Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Референдума и их опубликовании 4 страница






В день голосования перед началом голосования председатель УИК (УКР) предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим избирателям, участникам референдума, лицам, имеющим право присутствовать при голосовании, пустые переносные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой комиссии, пломбируются (см. ст. 64 Закона и комментарий к ней).

Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 262-ФЗ в рассматриваемый пункт включено положение, в соответствии с которым общее число получаемых членами УИК (УКР) бюллетеней не может превышать более чем на 5% число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). В прежней редакции данного пункта число бюллетеней, получаемых членами участковой комиссии при их выезде для осуществления голосования вне помещения для голосования, не ограничивалось, что расценивалось авторами проекта изменений как возможный коррупциогенный фактор.

Рассматриваемый пункт также дополнен Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 238-ФЗ положением о том, что при проведении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, должны иметь при себе информационные материалы, содержащие сведения, предусмотренные подпунктами " а" - " г" п. 1.2 ст. 38 комментируемого Закона, т.е. соответствующие сведения о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

10 - 11.1. Пункт 10 комментируемой статьи распространяет на голосование вне помещения для голосования установленные статьей 64 комментируемого Закона общие требования к порядку голосования. Наряду с прочим это означает, что избиратель, участник референдума, который не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, согласно п. 10 ст. 64 Закона вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума. С принятием Федерального закона от 14 июня 2011 г. N 143-ФЗ данное положение непосредственно закреплено в п. 11.1, введенном этим Законом.

В пункте 11 комментируемой статьи установлены требования к удостоверению факта выдачи бюллетеня (бюллетеней).

12. Пункт 12 комментируемой статьи устанавливает запрет выдачи членами УИК (УКР), выехавшими по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участников референдума, бюллетеней тем избирателям, участникам референдума, заявления (устные обращения) которых не зарегистрированы в реестре. Запрет действует и в том случае, если к выехавшим членам участковой комиссии обратились избиратели, участники референдума, указанные в п. 1 данной статьи. Для реализации такими избирателями, участниками референдума возможности голосования необходимо обязательное предварительное обращение в участковую комиссию.

13. В пункте 13 комментируемой статьи определены записи, которые должны быть внесены в список избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участников референдума, по возвращении в помещение для голосования.

14. Пункт 14 комментируемой статьи определяет лиц, которые имеют право присутствовать при проведении голосования вне помещения для голосования, а также устанавливает гарантии реализации данного права.

15. В пункте 15 комментируемой статьи установлена общая гарантия соблюдения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума при проведении голосования вне помещения для голосования. В непосредственной связи с данной гарантией находится и норма п. 10 данной статьи.

16. Пункт 16 комментируемой статьи определяет правовые последствия ситуации, когда избиратель, участник референдума, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования. В целях исключения возможности двойного голосования такому избирателю, участнику референдума бюллетень не выдается до установления факта, что указанный избиратель, участник референдума не проголосовал вне помещения для голосования.

На исключение возможности двойного голосования избирателем, участником референдума направлено также требование п. 13 данной статьи, согласно которому в списке избирателей, участников референдума делается особая отметка: " Голосовал вне помещения для голосования".

17. В пункте 17 комментируемой статьи установлена обязательность составления участковой комиссией по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования соответствующего акта, а также определены требования к содержанию такого акта.

 

Статья 67. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

 

Комментарий к статье 67

 

1. В комментируемой статье предусмотрено и регламентировано оформление протокола УИК (УКР) об итогах голосования. В соответствии с п. 1 данной статьи такой протокол представляет собой решение участковой комиссии об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума. В положении п. 26 ст. 68 комментируемого Закона установлено, что подписанием протокола участковой комиссии об итогах голосования завершается процесс подсчета голосов, который согласно п. 2 указанной статьи начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

В случае совмещения дней голосования на выборах и референдумах различных уровней участковой комиссией составляется отдельный протокол по каждому виду голосования (по каждому виду бюллетеней). В случае вынесения на референдум нескольких вопросов и изготовления для каждого вопроса референдума отдельного бюллетеня составляется отдельный протокол об итогах голосования отдельно по каждому вопросу референдума. Применительно к проведению федерального референдума данное требование закреплено в ч. 1 ст. 76 Закона о референдуме РФ.

На основании протоколов участковых комиссий об итогах голосования соответствующие вышестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума в порядке, установленном в ст. ст. 69 и 70 комментируемого Закона, устанавливают итоги голосования и определяют результаты выборов, референдума.

1.1. В пункте 1.1 комментируемой статьи предусмотрена возможность составления протокола об итогах голосования в электронном виде. Данный пункт введен Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ с учетом современного уровня информационных технологий, а также практики применения технических средств подсчета голосов.

2 - 3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает требования к оформлению и содержанию протокола участковой комиссии об итогах голосования. Согласно данному пункту составление протокола более чем на одном листе (упомянутым выше Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ уточнено, что речь идет об оформлении протокола на бумажном носителе) допускается только в исключительных случаях. При этом каждый лист должен быть пронумерован и подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса с проставлением печати участковой комиссии.

В соответствии с п. 26 ст. 68 комментируемого Закона протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. В пункте 27 указанной статьи установлено, что протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.

Нумерация строк протокола участковой комиссии об итогах голосования согласно п. 3 комментируемой статьи устанавливается федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта РФ соответственно уровню выборов, референдума. Для проведения федерального референдума нумерация строк протокола установлена в ч. 2 ст. 76 Закона о референдуме РФ, выборов в федеральные ОГВ - соответственно в п. 2 ст. 75 Закона о выборах Президента РФ, ч. 2 ст. 78 Закона о выборах депутатов Государственной Думы.

Форма протокола об итогах голосования утверждается комиссией, организующей выборы, референдум. В качестве примера следует упомянуть о Постановлениях ЦИК России от 1 июня 2011 г. N 13/144-6 < 346> и от 1 июня 2011 г. N 13/146-6 < 347>, которыми утверждены формы протоколов УИК об итогах голосования на избирательном участке при проведении выборов соответственно депутатов Государственной Думы шестого созыва и Президента РФ.

--------------------------------

< 346> Вестник ЦИК России. 2011. N 9.

< 347> Там же.

 

Во избежание разночтений в п. 3 комментируемой статьи установлено, что числа, указанные в п. 2 данной статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью.

 

Статья 68. Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией

 

Комментарий к статье 68

 

1. Комментируемая статья определяет порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования УИК, УКР. В пункте 1 данной статьи указаны основные принципы осуществления участковой комиссией подсчета голосов избирателей, участников референдума: открытость и гласность при подсчете голосов, соблюдение установленной последовательности в выполнении действий по подсчету бюллетеней и голосов, оформление в установленном порядке протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, осуществление подсчета голосов только членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Названные принципы реализованы в соответствующих положениях комментируемой статьи, детально регламентирующей порядок подсчета участковой комиссией голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает требование непрерывности процедуры подсчета участковой комиссией голосов избирателей, участников референдума. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Итоги голосования устанавливаются на проводимом в соответствии с п. 26 комментируемой статьи итоговом заседании участковой комиссии, на котором подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования. Необходимо иметь в виду, что пункт 9 ст. 69 комментируемого Закона предусматривает процедуру проведения повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов. О возможности проведения повторного подсчета голосов избирателей говорится и в п. п. 25 и 26 комментируемой статьи.

В рассматриваемом пункте также установлена очередность подсчета голосов в случае совмещения выборов разных уровней: в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные ОГВ, затем - в ОГВ субъекта РФ, затем - в ОМСУ.

3. В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрена и регламентирована процедура подсчета и погашения неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования. Данные о числе погашенных бюллетеней вносятся в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.

4. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи после заполнения строки 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы председатель, заместитель председателя или секретарь УИК (УКР) уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования. Данные о числе бюллетеней, полученных участковой комиссией, содержатся в составляемых в соответствии со ст. 63 комментируемого Закона актах о передаче бюллетеней в участковую комиссию из вышестоящей комиссии.

В число бюллетеней, полученных участковой комиссией, не входят данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии (ИКМО, ОИК) избирателей, участников референдума (до внесения Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ изменения говорилось о проголосовавших в помещении территориальной комиссии, комиссии муниципального образования участниках референдума).

5 - 6. Как предусмотрено в п. 5 комментируемой статьи, до непосредственного подсчета голосов избирателей, участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума суммарные данные, которые необходимы для заполнения строк 1, 3 - 6, 11а - 11г. протокола об итогах голосования.

После этого согласно п. 6 данной статьи член участковой комиссии с правом решающего голоса, внесший данные, подписывает каждую страницу списка, суммирует данные, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает сумму всех данных, вносит в последнюю страницу списка, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии.

Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола. В строки 11а - 11е протокола об итогах голосования и его увеличенной формы данные вносятся, если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.

Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ в п. 6 комментируемой статьи включены положения, предусматривающие проведение проверки установленного контрольного соотношения. Если контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете данных. Если в результате дополнительного подсчета контрольное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строку 11е протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если контрольное соотношение выполняется, в строке 11е проставляется цифра " 0".

После выполнения указанных процедур наблюдатели и иные лица, указанные в п. 3 ст. 30 комментируемого Закона, вправе ознакомиться со списком избирателей, участников референдума. Члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.

7. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи после заполнения строк 1, 3 - 6, 11а - 11е протокола об итогах голосования и его увеличенной формы список избирателей, участников референдума хранится до проверки контрольных соотношений в сейфе либо ином специально приспособленном для хранения документов месте, исключающем доступ к списку. Хранение списка обеспечивает председатель или секретарь участковой комиссии.

8. Согласно пункту 8 комментируемой статьи непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится только членами УИК (УКР) с правом решающего голоса. Подсчет голосов производится по бюллетеням, находящимся в стационарных и переносных ящиках для голосования.

9 - 10. Положения пунктов 9 - 10 комментируемой статьи закрепляют согласующиеся с нормами ст. 30 комментируемого Закона гарантии, обеспечивающие гласность в процессе работы участковых комиссий при непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в п. 3 ст. 30 комментируемого Закона, т.е. члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.

11. В пункте 11 комментируемой статьи предусмотрено, что при подсчете голосов не учитываются бюллетени неустановленной формы, т.е. бюллетени, изготовленные не по установленной форме, а также бюллетени, на которых не проставлены две подписи членов комиссии с правом решающего голоса, заверенные печатью комиссии. При сортировке бюллетеней такие бюллетени отделяются участковой комиссией.

12. Пункт 12 комментируемой статьи предписывает в первую очередь производить подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. В случае, если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными. Об этом должен быть составлен с соблюдением установленных требований акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.

13 - 15. Как следует из п. 13 комментируемой статьи, после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них вскрываются стационарные ящики для голосования и извлеченные из них бюллетени смешиваются с бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования.

Далее в соответствии с п. 14 данной статьи члены участковой комиссии сортируют бюллетени, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При этом члены участковой комиссии с правом решающего голоса поочередно оглашают содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.

Согласно пункту 15 данной статьи сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, при проведении выборов по многомандатным избирательным округам не производится. Отметки избирателя поочередно оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.

16. В пункте 14 ст. 65 комментируемого Закона установлено, что в случае, если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более 1% от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее 10 избирателей, участников референдума), то на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии. Соответственно данной норме пункт 16 комментируемой статьи закрепляет обязанность участковой комиссии произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых в указанных случаях проставлена печать участковой комиссии. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

Пункт 16 комментируемой статьи изложен Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 95-ФЗ полностью в новой редакции соответственно тому, как этим же Законом изложена полностью в новой редакции указанная статья 65 комментируемого Закона. Кроме того, в новой редакции рассматриваемого пункта не воспроизведено положение, согласно которому указанные бюллетени, по которым произведен отдельный подсчет голосов, должны быть упакованы отдельно и опечатаны.

17. Пункт 17 комментируемой статьи предписывает производить подсчет и суммирование недействительных бюллетеней отдельно. При этом определено, что недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах, относящихся к позициям " Да" и " Нет" (" За" и " Против"), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ в данный пункт введены положения, предусматривающие, что в случае, когда на выборах в ОМСУ в избирательном бюллетене помещается строка " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов"), недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, позиции " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов"), или в которых отметки проставлены в квадрате, расположенном напротив позиции " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов"), и хотя бы в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом.

В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. Вопрос о действительности сомнительных бюллетеней (т.е. бюллетеней, из которых волеизъявление избирателей не следует с очевидностью) решается участковой комиссией по окончании сортировки путем голосования. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с п. 12 комментируемой статьи при вскрытии переносных ящиков для голосования и в соответствии с п. 15 ст. 65 комментируемого Закона при вскрытии конвертов с бюллетенями избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно) заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

18. В пункте 18 комментируемой статьи предусмотрена и регламентирована процедура подсчета рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов), а на выборах в ОМСУ также по позиции " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов"), по позициям " Да" и " Нет" (" За" и " Против"). Полученные данные о числе голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, числе голосов участников референдума по позициям " Да" и " Нет" (" За" и " Против"), а на выборах в ОМСУ также по позиции " Против всех кандидатов" (" Против всех списков кандидатов") заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.

19 - 21. Согласно пункту 19 комментируемой статьи в строку 11 протокола об итогах голосования вносится число действительных бюллетеней. Данное число подсчитывают и вносят как в протокол, так и в его увеличенную форму члены участковой комиссии с правом решающего голоса.

Затем в соответствии с п. 20 данной статьи члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.

Пункт 21 данной статьи предусматривает право наблюдателей после выполнения данных процедур визуально ознакомиться с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

22. В пункте 22 комментируемой статьи установлена обязанность УИК (УКР) проводить проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Контрольные соотношения устанавливаются федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта РФ соответственно уровню выборов, референдума. Так, в отношении федерального референдума, федеральных выборов контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования, установлены в приложении 2 к Закону о референдуме РФ, приложении 4 к Закону о выборах Президента РФ, приложении 3 к Закону о выборах депутатов Государственной Думы.

Проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, проводится после ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями. В рассматриваемом пункте также определены последствия невыполнения контрольных соотношений.

23. Пункт 23 комментируемой статьи предусматривает и регламентирует процедуру упаковки рассортированных бюллетеней после завершения подсчета в отдельные пачки, а затем - в мешки или коробки, которые могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда.

24. В пункте 24 комментируемой статьи определен порядок действий членов УИК (УКР) с правом решающего голоса при использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей, участников референдума. Более детальная регламентация указанных действий содержится в документах ЦИК России, о которых сказано ниже.

25. Пункт 25 комментируемой статьи обязывает УИК (УКР) рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения. Принятые по результатам рассмотрения жалоб (заявлений) решения подлежат приобщению к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.

В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений), касающихся процедуры подсчета голосов, от лиц, присутствующих при подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования указанного технического средства (т.е. о ручном подсчете), по итогам которого либо составляется протокол об итогах голосования (в случае разницы более чем в 1%, определяемой делением разницы между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, на большее число голосов, но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с помощью указанного технического средства, хотя бы по одной из определенных законом строк протокола участковой комиссии об итогах голосования) с отметкой " Повторный", либо подписывается протокол, составленный с помощью указанного технического средства; составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе ручного подсчета голосов с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.

26 - 27. Подписание протокола об итогах голосования пункт 26 комментируемой статьи обязывает производить на итоговом заседании УИК (УКР), на котором должны быть рассмотрены поступившие в комиссию жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума.

Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с соблюдением требований, установленных в п. п. 26 и 27 данной статьи. Нарушение данных требований при подписании протокола об итогах голосования является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

28. В пункте 28 комментируемой статьи указано на право членов участковой комиссии с правом решающего голоса в случае несогласия с содержанием протокола при его подписании приложить к протоколу особое мнение. Это право предусмотрено в п. 17 ст. 28 комментируемого Закона. В случае приложения к протоколу особого мнения об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе.

29. В пункте 29 комментируемой статьи предусмотрена и регламентирована процедура выдачи заверенных копий протокола об итогах голосования лицам, имеющим на то право, т.е. членам участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса, наблюдателям, иным лицам, указанным в п. 3 ст. 30 комментируемого Закона. Заверение копии протокола производится в порядке, предусмотренном в п. 12 ст. 30 данного Закона. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 40-ФЗ рассматриваемый пункт дополнен положением, предусматривающим, что в случае составления протокола в электронном виде его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном комментируемым Законом. Этим же Законом введено положение о необходимости нумерации выдаваемых заверенных копий протоколов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал