Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культурная жизнь города
В первой половине XIX века углубился разрыв между материальной и духовной культурой господствующих верхов и культурой трудящихся. Богатые люди и крупные чиновники Красноярска переселялись в каменные дома или обшитые тесом деревянные особняки. С 30-х годов на центральных улицах губернского центра стали появляться тротуары, уличные фонари, будки ночных сторожей. Тогда же набережную Енисея на Стрелке по приказу губернатора А.П. Степанова обсадили деревьями. В это же время обустраивают городской сад (ныне Центральный парк культуры и отдыха). Привычным местом проведения праздничных вечеров стало здание Общественного собрания, построенное по проекту декабриста Г.С. Батенькова (пр. Мира, 67). В нем был зал для танцев, комнаты для карточных игр, бильярдная комната. В связи с золотопромышленным бумом с 40-х годов в Красноярск стали наезжать музыканты, комедианты, медиумы. В конце 1849 г. в городе давала концерты известная пианистка Кристиани, в 1861 г. выступал фокусник Беккер. Состоятельные красноярцы могли посещать передвижной театр, бывали в музее восковых фигур. В 1838 г. для «приличной публики» была учреждена библиотека. В 1828 году к 200-летию Красноярска по инициативе первого губернатора Александра Петровича Степанова в Москве выходит «Енисейский альманах» – первый литературный сборник красноярских литераторов. Хотя книга вышла в свет тиражом в 75 экз., столичная критика ее сразу заметила и высоко оценила творчество красноярских авторов. Участие в альманахе принял и сам губернатор: ему принадлежит статья «Путешествие в Кяхту из Красноярска». Еще раньше, в 1823 г., было создано и некоторое время действовало общество «Беседы об Енисейском крае». Самостоятельной литературной организацией была основанная в 1829 г. местным чиновником-литератором В.И. Соколовским «Красноярская литературная беседа». Литературную известность ему принесла поэма «Мироздание», опубликованная в 1832 г. в журнале «Телескоп». Многие маститые литераторы отмечали талант В.И. Соколовского, но ему не суждено было занять видное место в русской литературе. Он был арестован как член кружка А.И. Герцена и Н.И. Огарева и умер в заточении, будучи еще молодым человеком. Интерес к литературе сохранился у образованной части красноярцев и в последующие годы. Не только чиновники, но и купцы, и казаки выписывали различные столичные журналы. Такие, как «Телескоп», «Московские ведомости», журнал «Современник». Любимым автором у читающих горожан был А.С. Пушкин. В 30-50-е гг. большим спросом пользовались романтические произведения писателя-декабриста А.А. Бестужева-Марлинского, роман М.Н. Загоскина «Юрий Милославский». Особой популярностью пользовалась рукописная, в основном сатирическая, литература местных авторов. В условиях николаевского режима такая литература, несмотря на различные общественно-политические позиции авторов и неизбежное мелкотемье, была одной из форм общественного протес та. Рукописные произведения бичевали продажность местных властей, алчность купцов – предпринимателей и золотопромышленников, сытую бездуховность обывателей, чревоугодие и другие пороки. Наиболее известными представителя рукописной поэзии были Иван Иванович Варлаков и Фортунат Иванович Петухов – выпускники Тобольской духовной семинарии; Матвей Александрович Александров – чиновник и служащий; поэт-самоучка из местных казаков Василий Матвеевич Суриков, М.А. Бутаков, В.Ф. Джунковский, Н.В. Латкин и другие. Самобытным и наиболее демократичным по происхождению и по содержанию было творчество поэта-самоучки из местных казаков Василия Матвеевича Сурикова (1826-1868), он приходился двоюродным дядей В.И. Сурикову. Он выпускал рукописный сатирический листок «Шаман, или Сойотская иллюстрация» с 1863 г. В течение года он выпустил 80 номеров этого листка, каждый из которых представлял собой два листа большого формата голландской бумаги с текстом и карикатурами, выполненными карандашом самим автором. В «Шамане» язвительно и резко обличались пороки системы управления, взяточничество чиновников, самодурство местных нуворишей. Пользовалась популярностью и «Панорама» М.А. Бутакова, она была типичным образцом салонной поэзии. В непритязательной литературной форме она знакомит с завсегдатаями и отдельными выдающимися личностями Общественного собрания губернского Красноярска середины XIX века, причем обличительные мотивы в ней едва проглядываются. Автор «Панорамы» играл видную роль в общественной жизни Красноярска того времени. С 1856 г. его назначают почетным смотрителем, т.е. покровителем и меценатом местного уездного училища, открытого в 1819 году. Большое влияние на культурную жизнь города оказали декабристы. В разное время в Красноярске на поселении находились: Ф.П. Шаховский (1827-1828), Н.С. Бобрищев-Пушкин (1831-1840), С.Г. Краснокутский (1833-1838), П.С. Бобрищев-Пушкин (1832-1840), М.А. Фонвизин (1836-1838), М.Ф. Митьков (1836-1849). М.М. Спиридов (1839-1854) и В.Л. Давыдов (1839-1855). Несмотря на суровые испытания, болезни, декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу. Их деятельность в Красноярске носила просветительский характер. Они обучали детей (В.Л. Давыдов), помогали юридическими советами местным жителям (С.Г. Краснокутский), вводили новые сорта культур и передовую агротехнику (М.М. Спиридов), лечили, оказывали материальную помощь беднякам (братья Н.С. и П.С. Бобрищевы-Пушкины, В.Л. Давыдов, Ф.П. Шаховской, М.Ф. Митьков, М.М. Спиридов), занимались литературой и научной деятельностью (В.Л. Давыдов, М.А. Фонвизин, М.Ф. Митьков). «Властителем дум» называли Василия Львовича Давыдова жители Красноярска. Часто в доме Давыдовых собирались друзья-декабристы, чиновники, студенты. Звучала музыка, читались стихи, ставились театральные инсценировки. У них в доме была великолепная библиотека и домашняя школа, в которой обучались дети из семей близких друзей. Центром культурной жизни становится наряду с домом Давыдовых, дом Фонвизиных. Широким был круг интересов и у Михаила Фотиевича Митькова. Он выписывал все московские газеты и журналы. Увлекаясь точными науками, оборудовал у себя механическую мастерскую и метеорологическую площадку. Более 10 лет вел специальные наблюдения за погодой, эти данные представляли большой научный интерес. М.Ф. Митьков и В.Л. Давыдов умерли в Красноярске и похоронены на Троицком кладбище. Правительство старалось не допускать трудовое население к настоящей культуре. В 1861 г. церковь, тюрьма и кабак являлись тремя китами «культурной» политики. Состояние народного образования и медицины в то время было удручающим. В городе действовало уездное и казачье училища, дававшие только начальное образование, а медицинскую помощь оказывали шесть врачей и повивальных бабок с особыми свидетельствами. В таких условиях общий культурный уровень тружеников-горожан был низким, в середине XIX в. только двое из ста жителей знали грамоту. Зато количество кабаков с 1820 по 1860 гг. выросло в 5 раз, с 6 до 30, общее количество различных питейных заведений в Красноярске доходило до 70. Общая застройка Красноярска определялась планом 1828 года. По-прежнему главной магистралью города была улица Воскресенская (ныне пр. Мира), которая начиналась от Стрелки и проходила на запад через весь Красноярск. В те годы были заложены площади: Соборная (ныне пл. Революции), Плац-Парадная (ныне Красная) и Острожная (на стыке улиц Республики и Лебедевой). Узловыми точками городской планировки являлись пространственные ориентиры – соборы и церкви. К Воскресенскому собору и Покровской церкви, возведенным в формах сибирского барокко в XVIII столетии, в первой половине XIX добавились Благовещенская, Всехсвятская и Троицкая каменные церкви, а в 60-х гг. был достроен Рождественский собор, заложенный еще в 1845 г. Проект Рождественского собора был выполнен столичным архитектором Константином Тоном, автором проекта храма Христа-спасителя. В 1855 году на горе Кум-Тигей (Покровской) вместо деревянной построили каменную часовню Святой Параскевы Пятницы на деньги известного мецената П.И. Кузнецова. Она стала памятником всем красноярцам, погибшим в первый боевой период жизни города-острога. Еще одной архитектурной приметой того времени стало сооружение первого в городе мемориального памятника знаменитому путешественнику, государственному деятелю и дипломату Николаю Петровичу Резанову в 1831 году. Памятник был поставлен на могиле Н.П. Резанова в ограде Воскресенского собора у окна престольной апсиды на восточной стене храма. В первой половине XIX века Красноярск сделал большой шаг в своем культурном развитии. Возрос интерес населения к образованию, расширился круг его чтения, активно развивались рукописная и печатная литература, возникли литературный и историко-краеведческий кружки, появились общественная библиотека и передвижной театр. Большой вклад в культуру города был сделан декабристами. Вопросы для самопроверки 1. Когда и почему образована Енисейская губерния? 2. В чем причины изменения состава и численности населения города? 3. Охарактеризуйте структуру промышленности Красноярска. 4. Какое влияние оказала золотопромышленность на развитие города? 5. Какова роль декабристов в культурной жизни Красноярска в XIX в.?
|