, имеющих открепительные удостоверения, количество избирательных бюллетеней по решению ИКС РФ может быть увеличено. В УИК, сформированные на избирательных участках, образованных за пределами территории РФ, либо в ТИК, образованные для руководства этими УИК, избирательные бюллетени могут передаваться непосредственно избирательной комиссией, разместившей заказ на их изготовление, в порядке, установленном ЦИК России, и в количестве, определяемом исходя из данных учета (регистрации) избирателей, участников референдума. При передаче избирательных бюллетеней в УИК производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избирательные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами территориальной избирательной комиссии, о чем составляется акт.

14. Пункт 14 комментируемой статьи предусматривает право кандидатов, фамилии которых внесены в избирательный бюллетень (за исключением кандидатов, фамилии которых указаны в составе списка кандидатов), представителей этих кандидатов, представителей избирательных объединений, наименования которых указаны в избирательном бюллетене, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней вышестоящей комиссией нижестоящей комиссии, их выбраковке и уничтожении, а также подписывать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).

Данный пункт также обязывает соответствующие комиссии оповестить указанных лиц о месте и времени передачи бюллетеней, а также предоставить возможность каждому кандидату или не менее чем одному его представителю, не менее чем одному представителю избирательного объединения, не менее чем одному представителю инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней.

15. В соответствии с п. 15 комментируемой статьи ответственность за передачу и сохранность бюллетеней возлагается на председателей комиссий, осуществляющих как передачу, так и получение и хранение бюллетеней. В этой связи особое значение приобретают акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при уничтожении выбракованных и лишних бюллетеней.

16. В целях исключения возможности манипулирования бюллетенями при проведении голосования в п. 16 комментируемой статьи установлено, что на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы, которые в соответствии с п. 11 ст. 68 комментируемого Закона отделяются при сортировке бюллетеней и при подсчете голосов не учитываются.

17. Пункт 17 комментируемой статьи определяет последствия ситуации, когда кандидат выбывает из списка кандидатов, регистрация кандидата, списка кандидатов отменяется или аннулируется после изготовления бюллетеней: в этом случае ТИК, ОИК, УИК (в зависимости от того, в какой комиссии находятся изготовленные бюллетени) вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. Вычеркивание сведений производится только на основании соответствующего указания комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов.

В аналогичном порядке (т.е. по решению комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, членами ТИК, ОИК, УИК) в изготовленный бюллетень вносятся изменения в части сведений о кандидате, об избирательном объединении. Изменения могут быть внесены от руки либо с использованием технических средств.

18. В пункте 18 комментируемой статьи предусмотрено право комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, принять решение о внесении в изготовленные бюллетени данных о кандидате, списке кандидатов, зарегистрированном менее чем за 10 дней до дня голосования, о зарегистрированном кандидате, которому передано место при проведении повторного голосования взамен выбывшего после изготовления бюллетеней. Изменения могут быть внесены от руки либо с использованием технических средств.

19. Пункт 19 комментируемой статьи допускает изготовление избирательной документации, документации референдума, включая бюллетени, непосредственно участковой комиссией в исключительных случаях на избирательных участках, участках референдума, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, за пределами территории РФ.

Согласно положениям ч. 14 ст. 70 Закона о референдуме, п. 17 ст. 67 Закона о выборах Президента РФ, ч. 16 ст. 73 Закона о выборах депутатов Государственной Думы при проведении федерального референдума, выборов в федеральные ОГВ в этих случаях решение об изготовлении документации референдума, избирательной документации с указанием необходимого тиража и срока изготовления бюллетеней принимается участковой комиссией по согласованию с соответствующей ТИК либо с ЦИК России.

20. В пункте 20 комментируемой статьи предусмотрена процедура погашения неиспользованных на момент окончания времени голосования бюллетеней. В соответствии с п. 3 ст. 68 комментируемого Закона после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования. В иных комиссиях, т.е. ТИК, ОИК, при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в п. 3 ст. 30 комментируемого Закона. Погашенные бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой документацией комиссии.

21. Пункт 21 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, посвящен электронному бюллетеню, т.е. бюллетеню, подготовленному программно-техническими средствами в электронном виде, применяемому при проведении электронного голосования (см. ст. 2 Закона и комментарий к ней). В соответствии с п. 15 ст. 64 комментируемого Закона решение о проведении электронного голосования принимается ЦИК России или по ее поручению соответствующей ИКС РФ. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума и установления итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов, референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливаются ЦИК России.

 

Статья 64. Порядок голосования

 

Комментарий к статье 64

 

1. Комментируемая статья определяет порядок голосования на выборах, референдуме. Как следует из п. 1 данной статьи, время начала и окончания голосования на выборах, референдуме устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта РФ соответственно уровню выборов, референдума.

Согласно положениям ч. 1 ст. 74 Закона о референдуме РФ, п. 1 ст. 69 Закона о выборах Президента РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), ч. 1 ст. 75 Закона о выборах депутатов Государственной Думы при проведении федерального референдума, выборов в федеральные ОГВ голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. На избирательных участках, участках референдума, образованных в воинских частях, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, участковая комиссия в соответствии с положениями ч. 3 ст. 74 Закона о референдуме, п. 3 ст. 69 Закона о выборах Президента РФ, ч. 3 ст. 75 Закона о выборах депутатов Государственной Думы может объявить голосование законченным раньше указанного времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей, все участники референдума, включенные в список участников референдума.

Федеральному законодателю, законодателю субъекта РФ соответственно уровню выборов, референдума в п. 1 комментируемой статьи предоставлена возможность предусмотреть, что в случае, если при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта РФ на территории избирательного участка, участка референдума расположено место жительства избирателей, участников референдума, рабочее время которых совпадает с временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению ИКС РФ время начала голосования на этом избирательном участке, участке референдума может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. В частности, такая возможность предусмотрена в положениях п. 1 ст. 69 Закона о выборах Президента РФ, ч. 1 ст. 75 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Как предусмотрено в п. 1 комментируемой статьи, в случае совмещения дня голосования на выборах в ОГВ субъекта РФ, ОМСУ, на региональном референдуме, местном референдуме с днем голосования на выборах в федеральные ОГВ, Палату Представителей Парламента Союзного государства, на федеральном референдуме (о едином дне голосования на выборах в ОГВ субъектов РФ и ОМСУ см. ст. ст. 8 и 10 Закона, а также комментарий к ним) время начала и окончания голосования определяется в соответствии с федеральным законом.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлена обязанность ТИК и УИК оповестить избирателей, участников референдума о времени и месте голосования, а также определен порядок исполнения данной обязанности.

При проведении федерального референдума в соответствии с ч. 2 ст. 74 Закона о референдуме РФ о времени и месте голосования ТКР и УКР обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования. При проведении выборов в федеральные ОГВ согласно положениям п. 2 ст. 69 Закона о выборах Президента РФ, ч. 2 ст. 75 Закона о выборах депутатов Государственной Думы о дне, времени и месте голосования ТИК и УИК обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ или иным способом, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования. Изменением, внесенным в п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ, указанный срок сокращен с 20 до 10 дней, что сделано с учетом практики применения комментируемого Закона на прошедших в 2011 - 2012 гг. выборах в ОГВ и ОМСУ. В пункте 2 ст. 77 Закона о выборах Президента РФ установлено, что сообщение о проведении повторного голосования публикуется в СМИ не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения ЦИК России.

3. Исходя из нормы п. 3 комментируемой статьи в день голосования до начала времени голосования - как уточнено упомянутым выше Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ, непосредственно перед наступлением времени голосования - председатель УИК (УКР) обязан предъявить к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, лицам, которые в соответствии с п. 3 ст. 30 комментируемого Закона имеют право присутствовать при голосовании, пустые переносные и стационарные ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Председатель участковой комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные переносные ящики для голосования с бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими избирателями, если таковые имеются (см. ст. 65 Закона и комментарий к ней).

4. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что каждый избиратель, участник референдума голосует лично. Голосование за других избирателей, участников референдума запрещено. Изъятием из данных требований является предусмотренный в ч. 10 комментируемой статьи случай, когда избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума.

5 - 6. В положениях п. п. 5 и 6 комментируемой статьи установлен порядок выдачи бюллетеней избирателям, участникам референдума. До этого члены УИК (УКР) с правом решающего голоса получают от председателя участковой комиссии бюллетени для выдачи избирателям, участникам референдума и расписываются в их получении. В частности, это прямо предусмотрено положениями ч. 5 ст. 74 Закона о референдуме, п. 5 ст. 69 Закона о выборах Президента РФ, ч. 5 ст. 75 Закона о выборах депутатов Государственной Думы. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), согласно п. 6 комментируемой статьи также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.

Каждый избиратель, участник референдума имеет право получить один бюллетень, а в случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням - равное количество бюллетеней.

Перед выдачей бюллетеня член УИК (УКР) обязан удостовериться в том, что избирателю, участнику референдума не было выдано открепительное удостоверение, он не проголосовал досрочно, письменное заявление (устное обращение) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, и к нему не направлены члены участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования. Данная обязанность предусмотрена положениями ч. 6 ст. 74 Закона о референдуме, п. 6 ст. 69 Закона о выборах Президента РФ, ч. 6 ст. 75 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

7. Пункт 7 комментируемой статьи, изложенный Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ, полностью в новой редакции определяет способ, посредством которого проводится голосование: путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в ОМСУ) к позиции " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов"), а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с п. 35 ст. 38 комментируемого Закона - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.

Бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям " Да" и " Нет" (" За" и " Против"), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом, в соответствии с п. 17 ст. 68 комментируемого Закона считаются недействительными. Как предусмотрено там же, если на выборах в ОМСУ в избирательном бюллетене помещается строка " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов"), недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, позиции " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов"), или в которых отметки проставлены в квадрате, расположенном напротив позиции " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов"), и хотя бы в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом.

8. Положение п. 8 комментируемой статьи направлено на обеспечение тайны голосования: избиратель, участник референдума заполняет бюллетень в кабине для тайного голосования, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, к которым относятся настольные уголки, столики со стенками или перегородками, ширмы или иное аналогичное оборудование (см. ст. 61 Закона и комментарий к ней). В качестве единственного исключения из запрета присутствия при заполнении избирателем, участником референдума бюллетеня других лиц в ч. 10 комментируемой статьи предусмотрено, что избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума.

9. В пункте 9 комментируемой статьи предусмотрена и регламентирована процедура выдачи нового бюллетеня избирателю, участнику референдума, который считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку.

10. Пункт 10 комментируемой статьи предусматривает право избирателя, участника референдума, не имеющего возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума. При этом прямо установлен запрет на оказание помощи в этом случае членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. Данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 143-ФЗ. Однако принципиальным изменением является лишь то, что избиратель, участник референдума вправе воспользоваться помощью также для принятия участия в электронном голосовании.

Оказание помощи избирателю, участнику референдума, не имеющему возможности самостоятельно заполнить бюллетень, не является нарушением требований, установленных в п. п. 4 и 8 комментируемой статьи.

11. В соответствии с п. 11 комментируемой статьи избиратели, участники референдума опускают заполненные бюллетени в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

12. Пункт 12 комментируемой статьи содержит положения, направленные на обеспечение порядка в помещении для голосования. Соответственно этим положениям в п. 31 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ " О полиции" указано, что на полицию возлагается обязанность участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них.

Как следует из положений ч. 13 ст. 74 Закона о референдуме РФ, п. 13 ст. 69 Закона о выборах Президента РФ, ч. 13 ст. 75 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, председатель УИК (УКР) следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

13. В пункте 13 комментируемой статьи установлен запрет действий, направленных на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании. Данный запрет распространяется на зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, членов и уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, а также на организации, находящиеся в зависимости от указанных лиц.

14. Пункт 14 комментируемой статьи предоставляет законодателю субъекта РФ право предусмотреть возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. Впредь до урегулирования вопроса федеральным законом действует Временный порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, утв. Постановлением ЦИК России от 5 октября 2011 г. N 41/353-6 < 343>. Временный порядок в соответствии с его п. 1.1 применяется в случае, если законом субъекта РФ предусматривается возможность голосования по почте при проведении выборов в ОГВ субъекта РФ, выборов в ОМСУ, референдума субъекта РФ, местного референдума.

--------------------------------

< 343> Вестник ЦИК России. 2011. N 15.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал