Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Референдума и их опубликовании 6 страница






В свою очередь, зарегистрированный кандидат согласно данному пункту обязан представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Копия такого документа должна быть представлена кандидатом в избирательную комиссию в пятидневный срок не со дня, а после его извещения о результатах выборов. При этом срок исчисляется по правилу п. 4 ст. 11.1 комментируемого Закона (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 14 июня 2006 г. по делу N 24-Г06-10).

В пункте 6 комментируемой статьи в прежней редакции были также определены правовые последствия невыполнения зарегистрированным кандидатом данного требования. Эти положения перенесены Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ с внесением редакционных изменений в новые пункты 6.1 и 6.2 этой статьи.

Положения пункта 6 комментируемой статьи в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 207-ФЗ " О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике" < 352> не применяются в отношении гражданина, избранного депутатом представительного органа муниципального образования, выборным должностным лицом местного самоуправления во вновь образованном муниципальном образовании на территориях Республики Ингушетия и Чеченской Республики, до дня, начиная с которого указанные органы приступают к исполнению полномочий.

--------------------------------

< 352> СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5502.

 

7. В пункте 7 комментируемой статьи федеральному законодателю, законодателю субъекта РФ предоставлено право своим актом соответственно уровню выборов предусмотреть, что если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Такой закон в силу данного пункта должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится, т.е. обстоятельств, признаваемых вынуждающими кандидата к тому, чтобы не слагать полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица. При этом могут быть учтены положения п. 36 ст. 38 комментируемого Закона, в которых указаны обстоятельства, признаваемые в качестве обстоятельств, вынуждающих зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру.

8. В соответствии с ч. 5 ст. 80 Закона о референдуме РФ ЦИК России признает федеральный референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Согласно части 7 указанной статьи ЦИК России признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Аналогичными нормами в силу ч. 8 комментируемой статьи должен руководствоваться законодатель субъекта РФ, устанавливая основания признания регионального, местного референдума состоявшимся или несостоявшимся. Дополнительные основания признания регионального, местного референдума несостоявшимся законом субъекта РФ установлены быть не могут.

9. Пункт 9 комментируемой статьи устанавливает основания, по которым итоги голосования, результаты выборов, регионального, местного референдума признаются соответствующей комиссией недействительными.

Допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения согласно подп. " а" данного пункта являются основанием для признания итогов голосования, результатов выборов недействительными только в случае, если эти нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

В соответствии с подп. " б" п. 9 комментируемой статьи итоги голосования, результаты выборов, референдума признаются недействительными в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума. Аналогичное основание признания ЦИК России результатов федерального референдума недействительными предусмотрено в ч. 8 ст. 80 Закона о референдуме РФ.

10. Как следует из п. 10 комментируемой статьи, порядок и сроки хранения документации комиссий всех уровней устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ соответственно уровню выборов, референдума. Так, порядок и сроки хранения документов федерального референдума установлены в ст. 84 Закона о референдуме РФ, избирательной документации по выборам в федеральные органы государственной власти - в положениях ст. 81 Закона о выборах Президента РФ, ст. 88 Закона о выборах депутатов Государственной Думы соответственно.

Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает минимальные сроки хранения подписных листов с подписями избирателей, участников референдума, бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, протоколов об итогах голосования и сводных таблиц избирательных комиссий об итогах голосования. Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ в данный пункт включено положение, согласно которому срок хранения открепительных удостоверений не может быть менее срока хранения списков избирателей, участников референдума.

Согласно рассматриваемому пункту ответственность за сохранность избирательной документации, документации референдума до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив лежит на председателе (заместителе председателя) и секретаре соответствующей комиссии.

11. В соответствии с п. 11 комментируемой статьи порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации выборов в федеральные органы государственной власти, документации федерального референдума утверждается ЦИК России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере архивного дела. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 " О Министерстве культуры Российской Федерации" < 353>, является Минкультуры России.

--------------------------------

< 353> СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4758.

 

В качестве примера следует назвать Постановления ЦИК России от 1 июня 2011 г. N 13/148-6 " О Порядке хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, и Порядке уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" < 354> и от 1 июня 2011 г. N 13/149-6 " О Порядке хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации в 2012 году, и Порядке уничтожения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации в 2012 году" < 355>.

--------------------------------

< 354> Вестник ЦИК России. 2011. N 9.

< 355> Там же.

 

При ЦИК России действует Центральный архив. Положение о Центральном архиве Центральной избирательной комиссии Российской Федерации утверждено Постановлением ЦИК России от 24 апреля 1997 г. N 125/931-II < 356>.

--------------------------------

< 356> Вестник ЦИК России. 1997. N 4.

 

Порядок хранения, передачи в архив и уничтожения избирательной документации выборов в ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, документации регионального, местного референдума согласно рассматриваемому пункту утверждается ИКС РФ по согласованию с соответствующими государственными архивными органами.

 

Статья 71. Повторное голосование и повторные выборы. Дополнительные выборы. Замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, из списков кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

Комментарий к статье 71

 

1. В комментируемой статье регламентированы процедуры повторного голосования, повторных выборов и дополнительных выборов, а после внесения дополнений Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ - также процедуры замещения вакантных депутатских мандатов, исключения зарегистрированных кандидатов из списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, которым переданы депутатские мандаты.

Положения п. п. 1 - 3 данной статьи регламентируют процедуру повторного голосования, т.е. проведения второго тура выборов по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В этом отношении, прежде всего, представляется необходимым привести следующую правовую позицию, выраженную в Постановлении КС России от 11 июня 2002 г. N 10-П: альтернативность как необходимое условие свободных выборов относится к самому существу избирательного права; во всяком случае без проведения голосования по нескольким кандидатурам на общих выборах оно теряет свое реальное содержание, а граждане фактически лишаются возможности реализовать принадлежащие им избирательные права, и потому в данной части эти права не подлежат ограничению; отсюда также следует, что выборы должны быть признаны несостоявшимися, если в избирательный бюллетень для голосования были включены лишь два кандидата и ни один из них не получил необходимого для избрания числа голосов избирателей; вместе с тем законодатель - для обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов в сфере реализации избирательных прав и осуществления народовластия через избираемые органы государственной власти - вправе предусмотреть второй тур выборов, т.е. повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей, которое проводится в случае, если в результате голосования в первом туре ни один из кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.

Согласно пункту 1 комментируемой статьи возможность проведения повторного голосования закрепляется в федеральном законе, законе субъекта РФ соответственно уровню выборов выборного должностного лица. Этим же законом устанавливается порядок организации и проведения повторного голосования, в т.ч. порядок размещения в бюллетене данных о кандидатах, по которым проводится повторное голосование. Законом может быть предусмотрено повторное голосование не только по двум, но и по большему числу кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей.

Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ в рассматриваемый пункт включены положения, регламентирующие повторное голосование на выборах высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ). Так, установлено, что избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. На случай же, когда в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ), предусмотрено повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Пункт 1 комментируемой статьи также предусматривает правовые последствия ситуации, когда законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей. В этом случае соответствующая избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися (данное основание признания избирательной комиссией выборов не состоявшимися предусмотрено в подп. " е" п. 2 ст. 70 комментируемого Закона) и в силу п. 5 комментируемой статьи должны быть проведены повторные выборы.

На федеральном уровне проведение повторного голосования предусмотрено при проведении выборов Президента РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 77 Закона о выборах Президента РФ в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, ЦИК России назначает повторное голосование на выборах Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования. В пункте 2 этой же статьи установлено, что повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах; сообщение о проведении повторного голосования публикуется в СМИ не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения ЦИК России.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает правило определения избранного кандидата по итогам повторного голосования: избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом. Таким образом, для избрания кандидату во втором туре выборов достаточно относительного, а не абсолютного большинства голосов избирателей.

Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 146-ФЗ в данный пункт введено положение, определяющее правило определения избранного кандидата по итогам повторного голосования при проведении выборов в ОМСУ: избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом, при условии, что число голосов избирателей, полученных кандидатом, набравшим большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

3. В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено, что в случае, если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место по решению избирательной комиссии, определяющей результаты выборов, передается следующему по числу полученных голосов кандидату, ранее участвовавшему в данных выборах. В соответствии с п. 3 ст. 77 Закона о выборах Президента РФ установлено, что место выбывшего кандидата передается следующему по числу полученных голосов кандидату по решению ЦИК России при наличии письменного заявления указанного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования; такое заявление должно быть подано не позднее чем на второй день со дня выбытия кандидата, по которому первоначально назначено повторное голосование; в этом случае повторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня выбытия кандидата.

Пункт 3 комментируемой статьи также предусматривает возможность проведения повторного голосования по одной кандидатуре (о возможности голосования по одной кандидатуре при проведении повторного голосования говорится также в п. 35 ст. 38 комментируемого Закона). Такое голосование проводится в случае, если выбыли все следующие кандидаты. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Как отмечено в Постановлении КС России от 11 июня 2002 г. N 10-П, поскольку в первом туре избиратели имели реальную возможность свободного выбора из нескольких кандидатов, т.е. свободные выборы на альтернативной основе были проведены, и поскольку законодатель не исключает возможность отмены регистрации кандидата, включенного в бюллетень для повторного голосования, в связи с чем независимо от воли избирателей на день проведения повторного голосования в избирательном бюллетене может остаться только одна кандидатура, федеральный законодатель - в целях обеспечения результативности выборов - правомочен предусмотреть возможность проведения повторного голосования по одной кандидатуре, которое, по смыслу Конституции РФ, должно осуществляться на основе общепризнанных принципов народовластия и демократического большинства как одного из важнейших критериев легитимности выборов; исходя из этих требований, пунктом 3 ст. 59 Закона 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав предписано, что кандидат может считаться избранным, если он получит не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании; установление же запрета на проведение повторного голосования в случае, когда на день его проведения в избирательном бюллетене осталась только одна кандидатура, представляет собой ограничение избирательных прав граждан, которое нельзя ввести без соблюдения критериев, установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; во всяком случае такой запрет непосредственно законом субъекта Российской Федерации предусматриваться не может.

В случае, если при проведении повторного голосования выбыли все кандидаты, то в соответствии с подп. " д" п. 2 ст. 70 комментируемого Закона выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися и в силу п. п. 3 и 5 комментируемой статьи проводятся повторные выборы.

4. Пункт 4 комментируемой статьи, утративший силу в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, устанавливал сроки проведения повторных выборов в случае выбытия всех кандидатов. Сроки проведения повторных выборов регламентированы положениями п. 6 комментируемой статьи.

5. В пункте 5 комментируемой статьи установлен исчерпывающий перечень случаев назначения повторных выборов. Так, повторные выборы назначаются в случае, если: выборы признаны несостоявшимися, недействительными; кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата; кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица; после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными (в этом случае повторные выборы согласно п. 5 ст. 70 комментируемого Закона назначаются по незамещенным мандатам).

Повторные выборы назначаются органом, уполномоченным на то федеральным законом или законом субъекта РФ соответственно уровню выборов. Если повторные выборы Президента РФ согласно ч. 1 ст. 78 Закона о выборах Президента РФ назначает Совет Федерации, т.е. тот же орган, который уполномочен назначать первоначальные выборы Президента РФ, то повторные выборы депутатов Государственной Думы в соответствии со ст. 84 Закона о выборах депутатов Государственной Думы назначает ЦИК России, в то время как первоначальные выборы депутатов Государственной Думы уполномочен Президент РФ.

6. В соответствии с п. 2 ст. 78 Закона о выборах Президента РФ голосование на повторных выборах Президента РФ проводится не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы депутатов Государственной Думы согласно ст. 84 Закона о выборах депутатов Государственной Думы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

День голосования на повторных выборах в законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, выборного должностного лица устанавливается по правилам п. 6 комментируемой статьи (пункт изложен Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ полностью в новой редакции), учитывающим правила установления единого дня голосования на выборах в ОГВ субъектов РФ и ОМСУ (см. ст. ст. 8 и 10 Закона, а также комментарий к ним):

если основные выборы проводились во второе воскресенье сентября и по их результатам соответствующий орган не был сформирован в правомочном составе либо выборное должностное лицо не было избрано, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах;

в остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов.

В соответствии с п. 6 комментируемой статьи при проведении повторных выборов сроки избирательных действий могут быть сокращены на одну треть. Данные сроки сокращаются по решению органа, уполномоченного законом назначать повторные выборы, что является одной из новелл, установленных Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ. В ранее действовавшей редакции статьи предусматривалось, что сроки избирательных действий могут быть сокращены по решению соответствующей избирательной комиссии. При проведении повторных выборов Президента РФ сроки избирательных действий согласно п. 2 ст. 78 Закона о выборах Президента РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ) сокращаются по решению Совета Федерации, а при проведении повторных выборов депутатов Государственной Думы в соответствии со ст. 84 Закона о выборах депутатов Государственной Думы - по решению ЦИК России.

Наряду с прочим в п. 6 комментируемой статьи установлено, что решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

7. Пункт 7 комментируемой статьи в целях обеспечения организации и проведения повторных выборов обязывает организующую выборы избирательную комиссию распорядиться либо о продлении срока полномочий, либо о формировании в новом составе ОИК, а также УИК, указанных в п. 1.1 ст. 27 комментируемого Закона, если полномочия этих избирательных комиссий не истекли. Речь идет об УИК, формируемых на избирательном участке, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, находящемся в день голосования в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума или в местах, где пребывают избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах России. Срок полномочий ОИК истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов (п. 2 ст. 25 комментируемого Закона), а указанных УИК - не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии (п. 2 ст. 27 данного Закона).

8 - 9. Положения пунктов 8 и 9 комментируемой статьи устанавливают основания назначения дополнительных выборов и порядок их проведения. Учитывая, что выборы депутатов Государственной Думы согласно Закону о выборах депутатов Государственной Думы проводятся по единому избирательному округу, нормы данных пунктов адресованы законодателям субъектов РФ, которые обязаны их учитывать при принятии законов. Вместе с тем Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусматривает избрание половины депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам (см. комментарий к ст. 18 Закона).

Дополнительные выборы назначаются в случае досрочного прекращения полномочий депутата выборного органа, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу. Назначает дополнительные выборы орган, уполномоченный на то законом, что является одной из новелл, установленных Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ. В ранее действовавшей редакции статьи предусматривалось, что дополнительные выборы назначаются по решению соответствующей избирательной комиссии.

В пункте 9 комментируемой статьи установлены особенности назначения дополнительных выборов в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего: дополнительные выборы назначаются и проводятся в случае, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законодателю субъекта РФ предоставлена возможность установления своим законом и иных оснований для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

Дополнительные выборы как в одномандатном, так и в многомандатном избирательном округе проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.

С учетом установления единого дня голосования на выборах в ОГВ субъектов РФ и ОМСУ пункт 8 комментируемой статьи (пункт изложен Федеральным законом от 2 октября 2012 г. N 157-ФЗ полностью в новой редакции) определяет правила, по которым определяется день голосования на повторных выборах (см. ст. ст. 8 и 10 Закона, а также комментарий к ним): дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва - на день голосования на этих выборах.

В пункте 8 статьи также предусмотрено, что в случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий. По решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы (а не соответствующей избирательной комиссии, как это устанавливалось в ранее действовавшей редакции статьи) сроки избирательных действий при этом могут быть сокращены на одну треть.

10. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает запрет на проведение как повторных, так дополнительных выборов в случае, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

11. В пункте 11 комментируемой статьи, утратившем силу в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ, региональным законодателям предоставлялась возможность отложение на срок, не превышающий двух лет, очередных повторных выборов, в случае, если повторные выборы были признаны не состоявшимися.

12. Пункт 12 комментируемой статьи определяет правовые последствия ситуации, когда законодательный (представительный) ОГВ субъекта РФ, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе в результате досрочного прекращения депутатских полномочий в последний год таких полномочий, т.е. когда в силу п. 10 статьи проведение дополнительных выборов невозможно. В этом случае назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 ст. 10 комментируемого Закона, т.е. не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

13. В пункте 13 комментируемой статьи установлен прямой запрет на установление в федеральных законах, законах субъектов РФ такого порядка, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий указанного депутата и выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации депутатом, выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов. Учитывая, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по единому избирательному округу, норма данного пункта адресована законодателям субъектов РФ.

14 - 16. Федеральным законом от 25 июля 2011 г. N 263-ФЗ в комментируемую статью включены пункты 14 - 18, в результате чего определен порядок замещения вакантных депутатских мандатов и основания для исключения кандидатов из списков кандидатов, которые допущены к распределению депутатских мандатов или которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законодательством РФ.

Эти положения закреплены исходя из положений ст. 89 Закона о выборах депутатов Государственной Думы, регламентирующих замещение вакантных депутатских мандатов, исключение зарегистрированного кандидата из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, федерального списка кандидатов, которому переданы депутатские мандаты.

Так, в части 1 ст. 89 названного Закона (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ) предусмотрено следующее: в случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой этот депутат был избран, вправе предложить ЦИК России кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же федерального списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата; при этом указанная кандидатура предлагается из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же региональную группу кандидатов (в общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно; если в соответствующей региональной группе кандидатов (в общефедеральной части федерального списка кандидатов) остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатских мандатов и письменно сообщившие в указанный орган политической партии о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии вправе предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата из другой региональной группы кандидатов (из общефедеральной части федерального списка кандидатов); предложение кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, предусмотренном уставом соответствующей политической партии; в этом случае ЦИК России передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом политической партии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал