Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательства о выборах и референдумах






 

Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации

 

Комментарий к статье 75

 

1. В комментируемой статье говорится об обжаловании решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ. Пункт 1 данной статьи указывает на саму возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) ОГВ, ОМСУ, общественных объединений и должностных лиц, а также решений и действий (бездействия) комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме.

Основой для такого регулирования являются нормы ст. 46 Конституции РФ, согласно которым: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1); решения и действия (или бездействие) ОГВ, ОМСУ, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2). Как неоднократно отмечал КС России, ч. ч. 1 и 2 статья 46 Конституции РФ, гарантирующая право на судебную защиту и обжалование в суд решений и действий (или бездействия) ОГВ, ОМСУ, общественных объединений и должностных лиц, исходит из обязанности государства обеспечить каждому право на доступ к правосудию. КС России сформулировал в Постановлении от 3 мая 1995 г. N 4-П < 371> и позднее неоднократно подтвердил в других своих решениях правовую позицию, согласно которой названные конституционные права в соответствии со ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут рассматриваться судами как подлежащие ограничению и выступают как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод; государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной.

--------------------------------

< 371> СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1764.

 

Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5:

к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подп. 21 и 38 ст. 2, п. 1 ст. 28 комментируемого Закона, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально;

к действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий;

под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии;

под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в п. 13 ст. 28 комментируемого Закона), однако свою обязанность не выполнили.

Согласно разъяснениям, данным в п. 12 указанного Постановления о защите избирательных прав, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ).

Там же указано, что по отдельным требованиям, касающимся защиты избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, федеральными законами определены исчерпывающие перечни лиц, которые вправе обратиться в суд в связи с нарушениями, допущенными в отношении их или в отношении других лиц. Такие перечни установлены, в частности, для обращения в суд со следующими требованиями:

о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума (ч. 4 ст. 259 ГПК РФ, п. п. 2, 3, и 4 ст. 31 комментируемого Закона);

об определении срока назначения выборов (п. 9 ст. 10 комментируемого Закона);

о назначении местного референдума (ч. 5 ст. 22 Закона о местном самоуправлении);

об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о проведении местного референдума, а также принятого на местном референдуме решения (ч. 9 ст. 22 Закона о местном самоуправлении);

об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов (п. 6 ст. 76 комментируемого Закона);

об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (п. 6 ст. 76 комментируемого Закона);

об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов (ч. 3 ст. 259 ГПК РФ, п. п. 7, 8, 9 и 12 ст. 76 комментируемого Закона);

об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ч. 5 ст. 259 ГПК РФ, п. 10 ст. 76 комментируемого Закона).

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет подсудность рассмотрения дел по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме, т.е. определяет, суды общей юрисдикции какого уровня вправе рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) соответствующих комиссий. Разъяснения, которыми следует руководствоваться при определении подсудности рассмотрения дел, даны в следующих положениях п. п. 5 - 9 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав.

Исходя из положений ст. 24 ГПК РФ районными судами, в частности, рассматриваются и разрешаются дела:

об оспаривании действий или бездействия (за исключением бездействия в форме уклонения от принятия решения) ЦИК России, ИКС РФ, ОИК по выборам в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ;

об оспаривании решений, действий (бездействия) ИКМО, а также ОИК по выборам в представительные органы муниципальных образований, ТИК и УИК;

об отмене регистрации кандидата, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов при проведении муниципальных выборов, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников такого референдума;

о расформировании ИКМО, ОИК по выборам в представительные органы муниципальных образований, ТИК, а также УИК;

об оспаривании решений, действий (бездействия) ОГВ, ОМСУ, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан РФ;

о назначении местного референдума.

Согласно пунктам 4 и 5 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ, п. 2 комментируемой статьи, п. 7 ст. 3 Закона об обеспечении прав избирать и быть избранными в ОМСУ, ч. 17 ст. 15 Закона о референдуме РФ к подсудности верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов отнесены дела:

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ИКС РФ (независимо от уровня выборов, референдума), ОИК по выборам в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

об отмене регистрации кандидата, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ, а также об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта РФ, иной группы участников такого референдума;

о расформировании ИКС РФ, ОИК по выборам в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ;

об определении срока назначения выборов депутатов представительных (законодательных) ОГВ субъектов РФ;

об определении срока назначения выборов депутатов представительных ОМСУ, членов выборного ОМСУ и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, а также об установлении порядка их назначения.

ВС России в силу ст. 27 ГПК РФ, п. п. 7 - 10 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона " О Верховном Суде Российской Федерации", ч. 17 ст. 15, ч. 1 ст. 89 Закона о референдуме РФ, п. 2 комментируемой статьи, п. п. 4, 5 и 6 ст. 84 Закона о выборах Президента РФ, ч. ч. 7 - 10, 12 ст. 91 Закона о выборах депутатов Государственной Думы рассматриваются дела:

об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК России (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

об отмене регистрации кандидата на должность Президента РФ, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы;

о прекращении деятельности инициативной агитационной группы, инициативной группы по проведению референдума РФ;

о расформировании ЦИК России.

В тех случаях, когда полномочия одних избирательных комиссий, комиссий референдума возлагаются на другие избирательные комиссии, комиссии референдума (например, полномочия ОИК по выборам в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ - на ТИК на основании п. 1 ст. 25 комментируемого Закона), подсудность дела следует определять с учетом уровня комиссии, полномочия которой возложены на другую избирательную комиссию, комиссию референдума.

Если истек срок полномочий избирательной комиссии, комиссии референдума, решение, действие, бездействие которых оспариваются, то родовая подсудность должна определяться исходя из уровня этой комиссии и уровня выборов, референдума, а территориальная подсудность - с учетом места нахождения комиссии, которая организовала подготовку и проведение соответствующих выборов, референдума и относится к заинтересованным лицам по заявленным требованиям.

Как отмечено в Определении КС России от 12 июля 2005 г. N 322-О < 372>, пункт 4 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ о подсудности дел по избирательным спорам и пункт 2 комментируемой статьи об обжаловании решений и действий (бездействия) избирательных комиссий в соответствующий суд по подсудности, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями ГПК РФ и комментируемого Закона, предполагают обязанность суда соответствующего уровня рассмотреть по существу не только решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, организующей выборы, но и одновременно решения и действия (бездействие) всех нижестоящих комиссий, принимавших участие в организации и проведении данных выборов, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты указанных выборов, а также предусматривают возможность обжалования решения суда по делу о защите избирательных прав в кассационной и надзорной инстанциях и, следовательно, не могут рассматриваться как допускающие, вопреки утверждению заявителя, неполноту судебного исследования доказательств по делу, принятие необоснованных судебных решений и ограничение права на судебную защиту.

--------------------------------

< 372> СПС.

 

3. В пункте 3 комментируемой статьи указано, что решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями. В этой связи необходимо отметить, что в п. 44 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав разъяснено следующее:

в соответствии со ст. 210 ГПК РФ решения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме приводятся в исполнение после их вступления в законную силу за исключением решений о включении гражданина в список избирателей, участников референдума и о назначении муниципальных выборов, которые согласно ст. 211 данного Кодекса и п. 9 ст. 3 Закона об обеспечении прав избирать и быть избранными в ОМСУ подлежат немедленному исполнению;

решение суда об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) в силу ч. 4 ст. 260.1 ГПК РФ не может быть обращено к немедленному исполнению;

решения по иным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ суд вправе обратить к немедленному исполнению только по инициативе заявителей и при наличии обстоятельств, названных в ч. 1 ст. 212 ГПК РФ;

решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего ОГВ, ОМСУ, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежит исполнению в указанные судом сроки (ч. 1 ст. 261 ГПК РФ);

согласно статье 6 Федерального конституционного закона " О судебной системе в Российской Федерации", ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона " О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и п. 3 комментируемой статьи, решение суда обязательно для исполнения и служит достаточным основанием, в частности, для регистрации кандидата, списка кандидатов (восстановления их регистрации), не требуя какого бы то ни было подтверждения со стороны соответствующей комиссии.

4. Пункт 4 комментируемой статьи указывает, что решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 данной статьи. В рассматриваемом пункте также установлено, что при рассмотрении жалобы на такое решение суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.

Следует отметить, что согласно разъяснениям, данным в п. 10 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав, решения вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, оставляющие в силе решения нижестоящих комиссий, могут быть оспорены в судебном порядке вместе с решением нижестоящей комиссии, разрешившей вопрос по существу; подсудность дела в таких случаях определяется в зависимости от уровня комиссии, решение которой обжаловалось в вышестоящую комиссию.

5. Согласно пункту 5 комментируемой статьи случаи, в которых суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии, должны быть предусмотрены в федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ соответственно уровню выборов, референдума.

Основания отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума установлены в ст. 76 комментируемого Закона.

6. В пункте 6 комментируемой статьи предусмотрена возможность обжалования решений и действий (бездействия) комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, непосредственно в вышестоящую комиссию. Данное положение согласуется с нормой ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ) < 373>, в соответствии с которой гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

--------------------------------

< 373> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970.

 

В случае, если обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, то вышестоящая комиссия согласно п. 6 комментируемой статьи направляет жалобу в нижестоящую комиссию. Во всех иных случаях вышестоящая комиссия обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из трех решений, предусмотренных в данном пункте.

С учетом норм п. 4 комментируемой статьи, п. п. 1 - 2 ст. 77 комментируемого Закона вышестоящей комиссии предоставлено право рассматривать жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимать по ним решения, в т.ч. и об отмене решения нижестоящей комиссии, но только не решений комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов (см. напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 2 ноября 2005 г. по делу N 71-Г05-17 < 374>).

--------------------------------

< 374> СПС.

 

7. Пункт 7 комментируемой статьи безотносительно к проведению конкретных выборов, референдума определяет уровни обжалования решений и действий (бездействия) комиссий, их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме:

решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения, ее должностного лица обжалуются в избирательную комиссию муниципального района;

решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, их должностных лиц обжалуются в ИКС РФ;

решения или действия (бездействие) ИКС РФ, ее должностного лица обжалуются в ЦИК России.

При этом установлено, что избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в качестве вышестоящей комиссии в соответствии с п. 6 комментируемой статьи.

8. В соответствии с п. 8 комментируемой статьи предварительное обращение в вышестоящую комиссию, ИКС РФ, ЦИК России не является обязательным условием для обращения в суд, что согласуется с нормой ч. 4 ст. 4 Закона РФ " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ), в соответствии с которой жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Соответственно, положение п. 8 комментируемой статьи исключает обязательный порядок досудебного рассмотрения спора о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме. Поданное в суд заявление о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан не может быть возвращено на том основании, что заявитель не обращался до этого в соответствующую избирательную комиссию и тем самым нарушил установленный досудебный порядок урегулирования спора (см. напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 3 ноября 2004 г. по делу N 91-Г04-14 < 375>).

--------------------------------

< 375> СПС.

 

9. Комментируемая статья допускает одновременное обжалование нарушения избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме и в суд, и в соответствующую комиссию. В случае, если суд примет жалобу к своему производству, то комиссия в соответствии с п. 9 комментируемой статьи приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу (как представляется, точнее было бы вести речь о вступлении в силу судебного акта, поскольку определением суда может быть прекращено производство по делу). В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. В иных случаях (а именно в этих случаях согласно ч. 1 ст. 224 ГПК РФ выносятся определения суда) комиссия обязана возобновить рассмотрение жалобы и принять по ней решение в соответствии с п. 6 комментируемой статьи.

9.1. Пункт 9.1 комментируемой статьи, введенный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, обязывает суды сообщать комиссиям по их запросам о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. Речь идет о жалобах (заявлениях) на решения и действия (бездействие) ОГВ, ОМСУ, общественных объединений и должностных лиц. В случае, если обжалуются решения и действия (бездействие) комиссии, то комиссия подлежит извещению в общеустановленном ГПК РФ порядке как ответчик по делу.

10. В пункте 10 комментируемой статьи перечислены субъекты права обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, органов и должностных лиц, указанных в п. 1 данной статьи. Рассматриваемый пункт согласуется с положениями ст. 259 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ), регламентирующими подачу заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан:

избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) ОГВ, ОМСУ, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться с заявлением в суд (ч. 1);

ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО, ОИК, ТИК И УИК, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах ОГВ, ОМСУ, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума (ч. 2).

Постановлением КС России от 22 апреля 2013 г. N 8-П взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, п. 10 комментируемой статьи, п. п. 2 и 3 ст. 77 комментируемого Закона, а также ч. ч. 4 и 5 ст. 92 Закона о выборах депутатов Государственной Думы признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой эти законоположения, закрепляя право избирателей на обращение в суд за защитой своих избирательных прав, вместе с тем в силу неопределенности нормативного содержания в отношении субъектов, порядка и условий обращения в суд в связи с обжалованием итогов голосования - по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, - исключают для граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, возможность обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в выборах.

С учетом этого Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ пункт 10 комментируемой статьи дополнен положением, предусматривающим, что избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

11. Пункт 11 комментируемой статьи устанавливает обязанность судов и органов прокуратуры организовать свою работу (в т.ч. в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб. Данная обязанность закреплена с учетом установленных в п. 4 ст. 78 сокращенных сроков рассмотрения жалоб, поступивших до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума: пять дней, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

12. В соответствии с п. 12 комментируемой статьи комиссии при рассмотрении жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, обязаны приглашать на заседание комиссии заявителей, а также лиц, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения. Соответственно, комиссии обязаны заблаговременно извещать указанных лиц о месте и времени заседания комиссии, на котором будет рассматриваться соответствующий вопрос. В пункте 4 ст. 20 комментируемого Закона установлено, что в случае поступления в комиссию в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, в котором указано на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, комиссия обязана незамедлительно оповестить о поступившем обращении этого кандидата, избирательное объединение, инициативную группу по проведению референдума или его (ее) уполномоченных представителей.

 

Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума

 

Комментарий к статье 76

 

1. Комментируемая статья, на что указано непосредственно в ее названии, определяет основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума. Данная статья в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ изложена полностью в новой редакции. Изменения внесены с учетом практики применения норм, регулирующих выборы в ОГВ и ОМСУ, в части устранения внутренних противоречий и отдельных пробелов в регулировании избирательного процесса, установления новых оснований отказа в регистрации кандидатов (списков кандидатов), отмены и аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов).

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает аннулирование решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в случае нарушения требования п. 19 ст. 38 комментируемого Закона, т.е. в случае, когда кандидат при проведении одних и тех же выборов зарегистрирован более чем по одному избирательному округу (за исключением регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов). Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется вышестоящей комиссией, аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлены основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов) решением той же избирательной комиссии, которая зарегистрировала кандидата (список кандидатов): подача письменного заявления зарегистрированного кандидата, выдвинутого непосредственно, о снятии своей кандидатуры (предусмотрено в п. 30 ст. 38 комментируемого Закона); подача письменного заявления органа избирательного объединения, принявшего решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, об отзыве зарегистрированного кандидата, списка кандидатов (предусмотрено в п. 31 ст. 38 комментируемого Закона); подача письменного заявления избирательного объединения об отзыве зарегистрированного кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу (предусмотрено в п. 32 ст. 38 комментируемого Закона); смерть кандидата.

Как отмечалось в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 1 октября 2008 г. по делу N 45-Г08-15 < 376>, анализ норм избирательного законодательства свидетельствует о том, что обязанность обосновать наличие вынуждающих обстоятельств для снятия своей кандидатуры с выборов ложится на кандидата, решившего реализовать свое право на отказ от участия в выборах по этому основанию в рамках соответствующих сроков, поскольку наличие или отсутствие вынуждающих обстоятельств влечет различные правовые последствия для кандидата.

--------------------------------

< 376> СПС.

 

3. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает аннулирование регистрации кандидата в случае утраты им пассивного избирательного права. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 32 Закона), наличие пассивного избирательного права является непосредственно содержанием возможности участия гражданина в выборах в качестве кандидата на выборную должность или на членство в выборном органе. Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата. В случае, если пассивное избирательное право было утрачено кандидатом до его регистрации, то согласно подп. " а" п. 7 комментируемой статьи регистрация кандидата может быть отменена только судом.

4. В пункте 4 комментируемой статьи предусмотрено аннулирование избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), регистрации кандидата (списка кандидатов), выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, а также иным общественным объединением, в случаях приостановления деятельности либо ликвидации соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения, а также иного общественного объединения.

Основаниями для аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов) в этих случаях являются:

вступившее в законную силу решение суда о приостановлении деятельности либо о принудительной ликвидации соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения;

решение соответствующего должностного лица или органа о приостановлении деятельности общественного объединения, при условии, что это решение не обжаловано или не признано судом незаконным.

Приостановление деятельности и ликвидация политических партий регламентированы положениями гл. IX Федерального закона " О политических партиях". Как предусмотрено в п. 1 ст. 40 названного Закона, в случае приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются в т.ч. права политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения принимать участие в выборах и референдумах.

Приостановление деятельности общественных объединений регламентировано положениями ст. ст. 42 - 43 Федерального закона " Об общественных объединениях", а ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства - статьей 44 названного Закона. В случае приостановления деятельности общественного объединения согласно ч. 1 ст. 43 названного Закона (в ред. Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ < 377>) приостанавливаются в т.ч. и его право принимать участие в выборах.

--------------------------------

< 377> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3029.

 

5. Пункт 5 комментируемой статьи предусматривает аннулирование регистрации списка кандидатов, в случае, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов превысит 25% от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные ОГВ или 50% от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в ОГВ субъектов РФ, ОМСУ.

При этом учитываются кандидатуры, исключенные из списка кандидатов: по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур; по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из списка кандидатов (кроме выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам); по предусмотренным в п. 26 ст. 38 комментируемого Закона основаниям исключения кандидата из заверенного списка избирательной комиссией; по предусмотренным в п. 9 комментируемой статьи отмены регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, судом.

6. Положения пунктов 6 - 9 и 12 комментируемой статьи предусматривают судебный порядок отмены регистрации кандидата, списка кандидатов. В этом отношении, прежде всего, необходимо отметить следующее. Как указано в Определении КС России от 25 декабря 2003 г. N 458-О < 378>, вопрос о конституционности законоположений, регулирующих основания и процедуру отмены регистрации кандидатов, определение органов, полномочных принимать соответствующие решения, уже был предметом рассмотрения КС России:

--------------------------------

< 378> ВКС РФ. 2004. N 3.

 

в Постановлении КС России от 11 июня 2002 г. N 10-П признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой ими закрепляется сама возможность отмены (аннулирования) регистрации кандидата, в т.ч. перед повторным голосованием;

в то же время КС России признал указанное положение не соответствующим Конституции РФ, ее ч. 2 ст. 32, ч. 2 ст. 46 и ч. 3 ст. 55, в той мере, в какой на его основании избирательная комиссия вправе принимать решение об отмене регистрации кандидата в качестве меры ответственности за нарушения избирательного законодательства. Необходимость разрешения подобных вопросов именно в судебном порядке связывается КС России с обеспечением гарантий прав граждан. В Постановлении указывается, что отмена регистрации, означающая прекращение кандидатом реализации прав и обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, затрагивает также избирательные права других граждан, тем более если речь идет об отмене регистрации кандидата, который вышел во второй тур, т.е. дальнейшее пребывание которого в статусе зарегистрированного кандидата обусловлено уже состоявшимся волеизъявлением избирателей. Поэтому в случаях, когда отмена регистрации осуществляется не в связи с реализацией кандидатом права снять свою кандидатуру или с утратой им пассивного избирательного права, а является мерой ответственности (санкцией) за нарушения избирательного законодательства по основаниям, предусмотренным федеральным законом, соответствующее решение - как требующее исследования обстоятельств и доказывания фактов, которые должны быть положены в его основу, - может быть, по смыслу ст. ст. 3, 32 и 46 Конституции РФ, принято лишь судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие и компетентным разрешить такой спор по существу;

значение - при решении вопросов об отказе в регистрации кандидата в депутаты либо аннулировании уже осуществленной регистрации - судебных гарантий и процедур, направленных на защиту как пассивного, так и активного избирательного права, на обеспечение свободных выборов и для кандидатов, и для избирателей подчеркивалось и в Постановлении КС России от 15 января 2002 г. N 1-П.

В пункте 6 комментируемой статьи предусмотрена возможность отмены судом решения избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) в случае, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований п. п. 24 - 26 ст. 38 комментируемого Закона, устанавливающих соответственно основания отказа в регистрации кандидата, основания отказа в регистрации списка кандидатов, основания исключения кандидата из заверенного списка кандидатов, иных требований, предусмотренных данным Законом, иным законом. Согласно разъяснению, данному в п. 31 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав, исходя из п. 6 комментируемой статьи решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в т.ч. положений п. п. 24 - 26 ст. 38 комментируемого Закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов). Как указано в п. 40 названного Постановления, в случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.

Пункт 6 комментируемой статьи предоставляет право отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) также вышестоящей избирательной комиссии или избирательной комиссии, определяемой по правилам п. 7 ст. 75 комментируемого Закона.

Право на обращение с соответствующим заявлением предоставлено избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), кандидату, избирательному объединению, в отношении которых вынесено решение, кандидату, зарегистрированному по тому же избирательному округу, избирательному объединению, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу. Согласно разъяснению, данному в п. 16 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав, при применении положений п. 6 комментируемой статьи, которым установлен перечень лиц, имеющих право оспорить решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), необходимо учитывать, что кандидату, включенному в зарегистрированный список кандидатов, не предоставлено право оспорить регистрацию списка кандидатов по этому же избирательному округу и отдельных кандидатов, включенных в зарегистрированный список кандидатов по тому же избирательному округу, выдвинутый избирательным объединением.

7 - 9. В положениях п. п. 7 - 9 комментируемой статьи установлены исчерпывающие перечни случаев, в которых судом может быть отменена:

регистрация кандидата (п. 7). Правом на обращение в суд с соответствующим заявлением обладают избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, и кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу;

регистрация списка кандидатов (п. 8). Правом на обращение в суд с соответствующим заявлением обладают избирательная комиссия, зарегистрировавшая список кандидатов, и избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу;

регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов (п. 9). Правом на обращение в суд с соответствующим заявлением обладают избирательная комиссия, зарегистрировавшая список кандидатов, и избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Необходимо иметь в виду, что в положениях п. п. 7 - 9 комментируемой статьи в отличие от ранее действовавшей редакции данной статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ) прямо определено, какие именно обстоятельства для целей комментируемого Закона признаются вновь открывшимися: те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов.

Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав, регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена по основаниям, предусмотренным пунктами 7 - 9 комментируемой статьи, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствовали регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии, например, в связи с сокрытием кандидатом сведений о своей судимости.

10. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает перечень случаев, в которых судом может быть отменена регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. С соответствующим заявлением в суд вправе обратиться только комиссия референдума, организующая референдум. Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена не позднее чем за три дня до дня голосования.

Установленный в п. 10 комментируемой статьи перечень случаев в отличие от перечней, установленных в п. п. 7 - 9 данной статьи, не является исчерпывающим - регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума согласно подп. " д" п. 10 комментируемой статьи может быть отменена при наличии и иных оснований, установленных комментируемым Законом, иным законом.

Следует отметить, что в ст. 89 Закона о референдуме РФ в отличие от п. 10 комментируемой статьи говорится не об отмене судом регистрации, а о вынесении судом постановления о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы. Такое постановление может быть вынесено ВС России по заявлению ЦИК России в случаях, предусмотренных в ч. 1 ст. 89 Закона о референдуме РФ (при этом перечень таких случаев установлен как исчерпывающий).

Согласно части 2 ст. 89 Закона о референдуме РФ члены инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, деятельность которых прекращена, не вправе входить в иные инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы в период соответствующей кампании референдума. В части 3 указанной статьи предусмотрено, что вступление в силу постановления ВС России о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума после принятия ЦИК России решения о достаточности количества собранных достоверных подписей в поддержку выдвижения инициативы проведения референдума не влечет за собой прекращение проведения кампании референдума.

11. В пункте 11 комментируемой статьи предусмотрено право избирательного объединения, в отношении которого возбуждено дело о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан по основанию, предусмотренному подпунктом " д" или " ж" п. 8 данной статьи, исключить из выдвинутого им списка кандидатов кандидата, действия которого послужили поводом для обращения в суд. В случае, если избирательное объединение исключит такого кандидата из списка кандидатов до принятия судом решения по делу, то производство по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан подлежит прекращению. Соответственно, избирательному объединению предоставляется возможность исключить из выдвинутого им списка кандидатов кандидата, без вынесения судом решения, которое может послужить основанием для отмены регистрации всего списка кандидатов.

12. Пункт 12 комментируемой статьи наделяет прокурора правом на обращение в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов. При этом установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых судом может быть отменена регистрация кандидата, списка кандидатов по заявлению прокурора.

 

Статья 77. Отмена решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума

 

Комментарий к статье 77

 

1 - 1.4. В комментируемой статье предусмотрены и регламентированы процедуры отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума. В данную статью внесен ряд изменений, в т.ч. Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ, принятым в целях реализации Постановления КС России от 22 апреля 2013 г. N 8-П. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 75 Закона), указанным Постановлением взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, п. 10 ст. 75 комментируемого Закона, п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, а также ч. ч. 4 и 5 ст. 92 Закона о выборах депутатов Государственной Думы признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой эти законоположения, закрепляя право избирателей на обращение в суд за защитой своих избирательных прав, вместе с тем в силу неопределенности нормативного содержания в отношении субъектов, порядка и условий обращения в суд в связи с обжалованием итогов голосования - по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, - исключают для граждан, принимавших участие в выборах в качестве избирателей, возможность обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в выборах.

Пункт 1 данной статьи предусматривает возможность отмены вышестоящей комиссией решения нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов. Отмена решения комиссии вышестоящей комиссией возможна только до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, референдума. Основанием отмены решения нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов являются допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения избирательного голосования. В случае таких нарушений вышестоящая комиссия может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

Как установлено в п. 1.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией вправе только суд. В пункте 18 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав указано, что рассматриваемый пункт закрепляет право комиссий определенного уровня на обращение в суд с конкретными требованиями, связанными с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Там же указано, что в соответствии с ч. 6 ст. 68, ч. 1 ст. 89 Закона о референдуме РФ, ч. 2 ст. 259 ГПК РФ ЦИК России, ИКС РФ, ИКМО, ОИК, ТИК и УИК, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах, в т.ч. ОГВ, ОМСУ, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

В пункте 1.1 комментируемой статьи, введенном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, предусмотрено, что суд может принять решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. В случае принятия судом такого решения комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: " Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: " Повторная". В соответствии с данным пунктом комиссия обязана информировать комиссию, организующую выборы, референдум, об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Пункт 1.2 комментируемой статьи определяет перечень случаев, в которых суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования. Данный пункт введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ, но изложен полностью в новой редакции упомянутым выше Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ. В первоначальной редакции данного пункта устанавливалось, что суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения комментируемого Закона (это положение перенесено в действующую редакцию п. 4 комментируемой статьи). Также предусматривалось, что в случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, то суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

Тем же Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ в комментируемую статью введены пункты 1.3 и 1.4, предусматривающие, что:

суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подп. " а" и " б" п. 1.2 данной статьи;

отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.

Согласно разъяснениям, данным в п. 39 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав, при выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений п. 1 ст. 70 комментируемого Закона, п. 1.1 комментируемой статьи решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума; в этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума; если срок полномочий соответствующей комиссии истек, суд не вправе определять, какая комиссия должна произвести повторный подсчет голосов; решение этого вопроса относится к компетенции комиссии, которая организовала подготовку и проведение выборов, референдума.

2 - 4. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает перечень нарушений избирательного законодательства, при допущении одного из которых кандидатом, признанным избранным, избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, судом может быть отменено решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов. Подпункты " д" и " е" введены в данный пункт упомянутым выше Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ. В результате рассматриваемый пункт устанавливает открытый перечень оснований для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов. Предусмотренные в подп. " б" - " е" данного пункта нарушения избирательного законодательства могут являться основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов только в случае, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Тем же Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ изложен в новой редакции пункт 3 комментируемой статьи, ранее предусматривавший, что суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте РФ, в России в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Пункт 3 комментируемой статьи в действующей редакции определяет открытый перечень случаев, в которых суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта РФ, местного референдума о результатах референдума. Подобное регулирование содержалось в прежней редакции п. 4 данной статьи (т.е. до внесения изменений Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ). Так, предусматривалось, что суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта РФ, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.

Основания для отмены судом решения комиссии федерального референдума об итогах голосования установлены в ч. 1 ст. 88 Закона о референдуме РФ: если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Закона о референдуме, суд может отменить решение комиссии референдума об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума, - о признании итогов голосования недействительными.

В пункте 4 комментируемой статьи в новой редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 51-ФЗ) предусмотрено, что суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения комментируемого Закона. Как говорилось выше, подобное положение содержалось в п. 1.2 данной статьи в прежней редакции.

Следует отметить, что Определением КС России от 24 января 2006 г. N 39-О признано ошибочным утверждение о том, что пункты 3 и 6 комментируемой статьи воспроизводят признанное КС России не соответствующим Конституции РФ положение п. 3 ст. 64 утратившего силу Закона 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав, согласно которому суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов в случае, если нарушения избирательного законодательства не позволяют " с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей". При этом КС России указал следующее:

в Постановлении от 15 января 2002 г. N 1-П КС России пришел к выводу, что названное положение п. 3 ст. 64 Закона 1997 г. об основных гарантиях избирательных прав ограничивает полномочия суда по отмене итогов голосования, результатов выборов и выявлению " адекватности отражения в них реальной воли избирателей", подменяя такое выявление формальным " определением достоверности результатов волеизъявления избирателей", принявших участие в голосовании, и тем самым умаляет и ограничивает избирательные права и право граждан на судебную защиту;

в официально опубликованном Определении КС России от 5 июня 2003 г. N 215-О отмечалось, что изложенная в Постановлении от 15 января 2002 г. N 1-П правовая позиция имеет общий характер и распространяется не только на случаи незаконного отказа в регистрации кандидата, но и на другие случаи нарушения избирательного законодательства, в т.ч. на случаи нарушения правил составления списков избирателей, и констатировалось, что данная правовая позиция была учтена и законодательно закреплена в комментируемом Законе (пункты 2 - 4 комментируемой статьи) и ряде других федеральных законов;

официально опубликованным Определением КС России от 12 апреля 2005 г. N 114-О было подтверждено, что положения пункта 3 комментируемой статьи сами по себе не нарушают конституционные права и не препятствуют вынесению судами обоснованных решений на основе установления имеющих значение для дела обстоятельств организации и проведения выборов.

Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает возможность отмены судом решения комиссии референдума субъекта РФ, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума, а также устанавливает перечень случаев, в которых суд может вынести такое решение. Данный перечень является открытым: судом может быть отменено решение комиссии регионального референдума, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае и других нарушений законодательства о референдуме, нежели прямо перечисленные в п. 4 статьи, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.

Согласно разъяснениям, данным в п. 39 Постановления Пленума ВС России от 31 марта 2011 г. N 5 о защите избирательных прав:

основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подп. " б", " в", " г" п. 2, п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подп. " а" п. 2 данной статьи;

если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий. В случае, если рассмотрение требований о признании незаконными решений участковых избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования неподсудно данному суду, то заявление в отношении таких требований возвращается заявителю на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, поскольку проверка законности решений участковых комиссий может осуществляться судом, к подсудности которого законом отнесено рассмотрение дела. Иное вступило бы в противоречие с положениями ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи нарушения избирательного законодательства, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов, не имеют значения для оценки судом законности решений об итогах голосования, о результатах выборов. Тем самым установлена гарантия реализации пассивного избирательного права кандидатами, не допускавшими существенных нарушений избирательного законодательства (в случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, - при условии, что данное избирательное объединение не допускало таких нарушений).

6. Пункт 6 комментируемой статьи определяет правовые последствия отмены избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей: в этом случае выборы по соответствующему избирательному округу признаются недействительными. В случае признания выборов недействительными согласно п. 5 ст. 71 комментируемого Закона орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы. Как говорилось выше, в Определении КС России от 24 января 2006 г. N 39-О изложена правовая позиция в отношении рассматриваемого пункта.

7. В пункте 7 комментируемой статьи учтена особенность проведения выборов по многомандатному избирательному округу, т.е. избирательному округу, в котором избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально: предусмотренные в п. 2 данной статьи нарушения, допущенные со стороны отдельных кандидатов, могут повлечь отмену решения о результатах выборов только в части, касающейся этих кандидатов. В случае отмены решения о результатах выборов в части, касающейся отдельных кандидатов, выборы в этой части признаются недействительными и далее следует процедура повторных выборов в части нераспределенных мандатов.

8. Пункт 8 комментируемой статьи учитывает особенности проведения выборов по спискам кандидатов: предусмотренные в п. 2 данной статьи нарушения, которые по общему правилу являются основанием для отмены судом решения о результатах выборов, допущенные со стороны отдельных избирательных объединений, могут повлечь отмену судом решения о допуске этих избирательных объединений к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов.

В соответствии с ч. 9 ст. 92 Закона о выборах депутатов Государственной Думы нарушение региональной группой кандидатов требований, предусмотренных указанным Законом, выразившееся в превышении региональной группой кандидатов расходов из средств избирательного фонда соответствующего регионального отделения политической партии более чем на 10% от установленной в соответствии с настоящим Законом о выборах депутатов Государственной Думы предельной суммы всех расходов из средств указанного избирательного фонда, влечет за собой отмену судом решения о передаче депутатских мандатов этой региональной группе кандидатов и перераспределение депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов.

9. В пункте 9 комментируемой статьи определены правовые последствия отмены судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума: в этом случае результаты референдума признаются недействительными. Согласно пункту 8 ст. 73 комментируемого Закона в случае, если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Как говорилось выше, в ч. 1 ст. 88 Закона о референдуме предусмотрено, что в случае, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения указанного Закона и допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал