Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перспективы развития сельского хозяйстваॱ Россииॱ.
Наॱ сегодняшнийॱ деньॱ устойчивоеॱ развитиеॱ отраслейॱ АПКॱ нуждается в инвестиционной активности, в предоставлении предприятиям необходимых денежныхॱ иॱ материальныхॱ ресурсовॱ. Инвестицииॱ предоставляютॱ собойॱ долгосрочныеॱ вложенияॱ на приобретение основных фондов и оборотных средств в процессеॱ хозяйственнойॱ деятельностиॱ с целью получения прибыли. Инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, имущественные права, имеющую денежную оценкуॱ, вкладываемыеॱ вॱ объектыॱ предпринимательскойॱ деятельностиॱ вॱ целях прибыли или достижения иного полезного эффекта. На сегодняшний день вопросॱ обॱ инвестицияхॱ вॱ сельскохозяйственныйॱ бизнес в России — вопрос очень непростой [17]. Так же немало важно влияют факторы наॱ перспективуॱ развитияॱ сельскогоॱ хозяйства. 1. Право на приобретение земли в собственность. Сегодня землю можно покупать и продавать. Поॱ словамॱ экспертовॱ, околоॱ 13 % совокупныхॱ обрабатываемых сельскохозяйственных земель находится в собственности индивидуальных фермеров, 78 % принадлежит аграрным компаниям, 9 % — частным лицамॱ. Околоॱ 40 % владеютॱ региональныеॱ администрацииॱ иॱ государственные структуры в рамках предприятий АПК. «Земельный вопрос всегда был, есть иॱ будетॱ однимॱ изॱ главныхॱ вॱ политике Российского государства и работа по его решению — одно из важнейших направленийॱ укрепленияॱ экономического благосостояния нашей страны» как говорил Академик Н. В. Комов[7]. 2. Налоговые льготы. В 2005 году правительство установилоॱ новыеॱ налогиॱ дляॱ сельхозпроизводителейॱ. А именно, на 2006–2008 годы была принята нулевая ставка налога на прибыль, которая должнаॱ возрастиॱ вॱ 2009-мॱ доॱ 6 %, аॱ вॱ 2010–2011-мॱ — доॱ 12 % против нынешних 24 % в других отраслях. Сельское хозяйство — единственный секторॱ вॱ Россииॱ, гдеॱ действуютॱ налоговыеॱ льготы и отсутствуют дополнительные сборы (такие, как акциз или НДПИ). 3. Регулирование импортаॱ. Вॱ 2003-мॱ былиॱ установленыॱ квотыॱ наॱ импортॱ сырого мяса, причем квоты ежегодно пересматриваются. По данным Министерства экономическогоॱ развитияॱ, наॱ 2008 годॱ ониॱ установленыॱ вॱ следующихॱ размерахॱ: мясоॱ птицы — 1, 2 млн. тонн (из них 74, 4 % могут поступить изॱ СШАॱ); свининаॱ — 0, 5 млнॱ. тонн (из них 50, 4 % — из Евросоюза); говядина — 0, 45 млн. тонн (из них 79 % — из Евросоюза). Пошлина наॱ импортॱ мясаॱ вॱ пределахॱ установленныхॱ квотॱ составляетॱ 15 % отॱ егоॱ таможенной стоимости. Тарифы на ввоз с превышением квотॱ существенноॱ вышеॱ (60 % дляॱ свининыॱ иॱ мясаॱ птицыॱ, 30 % для говядины)[32]. 4. Созданы условия для привлечения заемных средств. Деньги выделяютсяॱ изॱ федеральногоॱ иॱ местныхॱ бюджетовॱ для субсидирования процентных расходов по обслуживанию кредитов, которые связанны с инвестициями вॱ сельскоеॱ хозяйствоॱ. Государствоॱ компенсируетॱ процентные расходы сельскохозяйственным компаниям в размере 95 % от ставки рефинансирования Банка России, но неॱ болееॱ 95 % совокупныхॱ процентныхॱ расходовॱ. Кॱ примеру, если аграрная компания получила заем по ставке 13 %, то правительство выплачивает банкуॱ 9, 5 %, аॱ сам производитель отдает оставшиеся 3, 5 %[59]. 5. Интервенции на зерновом рынке. Для того, чтобы влиять на цены внутреннего рынкаॱ страныॱ, Министерствоॱ сельскогоॱ хозяйства создало специальный фонд. Его зерновые запасы пополняются за счет правительственных закупок в урожайныеॱ годыॱ. Зерноॱ помещаетсяॱ вॱ частныеॱ хранилища и находится там до тех пор, пока ситуация не изменится иॱ внутренниеॱ цены на зерно не возрастут на фоне значительного экспорта или плохого урожая. Последний раз интервенция проводиласьॱ вॱ марте 2008-го, когда на рынке были проданы около 12 тыс. тонн пшеницы и около 5 тыс. тонн ржиॱ [19]. 6. Экспортныеॱ барьерыॱ. Правительствоॱ используетॱ разныеॱ способыॱ ограничения вывоза сельскохозяйственной продукции в целях контроля поставок и цен наॱ внутреннемॱ рынкеॱ. Напримерॱ, вॱ ноябреॱ 2007 годаॱ была введена сезонная экспортная пошлина на пшеницу и ячмень, действовавшая доॱ 1 июляॱ 2008-гоॱ. Вॱ декабреॱ 2007-гоॱ ееॱ повысили с 10 % (не менее 22 евро за тонну) до 40 % (не менее 105 евроॱ заॱ тоннуॱ)[37]. 7. Компенсацияॱ стоимостиॱ удобренийॱ, семянॱ и горючего. Селяне могут рассчитывать на частичное (не более 50 %) покрытие этихॱ расходовॱ. Вॱ регионах России применяются разные механизмы компенсации, обычно средства выделяются местными бюджетами[41]. 8. Инвестиции в производство сельхозпродукцииॱ. Вложениеॱ денег дают возможность российским компаниям получение субсидий, а также гарантируют им льготный режим налогообложения. Помимо этогоॱ, внутриॱ страны сложилась благоприятная ценовая политика, а в перспективе российские холдинги способны выйти и на мировые сельскохозяйственныеॱ рынкиॱ. Причемॱ инвестицииॱ вॱ производствоॱ зернаॱ снижаютॱ сырьевыеॱ издержки и себестоимость, конечно если цепочка стоимости предусматривает дальнейшуюॱ переработкуॱ, либоॱ еслиॱ оноॱ используетсяॱ вॱ качестве сырья (например, кормов для скота, в мукомольном или хлебопекарном производствеॱ)[64]. 9. Основнаяॱ стратегияॱ, инвестицииॱ вॱ землюॱ. Понятно, что цены не отражают ее реальную стоимость, поэтому можно приобретать сельхозугодияॱ какॱ дорожающийॱ активॱ, которыйॱ способенॱ генерироватьॱ растущиеॱ денежные потоки. Кроме того, землю можно использовать в качестве залогаॱ дляॱ полученияॱ болееॱ дешевыхॱ кредитовॱ. 10. Развитие инфраструктуры. Высокие мировые цены на зерно дают возможность российским производителям выходитьॱ наॱ экспортныеॱ рынкиॱ. Поॱ оценкамॱ специалистовॱ с 2007 по 2013 год вывоз зерна может возрасти в пять раз доॱ 60 млнॱ. тоннॱ вॱ годॱ [60]. Однакоॱ инвесторы могут столкнуться с риском в сельском хозяйстве. К примеру, сезонность, отсутствиеॱ денегॱ наॱ начальномॱ этапеॱ инвестиционногоॱ цикла, удорожание земли нехватка квалифицированных кадров, удобрений, ГСМ. Выходом из сложившейся ситуацииॱ можетॱ статьॱ страхование рисков в сельском хозяйстве[63]. Таким образом, сельское хозяйство России нуждается в постоянной поддержки соॱ стороныॱ государстваॱ. Наॱ сегодняшнийॱ деньॱ государствоॱ уделяетॱ вниманиеॱ этойॱ отрасли разрабатывает различные программы развития, что благоприятно сказываетсяॱ наॱ сельском хозяйстве. Отрасль становиться прибыльной и тем самым привлекает инвесторов. Инвесторы, инвестировавшие в качественные сельскохозяйственные активыॱ, вероятноॱ, окажутсяॱ вॱ болееॱ выгодномॱ положенииॱ благодаряॱ основным фундаментальным трендам, а именно росту численности населения и развитиеॱ экономикиॱ. Инвесторыॱ, покупающиеॱ сельскохозяйственныеॱ активы по сегодняшним ценам, в долгосрочной перспективе страхуют свои вложения от инфляционных тенденцийॱ иॱ создаютॱ отличныйॱ задел для получения хорошей прибыли в будущем. Заключение. Итак, изучение данной темы дает обильнуюॱ пищуॱ дляॱ размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависятॱ решенияॱ, принимаемыеॱ (илиॱ неॱ принимаемыеॱ) наॱ микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряетॱ, аॱ неॱ указываетॱ вॱ директивномॱ порядкеॱ. Приॱ созданииॱ благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересомॱ государстваॱ, тоॱ естьॱ обществаॱ. Следовательноॱ, государствоॱ должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, котораяॱ являетсяॱ дляॱ негоॱ наиболееॱ приоритетнойॱ. Следуетॱ отметитьॱ, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, гдеॱ егоॱ вмешательствоॱ неॱ являетсяॱ необходимымॱ. Этоॱ неॱ толькоॱ ненужноॱ, но и вредно для экономики. В целом трудноॱ переоценитьॱ роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороныॱ монополийॱ, обеспечиваетॱ потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороныॱ. Сॱ другойॱ стороныॱ, государственноеॱ вмешательствоॱ можетॱ в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вредॱ экономикеॱ страныॱ, какॱ этоॱ былоॱ воॱ Францииॱ вॱ концеॱ 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активногоॱ государственногоॱ вмешательстваॱ изॱ страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. Как мне кажется, основная задача государства состоит вॱ томॱ, чтобыॱ удерживатьॱ " золотуюॱ серединуॱ " вॱ сфере влияния на рыночную экономику. Под государственным регулированием развития сельского хозяйства понимаются целенаправленное воздействие государства на организацию хозяйственной деятельности коммерческих организаций в указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования являются закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т.е. преимущественно экономические методы. Регулирование сельского хозяйства представляет собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных и социальных мероприятий. Цель государственного регулирования — преобразование сельского хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики; стабилизация агропромышленного производства; создание условий для нормального экономического функционирования производства, осуществления аграрной реформы и прежде всего земельных преобразований, приватизации; формирование структуры новых рыночных отношений, развитие предпринимательства. Основными направлениями реформирования становятся разработка и реализация мер по стабилизации агропромышленного производства, устранение диепаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, разработка системы продовольственного обеспечения населения, земельная реформа, введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики, создание рыночной инфраструктуры, реорганизация системы и методов управления АПК, социальное преобразование села, подготовка кадров и др. Основные сферы государственного регулирования направлены на осуществление следующих реформ: а) земельной; б) собственности; в) структуры сельскохозяйственных коммерческих организаций; г) отношений сельскохозяйственных производителей государством; д) экономических взаимоотношений с другими отраслями народного хозяйства. Решающая роль в государственном регулированы сельского хозяйства принадлежит прежде всего аграрному законодательству, которое только формируется. Значительное место принадлежит здесь законам и нормативным актам федеральных органов государственной власти. Законодательные акты определяют основные формы и методы государственного регулирования, содержание осуществляемых в этой области мероприятий, программ развития сельского хозяйства. Новые системы управления сельским хозяйством происходит очень медленно, в том числе из-за отсутствия законодательной базы, нечеткости ряда нормативных актов в этой области, что позволяет избежать предусматриваемых ими направлений развития либо проводить изменения формально, фиктивно. Это дает возможность проводить акционирование без формирования реальных собственников-акционеров, создавать новые коммерческие организации без изменения сути существовавших в них правовых отношений собственности, управления и пр. Такие процессы, как приватизация, подменяются фиктивной приватизацией. Вместо создания оптимальных по размерам крестьянских хозяйств, способных использовать существующую сельскохозяйственную технику, идет процесс возвращения к ручному труду. Акционирование, не подкрепленное законодательством об эффективном использовании полученной земельной доли или земельного участка, ведет к их омертвлению, снижению эффективности использования земельных участков. Главный принцип государственной поддержки аграрного сектора — не удовлетворение любых финансовых запросов отрасли, а реальная реформа ее экономического механизма. Аграрные отношения регулируются органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции, органы общей компетенции, органы управления сельским хозяйством всех уровней, а также органы, наделенные специальной компетенцией в сфере своих полномочий. Таким образом, законодательные акты определяют основные методы государственного регулирования. Не смотря а значительное влияние со стороны ученых, методы государственного регулирования новых хозяйственных формирований, механизм реорганизации предприятий и наделения работников правами собственности требуют дальнейшей разработки.
Библиографический список:
|